Гид Правила жизни: чем заняться на Фестивале искусств в Сочи

Есть три главных причины отправиться в Сочи прямо сейчас: сменить хмурое небо за окном на синеву моря, насладиться горными видами Красной Поляны и посетить Зимний международный фестиваль искусств. Он проходит под руководством Юрия Башмета с 2008 года. Тогда в Сочи состоялось всего четыре концерта. Спустя всего 15 лет фестиваль стал крупнейшим зимним событием Европы в области академического искусства с точки зрения крушения жанровых границ, внушительного списка приглашенных звезд и обширной программы обучения молодых талантов. В этом году он пройдет в Сочи с 16 по 27 февраля. Правила жизни подготовил альтернативный путеводитель по повестке этого праздника искусств — там мировые премьеры и лучшее за 15 лет.
T

чем заняться
на сочинском фестивале искусств


Есть три главные причины отправиться в Сочи прямо сейчас: сменить хмурое небо за окном на синеву моря, насладиться горными видами Красной Поляны и посетить Зимний международный Фестиваль искусств.

Он проходит под руководством Юрия Башмета с 2008 года. Тогда в Сочи состоялось всего четыре концерта. Спустя всего 15 лет фестиваль стал крупнейшим зимним событием Европы в области академического искусства с точки зрения крушения жанровых границ, внушительного списка приглашенных звезд и обширной программы обучения молодых талантов. В этом году он пройдет в Сочи с 16 по 27 февраля. Правила жизни подготовил альтернативный путеводитель по повестке этого праздника искусств — там мировые премьеры и лучшее за 15 лет.

Кликайте на карточки, чтобы узнать подробности о ключевых мероприятиях и главных лицах юбилейного фестиваля.

Музыкальная часть фестиваля проходит под флагом постмодернизма и снимает с классики печать неприкосновенности, сталкивая Европу и Азию, шедевры прошлого с произведениями современников, инструменты разных стилей и эпох.

В новой программе итальянского ансамбля Il Giardino Armonico скрипка органично сочетается с корейской флейтой, а новые мелодии — с творчеством Вивальди. Убедиться в этом можно 26 февраля на музыкальном вечере «Огонь, Вода, Земля, Воздух».

На гала-концерте, открывающим фестиваль, наряду с шедеврами европейской музыки XVIII–XX столетий впервые прозвучат произведения современных азиатских авторов. Работы южнокорейского композитора Донгхоон Шина исполняют известные мировые оркестры, хотя сам он не считает себя «классиком». В основе его творчества лежат разнообразные увлечения юности — от Вагнера и экспериментального джаза до хеви-метала и баттл-рэпа.

Японский композитор и педагог Ацукихо Гондай востребован во всем мире — от Бергена до Новой Зеландии. Его вдохновляют церковная музыка и буддийские монастырские песнопения. На открытии фестиваля 17 февраля публика Зимнего театра услышит премьеру пьесы, соединяющей звучание европейских струнных с японским губным органом сё.


Впервые на гала-концерте предстанут итальянский баритон Маттиа Оливьери и настоящая суперзвезда барокко Макс Эмануель Ценчич (контратенор). Вместе с ними на одной сцене выступят знаменитый российский пианист Борис Березовский, виртуоз игры на сё Манабэ Наоюки и пианистка Ксения Башмет.

Не менее интересной будет и программа завершающего концерта, в котором примут участие другие именитые музыканты. Например, Сергей Крылов, которого сам Мстислав Ростропович включил в «пятерку лучших современных скрипачей мира».

Любителей камерных ансамблей ждет премьера — «Органный марафон» с участием виртуозов из России, Нидерландов, Японии и Кореи. 18 февраля в Органном зале пройдет концерт памяти Сергея Соловьева. В традиционных концертах «Бетховен-марафона» прозвучат фортепианные сонаты и камерные ансамбли Бетховена для необычных составов.


Рекомендация

Та-да-да-да-а-а-м! Курс на Arzamas
«Что придумал Бетховен» поможет узнать секреты
главных хитов композитора.


Обаятельный оперативник Плахов из «Убойного отдела», маг третьего уровня Городецкий, провинциальный учитель Служкин, гениальный сыскарь Меглин — список можно продолжать долго. Это все он, самый популярный актер в России за первые 15 лет XXI века, по данным «Кинопоиска».

На юбилейном фестивале Константин Хабенский в тандеме с ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета представит уже знакомый сочинскому зрителю спектакль-фантазию на тему «Маленького принца» в жанре «один за всех» — все роли в постановке играет он сам.







«Маленький принц» — невероятно популярная во всем мире книга. В этом есть огромные плюсы и одновременно свои недостатки. В своем спектакле, который сознательно назвали по-другому — «Не покидай свою планету», мы хотели рассказать свою историю, превратить ее в философскую притчу. И при этом не добавить от себя ничего того, что не написал бы Экзюпери.




Однажды Дмитрий Шостакович приехал в Олдборо к своему другу Бенджамину Бриттену. Зашел в кабинет, где английский композитор разложил материалы оперы, над которой работал в то время. Бриттен в напряжении два часа ждал снаружи. Наконец Шостакович вышел, загадочно улыбаясь. Он «прослушал» работу Бриттена. Про себя. По бумажке.

Сочинский зритель может не беспокоиться в случае отсутствия такой сверхспособности. Впервые на фестивале пьесу Бриттена исполнит один из лучших пианистов мира Борис Березовский, чье искусство отличается феноменальной виртуозностью, совершенным звуком с богатейшим спектром динамических оттенков, убедительными интерпретациями произведений самых разных эпох и стилей.

Выдающаяся личность и разносторонний человек: любит книги Венички Ерофеева, гулять в Сокольниках и группу Genesis. Маэстро выступит на гала-концерте в честь открытия фестиваля 17 февраля.






Мы ведем зрителя своим путем, и, может быть, именно это делает спектакль невероятно популярным и притягательным для публики на протяжении уже почти семи лет. Зритель вместе с нами проживает историю, которую он как бы знает, но не понимает, что будет дальше. Зритель — полноценный и очень важный участник этого спектакля».

— Константин Хабенский




В Сочи пройдут две мировые театральных премьеры. Первая — спектакль-фантасмагория «Кроткая» по одноименной повести Федора Достоевского, история «о трагичной любви и чудовищной силе саморазрушения» с участием Сергея Гармаша. Это совместный проект фестиваля и академического Малого театра.

«Сережа Гармаш предложил мне идею постановки по "Кроткой" Достоевского еще несколько лет назад. Спектакль обсуждался и готовился довольно давно. А сейчас, когда я вижу, что идея обретает "кровь и плоть", я получаю огромное творческое и человеческое удовольствие на всех этапах воплощения идеи в жизнь. У нас замечательный режиссер, Виктор Крамер, прекрасная музыка Кузьмы Бодрова, написанная специально для спектакля, уникальные декорации и совершенно невероятный актер, от которого я просто не могу оторваться даже во время репетиций"‎.

Юрий Башмет


Также зрители впервые увидят проект "Ибсен. Recycle", в основе которого самые концептуальные пьесы норвежского драматурга — "Брандт" и "Пер Гюнт". Над постановкой работали режиссер Павел Сафонов и композитор Валерий Воронов — постоянный участник фестивалей маэстро Башмета.

Покажут и полюбившиеся публике фестивальные премьеры прошлых лет. Вновь на сцену Зимнего театра выйдут Константин Хабенский в спектакле "Не покидай свою планету" по повести "Маленький принц" и Евгений Миронов в постановке "Шекспир. Шостакович. Гамлет". 21 февраля состоится показ авторского проекта Юрия Башмета "Фантастическая Кармен", представляющий синтез драматического искусства, оперы и балета. Компанию оперным звездам на сцене составят Евгений Стычкин и Ольга Ломоносова.


24 февраля покажут "Сказ о Борисе и Глебе". Впервые хоровая опера Александра Чайковского прозвучала на Московском фестивале Юрия Башмета в 2020 году. Главную роль — Ярослава Мудрого — исполняет Андрей Мерзликин.

Вечер балета пройдет в Зимнем театре 22 февраля и на этот раз будет посвящен 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского и 150-летнему юбилею со дня рождения Сергея Дягилева. В первом отделении зритель увидит фрагменты из самых знаменитых дягилевских балетов Стравинского в исполнении солистов Национального балета Испании и Театра оперы и балеты Женевы. Во втором — целиком покажут "Весну священную", признанную одним из ключевых событий мирового искусства ХХ века. Постановка балканского хореографа Эдварда Клюга в исполнении труппы Национального балета Словении — важная веха в истории интерпретаций знаменитого балета Стравинского. В ней неожиданные сценические спецэффекты контрастируют с минимализмом костюмов и декораций, а хореография гармонично сочетает современный балет и элементы, отсылающие к классической постановке Вацлава Нижинского.



Для театров, филармоний и музеев по всему миру карантин стал настоящим тестом на выживание. Времена тотальной изоляции, кажется, прошли, но искусство продолжает адаптироваться к жизни в эпоху постпандемии. Этой теме посвящена VII Международная конференция "Академическое искусство в новой реальности". Культурную жизнь в виртуальном пространстве и будущее концертных залов будут обсуждать три дня — с 18 по 20 февраля.

На конференции обсудят состояние современного академического искусства, роль фестивалей в создании нового креативного пространства, стратегии монетизации контента в онлайне, тренды музыкального образования и другие темы. Среди прочих на мероприятии выступят вице-президент Европейской ассоциации фестивалей Поль Дюжарден, главный продюсер Эдинбургского международного фестиваля Кэти Патерсон, директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов и другие спикеры.






Рекомендация

Онлайн не передает атмосферу живых выступлений, зато дает доступ к мировым шедеврам. Собрали мини-подборку ресурсов с прямыми трансляциями и уникальными архивами.

Mezzo: французский телеканал, посвященный классической музыке, джазу и балету. Ежегодно транслирует в прямом эфире и HD-качестве более 40 концертов.

культура.рф: большой архив и онлайн-трансляции культурных событий со всей страны.

The Opera Platform: бесплатный сервис, где можно смотреть трансляции постановок из европейских театров.

Idagio: аудиостриминг с плейлистами классической музыки и трансляцией концертов ведущих коллективов вроде Лондонского симфонического оркестра. Есть бесплатный доступ и премиум-подписка.



"В скрипичном классе мест не оказалось, и маме предложили записать меня в класс альта. Родители всполошились — что такое альт и кому он нужен...", — пишет Юрий Башмет в мемуарах "Вокзал мечты".

Действительно, то ли большая скрипка, то ли недовиолончель. Говорят, лучше всего альт звучит, тихо потрескивая в камине. Вранье, конечно: лучше всего альт звучит в талантливых руках.

Юрий Башмет— лауреат Grammy и главный популяризатор альта: это он первый в мире дал сольные альтовые концерты в нью-йоркском Карнеги-холле, миланской Ла Скала, Берлинской филармонии и других знаменитых залах.

В 2008 году после победы Сочи в конкурсе на проведение зимних Олимпийских игр маэстро провел первый тогда еще музыкальный фестиваль. Он рос с каждым годом, и за полтора десятка лет скромное мероприятие превратилось в мощную культурную олимпиаду.







"За 14 лет было много трогательного, много творческого, много необычного, потому что в очень многих вещах мы были первооткрывателями в Сочи. Из забавного: однажды на фестивале мы с Анатолием Карповым открывали сеанс одновременной игры, и он попросил, чтобы первый ход сделал я. А я в шахматы играю, но не очень хорошо, прямо скажем. Я сделал ход пешкой и сразу произнес "Мат!", очень громко. Вокруг было много камер, все это сняли. Вот так я за один ход "поставил" мат чемпиону мира по шахматам на фестивале в Сочи".

— Юрий Башмет




Трудно представить, но вместо саксофона в его руках могла оказаться клюшка — в юности Игорь Бутман серьезно занимался хоккеем, но в итоге выбрал музыку. Студентом участвовал в записи альбомов "Кино" и "Аквариума". В 20 выступал в джаз-оркестре под управлением Олега Лундстрема — лучшем биг-бенде СССР. В 27 поступил в Музыкальный колледж Беркли, хотя уже был знаменит по ту сторону Атлантики.

20 февраля в Зимнем театре "Классика встречает джаз". С такой программой выступят на одной сцене два друга — Юрий Башмет и Игорь Бутман. Бах, Моцарт, Чайковский и Рахманинов предстанут в интерпретациях ансамбля "Солисты Москвы" и свободной импровизации Московского джазового оркестра. Своеобразным рефреном концерта станет "Прогулка" — главная пьеса из фортепианного цикла Мусоргского "Картинки с выставки".

Бутман превратит в первоклассный джаз что угодно, даже песни из любимых советских мультфильмов.










Рекомендация

Плейлист "Веселые истории" — темы из советских мультиков в джазовой обработке




Режиссер, музыкант, хулиган и гений. Балканский самородок, получивший "Пальмовую ветвь" в Каннах, когда ему было всего 30. Эмир Кустурица обожает футбол, уважает Достоевского, а еще любит Россию, и это чувство взаимно. Спустя десять лет он возвращается на Сочинский фестиваль со своим The No Smoking Orchestra, так что публику ждет гремучая смесь рока, турецких маршей и балканских мотивов. В 2012 году Кустурица и команда импровизировали на тему из фильма "Розовая пантера", пели со зрителями "Подмосковные вечера" и, конечно, играли нетленки из его пронзительно-веселых фильмов. Новая программа держится в секрете, одно понятно — это будет даже не концерт, а умопомрачительное шоу. Впрочем, как всегда.







18–20 февраля пройдет школа молодого продюсера "Сочинские диалоги" — совместный проект с Европейской ассоциацией фестивалей, а 17–19 февраля — VIII Школа молодых журналистов, пишущих о культуре. Все обучение бесплатное, программы не ограничивается теорией.

На фестиваль можно смело ехать с детьми. Для них в Зимнем театре с 21 по 26 февраля запланированы интерактивы и лекции. Например, подростки смогут посмотреть отрывки из легендарной экранизации "Ромео и Джульетты" Франко Дзеффирелли, сыграть в литературное лото по биографии и творчеству Достоевского и узнать, как всем известные жанры вроде триллера или боевика начинали жизнь на оперных сценах задолго до изобретения кинопроектора. Дети помладше смастерят карнавальную маску, поиграют с куклой из XIX века и услышат об истории создания знаменитых сказок.




<iframe frameborder="0" width="350" height="80" src="https://music.yandex.ru/iframe/#track/918114/105009">Слушайте <a rel="noopener" href="https://music.yandex.ru/album/105009/track/918114">Прекрасное далёко</a> — <a rel="noopener" href="https://music.yandex.ru/artist/263181">Игорь Бутман</a> на Яндекс.Музыке</iframe>

Рекомендация

Самое время пересмотреть самобытное кино: дерзкий "Андерграунд", волшебное "Время цыган", голливудскую "Аризонскую мечту", удивительный "Папа в командировке" и самый душевный фильм Кустурицы — "Черная кошка, белый кот".



Италия, 1991 год. В сицилийском Трапани проходит престижный конкурс камерной музыки. Лауреатом Первой премии среди пианистов становится контрабасист без фортепианного диплома Алексей Гориболь. Как так?

Алексей с детства учился игре на фортепиано, а потом 20 лет жизни отдал контрабасу — на нужном отделении в Гнесинской школе места не оказалось. По настоянию друзей все-таки получил второе высшее и заветный красный диплом. Гориболь — известный пианист, музыкальный просветитель и пропагандист сочинений современных композиторов. Важная часть его творческой биографии — это кино. На фестивале Алексей Гориболь играет концерт памяти Сергея Соловьева.

Режиссер культовой "Ассы" и "Анны Карениной" ушел из жизни в декабре прошлого года. Киноработы Соловьева невозможно представить вне его музыкальных исканий — от Шостаковича до Цоя. Он называл музыку "душой фильма". Пожалуй, наиболее яркий тандем сложился у него с Исааком Шварцем. Этому творческому дуэту и посвящен концерт 18 февраля.








Рекомендация

Что пересмотреть, кроме "Ассы"? Фильмы с музыкой Шварца: "Егор Булычев и другие", "Станционный смотритель", "Мелодии белой ночи" и "Сто дней после детства", конечно.


Невозможно представить фестиваль искусств без визуальной составляющей. В этом году откроются выставка-ретроспектива, посвященная 15-летнему юбилею фестиваля, экспозиция к 200-летию со дня рождения Достоевского, а также пройдет конкурс фотографии "АРГУС-2021", концепция которого обращена к деятелям искусств и их творениям.

Отдельного внимания заслуживает посвященный экологии проект "Эхо — Эко" — самая продолжительная выставка видеоарта в России, которая проводится с 2011 года. В ней участвуют художники со всего мира — в прошлом году на конкурс прислали более двух тысяч заявок. Сочинский зритель увидит лучшее: выставка всегда состоит из 15 видеоработ, каждая из которых демонстрируется на отдельном экране на первом этаже Зимнего театра.





Рекомендация

К 200-летию со дня рождения писателя на Storytel вышел аудиоспектакль "Жена Достоевского. Интервью", основанный на дневниках его супруги Анны.


Одна из главных миссий фестиваля — развитие потенциала молодых талантов. Международная музыкальная академия предлагает начинающим исполнителям исключительные учебные ресурсы и возможности для сотрудничества с именитыми артистами и педагогами. Академия представлена несколькими департаментами: инструментальным (струнные и духовые инструменты, фортепиано), вокальным, народным и отделением композиции. Занятия будут вести мастера из Академии высшего музыкального искусства Страсбурга, Высшей школы музыки в Берлине, Манхэттенской школы музыки и других ведущих вузов.

Работа каждого департамента завершится традиционным концертом. В форме открытого концерта пройдет и финал VIII Конкурса молодых композиторов имени А. Шнитке и С. Рихтера. За семь предыдущих лет конкурс в Сочи стал трамплином для композиторов, гастролирующих сейчас по всему миру.






Победитель прошлогоднего конкурса композитор Вера Петрова с работой в жанре фортепианный квинтет.

Проект "Эхо — Эко"

Пятый год на фестивале проходят мероприятия, организованные вместе с Музеем истории российской литературы имени В. И. Даля.

Участникам "Зимней школы поэтов" предстоит три дня углубленной работы: лекции, мастер-классы и индивидуальный разбор текстов от профессионалов. 23 февраля пройдет "Поэтический марафон". Он откроется творческой встречей с Александром Вулыхом, который пишет тексты песен для хедлайнеров российской поп-сцены — от Киркорова до t.A.T.u. Затем состоится премьерный вечер молодого российского поэта Дмитрия Макарова. На прошлогоднем сочинском фестивале он предложил композитору Кузьме Бодрову совместный проект. Из работы творческого тандема получился поэтический альбом "Река Океан". На вечере стихи прочтет сам Дмитрий, а музыку Кузьмы исполнят лауреаты международных конкурсов. Завершится марафон Турниром поэтов, на котором выступят восемь современных авторов. Стихотворения прозвучат в сопровождении музыкальных произведений, написанных молодыми композиторами специально к турниру.


19 февраля в Зимнем театре покажут фестивальную премьеру прошлого года — спектакль-концерт по замыслу Евгения Миронова "Шекспир. Шостакович. Гамлет".

Худрук Театра наций уже примерял на сцене образ принца Датского в постановках Петера Штайна и Робера Лепажа, у последнего даже сыграл все роли шекспировской трагедии. В минималистичной версии режиссера Марины Брусникиной актер выступает в качестве чтеца.

Со спокойный тоном знаменитых монологов контрастирует неистовая музыка Дмитрия Шостаковича, написанная композитором для экранизации 1967 года, в исполнении оркестра "Новая Россия" под руководством Юрий Башмета.








Бельгийский фотограф и вице-президент международной ассоциации Magnum Photos Карл де Кейзер работал для The New York Times, Rolling Stone и The Guardian. Среди его клиентов были Coca-Cola и Hennessy. Как свободный фотограф, Кейзер предпочитает масштабные проекты: God, Inc. исследует различные христианские секты в Соединенных Штатах; Homo Sovieticus посвящен СССР эпохи перестройки; Trinity, над которым фотограф работал 16 лет, охватывает три темы (история, война и политика).

Особым событием образовательной программы XV Зимнего фестиваля станет Фотошкола, которая пройдет под руководством всемирно известного фотографа с 21 по 23 февраля. Занятия смогут посетить не только профессионалы, но и любители, работающие на мероприятиях искусства и культуры.









Рекомендация

Советуем курс "Весь Шекспир" на Arzamas или хотя бы одну лекцию "Гамлет" для пьяных" тем, кто хочет лучше понимать отца английской литературы.




Карл де Кейзер "Homo Sovieticus": серия снимков, сделанная им в Сочи в 1988 году

Команда проекта

Автор:
Анастасия Магрицкая


Редактор:
Алена Анюхина

Иллюстратор:
Дарья Дмитриева


Дизайнер:
Анастасия Бекасова

Фоторедактор:
Татьяна Мейдман


Менеджеры проекта:

Александра Тимощук,

Дара Жуковская

{"width»:1120,"column_width»:149,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
default
true
960
1120
false
true
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}