Итог «Сандэнса»: Джесси Айзенберг — многообещающий режиссер. Разбираем его дебютный фильм «Когда ты закончишь спасать мир»
«Когда ты закончишь спасать мир» (When You Finish Saving The World) — режиссерский дебют Джесси Айзенберга, спродюсированный Джулианной Мур и Эммой Стоун. В его основе лежит радиоспектакль-подкаст, тоже придуманный Айзенбергом — и им же отчасти озвученный. Такие постановки вообще, судя по всему, маленькая страсть актера: как-то раз на фестивале в Торонто он вместе с другими звездами оккупировал сцену школьного актового зала и по ролям читал сценарий «Клуба "Завтрак". "Когда ты закончишь спасать мир" тоже в каком-то смысле "Клуб "Завтрак": тетрадный роман воспитания, сага о пубертате и воспоминание о самых свободных и чистых годах жизни. И таким завтракам мы рады в любое время дня. Только вот подает их, как правило, только "Сандэнс".
Школьник Зигги (Фин Вулфорд из «Очень странных дел») бренчит на гитаре перед веб-камерой на радость 20 тысячам фанатов — и даже получает от них какие-то деньги. Его мама (Джулианна Мур) тем временем пытается спасти мир: она управляющая в шелтере для жертв домашнего насилия. Еще есть папа, которому просто хочется, чтобы и его тихий труд уважали. Но Зигги не до семьи. Он слишком поглощен собой и очарован первыми успехами. А еще Зигги влюбляется в одноклассницу Лили (Алиша Бо из «13 причин почему»), которая только и делает, что борется за экологию и против войны, ходит на политические-поэтические вечера и разбирает с подругами этические дилеммы. Самовлюбленному и поверхностному оболтусу Зигги на самом деле не до этого, но ради девушки он готов притворяться активным гражданином.
Наверное, не будет спойлером сказать, что в финале любовь, что движет солнце и светила, этого героя все-таки просветила.
Режиссерский дебют Джесси Айзенберга очень напоминает «Леди Берд» Греты Гервиг. Это снова история про взросление школьников в тихом городке — легкая, ироничная, простодушная, мелодичная и нарочито небрежная. Это снова фильм, который с первых кадров норовит заключить зрителя в объятия. Да, циники скажут, что весь выверенный наив похож на удушающий прием. Но прагматики в этих объятиях согреются. А романтики и вовсе останутся в восторге.
«Когда ты закончишь спасать мир» — образец сандэнсовского кино: маленькая и солнечная, обманчиво неамбициозная история, в которой на самом деле обнаруживается больше глубины и мудрости, чем в ином кино из Берлина или Канн. На «Сандэнсе» уже случались режиссерские дебюты актеров и актрис — например, «Земля» Робин Райт, «Падение» Вигго Мортенсена, «Идентичность» Ребекки Холл, «Дикая жизнь» Пола Дано, «Девушка, подающая надежды» Эмиральд Феннел, «Ярди» Идриса Эльбы. Фильм Джесси Айзенберга из них самый скромный, но при этом единственный, который можно считать автобиографичным. Здесь нет реверансов Тарковскому, как у Мортенсена, или замаха на большой американский роман, как у Райт. Зато здесь есть нелепая, но трогательная семья, которой невозможно не желать счастья, и маленькие проблемы вместо настоящих трагедий — но настоящая жизнь ведь и состоит из маленьких проблем. А еще в исповеди Айзенберга не раз звучит мысль, что живой человек не обязан быть киногероем, да и героем вообще. Все попытки Зигги стать гражданским активистом проваливаются. Его мать едва не разрушает свою семью, помогая другим. И только отец, который преподносился нам самым скучным и бесполезным персонажем, спасает дом от пожара. Но в итоге выясняется, что чтобы быть достойным любви, не нужно лезть на баррикады. Невероятно ценное кино для наших беспокойных времен.