Финальные титры: как отсутствие западных фильмов повлияет на киноиндустрию
1 марта 2022 года — печальный день для российских кинотеатров: мейджоры приостановили прокат зарубежных фильмов. Так, Warner Bros. отменил релиз «Бэтмена», Disney не выпустит мультфильм Pixar «Я краснею», а студия Sony поставила на паузу релиз «Морбиуса». Позже к студийному бойкоту присоединилась и Universal, которая должна была поставить в российские кинотеатры «Скорую помощь» Майкла Бэя и анимацию «Плохие парни». Важная деталь — если Disney изменил свои кинотеатральные планы по всему СНГ, то другие мейджоры ограничили релизы именно в России.
Источники «Бюллетеня кинопрокатчика» в российском офисе одного из голливудских мейджоров утверждают, что сейчас рассматриваются два сценария развития событий: либо все блокбастеры перенесутся на полгода вперед, либо выйдут уже в мае. Речь идет именно о приостановке, а не о полном прекращении деятельности российских отделений Disney, Sony и Warner Bros. Полностью терять далеко не последний в Европе рынок студии не хотят, но готовы, если горячая фаза конфликта в Украине затянется. Российский рынок в лучшие годы приносил этим студиям не более 2 % сборов — и они способны пожертвовать этой суммой. Главный редактор «БК» Александр Нечаев не питает иллюзий: «В российском офисе западной компании надеются, я подчеркиваю — надеются — что военная операция закончится в течение полугода. Чем дольше она длится, тем ближе российский рынок кинопроката к катастрофе. Точнее, мы наблюдаем катастрофу прямо сейчас: май — сезон блокбастеров. Из-за ухода мейджоров множество кинотеатров, показывающих эти самые блокбастеры, закроются уже через месяц».По словам Нечаева, около 75-80% выручки наших кинотеатров приходится на западные фильмы, доля отечественного продукта, соответственно, колеблется в районе 20-25%.«Когда доля российского контента приблизится к 100%, мы увидим, что объем рынка крошечный по сравнению с тем, что было раньше. Кинопрокатная индустрия в том виде, в котором на выстраивалась в России с середины нулевых до 2022 года, просто перестанет существовать».
Независимые прокатчики, сотрудничающие с зарубежными правообладателями, настроены не лучше. Компания «Иноекино», кажется, чудом сохранила релиз «Касабланки» — бессмертную классику Майкла Кертица мы увидим в кинотеатрах с 3 марта. Однако надежды на выпуск в прокат «Криминального чтива» весьма призрачны.
«Неясно, сможет ли отечественная киноиндустрия вообще функционировать в дальнейшем. Мое мнение — нет, — рассуждает Алексей Бажин, руководитель компании "Иноекино". — Мы находимся в самом начале санкций по всем сферам бизнеса в России. Дальше больше. Сейчас (1 марта. — Правила жизни) я как раз составляю письмо зарубежным партнерам — студиям и дистрибьюторам — о нашей позиции против военной операции Кремля. Не уверен, что это поспособствует полноценному продолжению сотрудничества». По его словам, вернуть все на круги своя в ближайшее время не получится, но и потери прогнозировать пока рано. «Думаю, уже ясно, что это практически вся касса киноиндустрии. Падение даже на 50% — катастрофа для бизнеса, но, скорее всего, будет больше. Тысячи людей останутся без работы, ведь кинотеатры будут закрываться, а направления в бизнесе — сокращаться».
Пока же кинотеатры еще пытаются реорганизовать график релизов, исходя из новых вводных. Так, в прокат возвращается народный хит «Холоп», а лента «Хочу замуж» с Кристиной Асмус и Милошем Биковичем выходит 3 марта вместо 5-го. Согласно заявлению генерального директора «Централ партнершип» Вадима Верещагина, на большие экраны вернутся кассовые хиты: «Батя», «Движение вверх» и другие фильмы отечественного мейджора.
Прокатчик «Наше кино» повторно выпускает военную драму «Мария. Спасти Москву» 5 мая. Персональный график релизов компании изменился: фильмы, рассчитанные на семейную аудиторию — комедия «Артем. Большое путешествие» и мультфильм «Гулливер возвращается», — выйдут в апреле.
Некоторые считают, что отток блокбастеров из российского проката дает шанс расправить плечи независимым прокатчикам. «Мы надеемся на повышение прибыли. Не секрет, что мейджоры раньше шантажировали кинотеатры и заставляли ставить блокбастеры по определенной схеме — на желаемое ими количество сеансов», — говорит Роман Дорофеев, директор по кинопрокату компании «Русский Репортаж». Впрочем, он не исключает, что вскормленный западными фильмами зритель попросту проигнорирует иной контент.
Его коллеги полагают, что с падением основной выручки кинотеатров о какой-либо прибыли для независимых дистрибьюторов не может быть речи. В таких условиях авторское кино будет негде закупать и прокатывать. Это подтверждает Даниил Горошко, основатель A-One: «Во-первых, теперь независимым прокатчикам будет сложнее покупать фильмы из-за скачка курса валют, так как большую часть фильмов мы покупаем в евро и долларах — по новому курсу цена будет очень высокой». Он также не понимает, как будут вести себя небольшие компании на фоне ухода мейджоров с российского рынка. Александр Нечаев уверен: они не спасут положение. «Компании закупают контент за валюту, часть оплачивают при заключении договора, часть — по окончании проката. Вы видите, что происходит с курсом рубля», — вздыхает Александр. Главный редактор «БК» называет происходящее «культурной изоляцией» и не исключает «иранизацию» киноиндустрии. «Вы слышали что-нибудь о больших достижениях иранского кинопрокатного рынка?» — задает он риторический вопрос.
Проблемы коснулись и фестивалей. Российские фильмы «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова и «Казнь» Ладо Кватании выбыли из программы международного кинофестиваля в Глазго. От российского кино открестился кинофестиваль в Стокгольме. Наконец, Канны, главный фестиваль «большой тройки», объявил: «Если военная операция не закончится на условиях, которые удовлетворят украинский народ, мы не будем приветствовать официальные российские делегации и не допустим присутствия на фестивале кого-либо связанного с российским правительством». Такое резкое заявление может коснуться не только режиссеров и актеров, но и представителей российских средств массовой информации.
Венецианская биеннале, в рамках которой проходит еще один крупнейший кинофестиваль мира, также выпустила заявление солидарности с Украиной. Как и французские коллеги, итальянские организаторы не хотят видеть российские делегации. Однако это касается проектов, снятых на государственные средства. Биеннале подчеркивает, что фестиваль «близок России и тем, кто выступает против операции». То есть независимым российским кинематографистам все еще рады. Волна культурной изоляции накрыла и «Роскино» — организацию, представляющую отечественную киноиндустрию за рубежом.
Ему уже отказали в участии на фестивале Series Mania — министерство культуры Франции отозвало приглашение. «В настоящих обстоятельствах мы совместно с индустрией и Министерством культуры РФ проводим консультации и рассматриваем различные варианты переформатирования международной деятельности и присутствия российской индустрии на зарубежных рынках», — сообщило Правила жизни российское ведомство.
На российских фестивалях немногим спокойнее. Президент «Артдокфеста» Виталий Манский опубликовал официальное заявление о том, что в конкурсной и внеконкурсных программах международного фестиваля, начиная с 2022 года, не смогут принимать участие фильмы, снятые при финансовом участии государственных органов РФ.
Таким образом, второй конкурс IDFF Artdocfest/Riga, который пройдет в Риге с 3 по 8 марта, лишился двух фильмов, в открывающих титрах которых значится Министерство культуры. В пресс-службе «Артдокфеста» уточнили, что речь о «После потопа» Владимира Эйснера и Jumping-off place Светланы Стасенко. Их не покажут только в Риге, до Москвы они должны добраться. О переносе «Артдокфеста» в Москве пока речи не идет — смотр планируется с 31 марта по 7 апреля.
Изоляция уже отражается и на кинопрессе. Кинокритик, обозреватель «Коммерсанта» Андрей Плахов опубликовал заявление международной федерации ФИПРЕССИ, согласно которому ее члены «не будут участвовать в фестивалях и других мероприятиях, организуемых правительством России и его ведомствами». По мнению Плахова, в ближайшее время иностранные критики начнут бойкотировать российские фестивали. Жюри ФИПРЕССИ, например, традиционно работало на ММКФ и петербургском «Послании к человеку» — теперь судить будут другие. «Я принимаю самую жесткую реакцию кинематографического мира. Даже зная, что культурный бойкот редко достигает желаемых результатов, а бьет не столько по власти страны, сколько по людям. И по культуре тоже», — написал Андрей Плахов.
Кинокритик Алексей Филиппов, отвечая на вопрос, может ли культура быть мишенью для запретов говорит, что «культура» — расплывчатое понятие. «Каждая единица "культуры" включает в себя и контент, который является объектом потребления (то есть продуктом), и представление о прекрасном, и о функциях искусства (в том числе социальных). Чем в такой ситуации будут заниматься кинокритики — о чем и для кого рассказывать — вопрос уже второго порядка. "Особого доступа" к контенту профессия не предполагает: критики лишатся того же, что и все зрители. И главная надежда тут не на ресурсы ФК, а на мирное урегулирование и дальнейший диалог».
Самое туманное будущее пока у онлайн-кинотеатров и стримингов. Филиппов, вспоминая пост-ковидную агонию киноиндустрии, подчеркивает, что хоть как-то спасали виртуальные рынки. «Сейчас и они обеднеют (например, вслед за голливудскими студиями выступила BBC). Очевидно, что закрыть такой объем контента даже количественно почти невозможно, не говоря о качественном, а неучастие в международных кинофестивалях не позволит даже независимым фильмам описывать жизнь в России. К такому, мне кажется, невозможно подготовиться, а учитывая вероятные проблемы с поставкой техники (для съемок и показа), говорить о перспективах, мягко говоря, проблематично».
Пока в России разводят руками, зарубежные гиганты вроде Netflix, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», остановили работу над всеми оригинальными проектами из России — Сашу Петрова в роли морально разлагающейся звезды в «Петле» мы увидим нескоро. Apple TV+ на момент написания этого материала работает бесперебойно, несмотря на то, что другие сервисы корпорации притормозили деятельность в России (Apple Pay и официальные магазины техники Apple). Прогнозировать что-либо в отношении как копродукционных проектов, так и продаж сериалов и кино на зарубежные платформы не приходится: вероятно, все сделки заморожены, российские производители контента загадывать не берутся.
«Амедиатека» — наш «дом HBO» — совсем недавно радовала зрителей релизом «Миротворца» от HBO Max. Криминальный хит «Убивая Еву», четвертый сезон которого стартовал на BBC America 27 февраля, доступен и на «Амедиатеке» — вышли первые два эпизода. Премьера третьей серии намечена на 7 марта, однако четыре крупнейших европейских дистрибьютора 2 марта присоединились к бойкоту — это BBC Studios, All3Media, ITV Studios и Fremantle. Затронут ли ограничения уже лицензированный контент — вопрос открытый. Релиз другого февральского тайтла «На взводе: Битва за Uber» состоялся на телеканале Showtime 27 февраля. На «Амедиатеке» сериал должен был появиться на следующий день, но не случилось. Сейчас в карточке проекта стоит отметка «Скоро», а у первого эпизода пропала дата релиза.
Любые попытки просчитать, что станет с индустрией, в условиях военной операции равны гаданию на кофейной гуще. Точно ясно одно: культура, как самая остро реагирующая субстанция, с одной стороны, вот-вот обрушится, как домино, а с другой — уже сейчас буквально вопит о том, что обеим сторонам пора садиться за стол переговоров. Только они нам помогут.