33 лучших фильма 2017 года
Составление кинорейтингов – задача не из простых. К какому год относить фильм «Ла-Ла Ленд», вышедший в мире в 2016-ом, но до России, как и почти все «оскароносное», добравшийся лишь в 2017-ом? А как писать про «Пост» Стивена Спилберга? Его не показывали ни на одном фестивале, но выпустили в очень ограниченный американский прокат в декабре, чтобы выполнить условия Киноакадемии США. Так что в этом списке будут лишь те фильмы, мировые премьеры которых состоялись в 2017-ом году и которые нам удалось в этом же году посмотреть. Три лучших ленты отмечены призовыми местами и спрятаны в подвале текста; прочие тридцать картин, будем считать, разделили четвертое место.
«Оно»
США. Реж. Андрес Мускетти
Компромиссная экранизация Стивена Кинга, оказавшаяся на фоне нынешних травоядных ужастиков чуть ли не ветхозаветным террором. А еще – трогательный филиал «Очень странных дел» на большом экране. Но повторимся в десятый раз: лучшей экранизацией Кинга все еще является «Останься со мной».
Читайте также – Очень страшное «Оно»: экранизация романа Стивена Кинга.
«Фантастическая женщина»
Чили. Реж. Себастьян Лелио
Лучший сценарий года по версии Берлинского фестиваля и один из тройки самых вероятных кандидатов на иностранный «Оскар» по мнению букмекеров: чилийская драма о столкновении трансгендера с бюрократическим адом. Редкий случай, когда кино о ярости и гневе снимается столь деликатно.
«Величайший шоумен»
США. Реж. Майкл Грэйси
В российском прокате с 3 января
Самый вдохновляющий мюзикл года, которому не хватает лишь капельки сложности, чтобы стать новым «Ла-Ла Лендом»: сюжет, в котором заложены все возможности для глубокой драмы, здесь чересчур быстро становится семейной сказкой. Но мы тоже хороши: странно требовать от «Холодного сердца», чтобы оно было «Тельмой и Луизой».
«Движение вверх»
Россия. Реж. Антон Мегердичев
Трехочковый, заброшенный российским кино за считанные секунды до финального свистка: благодаря этому спортивному блокбастеру 28-го декабря возникло ощущение, что весь год наш кинематограф двигался именно вверх.
«мама!»
США. Реж. Даррен Аронофски
Агрессивный калейдоскоп библейских видений, от которого все ждали чего-то большего — а получили странную головоломку, тут же была объявленную критиками чересчур простой. Может быть, так оно и есть, но последовавшая за премьерой размолвка Дженнифер Лоуренс и Даррена Аронофски определенно сделала этот фильм еще глубже, трагичнее и интереснее. Спасибо таблоидам за культпросвет!
Читайте также – «мама!»: что не так с новым фильмом Даррена Аронофски
«Истории семьи Майровитц»
США. Реж. Ноа Баумбах
Возможно, на этом месте должна была быть черно-белая британская «Вечеринка» – взрывоопасный часовой спектакль о семейном разладе. Но после эмоционального урагана, устроенного в «Истории семьи Майровитц» Дастином Хоффманом, Эммой Томпсон, Беном Стиллером, Адамом Сэндлером и блистательной Грейс ван Паттерн, не остается ощущения опустошения, поэтому из двух фильмов хочется выбрать американский. Потому что сюжеты, в которых враги сожгли родную хату, имеют свойство угнетать. Особенно когда враги и есть родные. А в трагикомедии Netflix есть хоть какой-то, но выход.
«Заложники»
Россия. Реж. Резо Гигинеишвили
Драма о захвате самолета на излете СССР. Неожиданный, но твердый шаг режиссера «Жары» в сторону «Мюнхена», «Мамы» и «Крестного отца».
«Дюнкерк»
Великобритания. Реж. Кристофер Нолан
Ни один фильм в этом году не управлял временем и звуком виртуознее, чем «Дюнкерк». И ни один режиссер не управлял чужими активами так же бесстрашно, но результативно, как Кристофер Нолан.
Читайте также – «Дюнкерк» Кристофера Нолана: в чем его главное противоречие?
«Темные времена»
Великобритания. Реж. Джо Райт
Российская премьера 18 января
А это история о том, что происходило по другую сторону Ла-Манша в то время, как солдаты в Дюнкерке готовились к смерти. Ожидаемо совершенный байопик Уинстона Черчилля – до того безупречный, что даже игру Гэри Олдмана в нем воспринимаешь, как что-то должное. А между тем, пишут, что это лучшая роль в его карьере.
«Лес»
Россия. Реж. Роман Жигалов
Через какие только субстанции новейшая культура не пыталась описать российскую действительность – через бабки, нефть, через гвозди из теллура... Режиссер-дебютант из Архангельской области Роман Жигалов придумал страшный и действенный образ – пылающий лес. Если «Долгая счастливая жизнь» казалась вам жестким фильмом, то прогулка по «Лесу» быстро приведет вас в чувства: настоящая жизнь именно такая, как в нем.
Читайте также – Пылающий «Лес»: еще один настоящий фильм о настоящей России.
«Бегущий по лезвию 2049»
США. Реж. Дени Вильнев
Может быть, этот фильм и разочаровал многих фанатов оригинального «Бегущего по лезвию» (и создал панику в зале ожидания новой «Дюны»), но трех качеств у него не отнять. И это те качества, с которыми можно захватить даже страну Оз: отвага, мудрость и красота.
Читайте также – Бег на месте, Набоков и Кафка
«Лавстори»
Россия. Реж. Петр Тодоровский
Романтические комедии, способные резонировать с самоощущением целого поколения, выходят до обидного редко: из российских можно вспомнить «Займемся любовью», «Прогулку» и «Питер-ФМ». «Лавстори», в которой таксист Александр Петров везет гламурную барышню Вильму Кутавичюте на свадебное заклание из Москвы в Сочи, обязательно впишется в этот ряд. Да что там, порой это почти русский «Ла-Ла Ленд».
«Сияние»
Япония. Реж. Наоми Кавасе
Обруганная критиками, но все равно бесконечно трогательная история о японской девушке, которая составляет тифлокомментарии к фильмам и таким образом учится замечать в окружающем мире еще больше красоты.
«Квадрат»
Швеция. Реж. Рубен Эстлунд
Остроумный и высокомерный триумфатор Канн и любимчик Европейской киноакадемии, за надменностью которого, впрочем, скрывается печальный страх. Художник-акционист Эстлунд уверен, что вся Европа держится на своде негласных договоренностей, и если хоть одна из них рухнет, то посыпется весь карточный домик.
«Теснота»
Россия. Реж. Кантемир Балагов
Фильм, о котором очень тихо говорили до Канн и очень громко кричали после «Кинотавра», – дебют кабардино-балкарского режиссера Кантемира Балагова, выпускника мастерской Александра Сокурова. Есть подозрение, что что-то похожее мог бы снять Ксавье Долан, попадись ему сценарий про обреченную любовь во время кавказской войны.
Читайте также – «Если бы не Сокуров, этого фильма просто не было»: интервью с Кантемиром Балаговым.
«Направления»
Болгария. Реж. Стефан Командарев
Снятый якобы без склеек фильм о приключениях полдюжины таксистов в ночной Софии. Удивительное сочетание технического совершенства с простодушной драматургией, что-то среднее между «Дитя человеческим» и «Аритмией».
«Тельма»
Норвегия. Реж. Йоаким Триер
Парадоксальный мистический триллер о потере невинности и обретении Бога. Или наоборот – поди разберись. Ясно одно: актриса Элли Харбоа – новая Миа Фэрроу.
«Ветреная река»
США. Реж. Тейлор Шеридан
Угрюмый и холодный неовестерн с Джереми Реннером и Элизабет Олсен, отмеченный наградой в Каннах (призом за режиссуру для дебютанта Тейлора Шеридана в секции «Особый взгляд»), но пропавший со всех радаров в конце года – вместе со своим продюсером Харви Вайнштейном.
«Костер на ветру»
Россия. Реж. Дмитрий Давыдов
Еще одно чудо из российской глубинки: фильм сельского учителя из Якутии, содержанием похожий на последние притчи Клинта Иствуда, а формой — на пейзажные зарисовки Акиры Куросавы. Простая и могучая история о человеческом поступке, в которой переплетаются христианские и языческие мотивы — настоящая песнь льда и огня по-якутски.
«Форма воды»
США. Реж. Гильермо дель Торо
В российском прокате с 18 января 2018
Три прекрасных фильма в одном флаконе; кажется, «Форма воды» – тот редкий случай, когда не стыдно употребить эту избитую фразу. Мюзикл о любви глухонемой уборщицы и печального монстра; триллер о Холодной войне и фантастическая элегия от автора «Хеллбоя».
«Аритмия»
Россия. Реж. Борис Хлебников
Джазовый концерт в карете скорой помощи; пронзительная, как и всегда у Бориса Хлебникова, история о подвиге как основе быта. Долгожданное вторжение Ирины Горбачевой в большое кино.
«Битва полов»
США. Реж. Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис
Фильм, который когда-то будут показывать в музеях в секции «Искусство ожившего проката». Но сколько бы публицистики не закладывали в эту историю авторы, прекрасная Эмма Стоун и бесстрашный Стив Карелл помогают фильму остаться пронзительной драмой о людях, а не о идеях.
«По ту сторону надежды»
Финляндия. Реж. Аки Каурисмяки
Заключительный фильм в карьере великого финна будет полезно посмотреть не только тем, кто переживает за беженцев в Европе, но и тем, кому интересно, как кино может превращать колючие, холодные и хмурые области тьмы в пространства, где возможны любовь и чудеса. Речь про благополучный город Хельсинки, да.
«Нелюбовь»
Россия. Реж. Андрей Звягинцев
Канун Рождества – хороший повод понять, какой фильм оставил самое долгое послевкусие и продолжает являться призраком уходящего года и задавать тяжелые вопросы. Среди российских фильмов выносливее и упрямее всех – звягинцевская «Нелюбовь».
Читайте также – 10 причин любить Андрея Звягинцева.
«Убийство священного оленя»
Великобритания. Реж. Йоргос Лантимос
В российском прокате с 15 февраля 2018 года
Мистический триллер о семье, поставленной перед страшным выбором и вынужденной идти на поводу у иррационального зла. Вполне себе «Сияние» наших дней, только с Колином Фарреллом, Николь Кидман и жутким-жутким Барри Кеоганом.
«О теле и душе»
Венгрия. Реж. Ильдико Эньеди
История о мужчине и женщине, у которых синхронизировались сны. Ингмар Бергман говорил, что по умению снимать сны можно судить о таланте режиссеров. Что ж, работающая в Венгрии Ильдико Эньеди – великий мастер, а Золотой медведь из Берлина – аргумент в ее пользу.
«Зови меня своим именем»
Италия-США. Реж. Лука Гуаданьино
Фильм, ставший культовым в России после первого же фестивального показа: современная «Смерть в Венеции», рассказывающая о запретной любви, но умудряющаяся быть целомудреннее большинства историй о любви законной.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
США. Реж. Мартина МакДона
В российском прокате с 1 февраля 2018
История о непримиримой старухе (Фрэнсис Макдорманд), заставляющей ленивых полицейских (Вуди Харрельсон и Сэм Рокуэлл) искать убийц ее дочери. Очередное подтверждение гениальности Мартина МакДоны, способного превращать набор любых постмодернистских клише в подлинную, сокрушительную драму.
«Тоня против всех»
США. Реж. Крэйг Гиллеспи
При всем уважении к «Боргу/Макинрою», «Тоня против всех» – лучшая спортивная драма со времен «Охотника на лис», хоть спорт ее особо и не интересует. Фильм удивительной энергетики, едкий, остроумный и даже не пытающийся сострадать своей героине – фигуристке-задире Тоне Хардинг. Она это оценила.
«Проект Флорида»
США. Реж. Шон Бейкер
В российском прокате с 8 марта 2018 года
Снятая в стиле документальной драмы хроника жизни «белого мусора» в мотеле-клоповнике близ Диснейворлда. Нищие дети без будущего, выброшенные на окраину сказки, – зрелище не для слабонервных, но юмор и нежность Шона Бейкера превращают фильм из безвыходной трагедии в тихое утешение для всех униженных и оскорбленных. А таких в Америке, судя по всему, гораздо больше, чем принято было считать в Голливуде.
3.
«Большая игра»
США. Реж. Аарон Соркин
Самый интеллектуальный и самый сексуальный триллер года – как и должно быть в союзе главного голливудского пера Аарона Соркина и первой голливудской валькирии Джессики Честейн. Реальная королева покера Молли Блум – не Марк Цукерберг, так что статуса «Социальной сети» фильму не достичь. Но ценителям Соркина, хитроумных афер, волевых героев, гимнов трудоголизму и од перфекционизму не стоит проходить мимо этой вдохновляющей притчи.
2.
«Мир, полный чудес»
США. Реж. Тодд Хейнс
Фильм, который в Каннах показывали вслед за «Нелюбовью» — и который, как будто специально, оказался соткан из одной лишь любви. Глухой мальчик из раскрашенных в теплые цвета семидесятых и глухая девочка из черно-белых тридцатых движутся навстречу друг другу сквозь время и пространство — вполне себе немецкая сказка, рассказанная на чистом американском киноязыке. Самый хрупкий из фильмов этого года, который хочется закрыть от всех ветров.
Читайте также – «Мир, полный чудес» Тодда Хейнса: фильм, обреченный на любовь.
1.
«Леди-птаха»
США. Реж. Грета Гервиг
В российском прокате с 18 марта 2018
В 2017-ом году подражать «Клубу "Завтрак" и "Над пропастью во ржи" пытался даже "Человек-паук", но новой классикой станет "Леди-птаха" – полноценный режиссерский дебют актрисы Греты Гервиг, обладающей, по всей видимости, самым большим сердцем во всем Голливуде. Обязательно станет. Попомните наши слова.