Политическая комедия «Не смотри наверх» Адама Маккея — это «Доктор Стрейнджлав» эпохи Netflix. Или нам показалось?

Последняя суперпремьера Netflix в этом году — сатирический фильм «Не смотри наверх» с Леонардо Дикаприо, Дженнифер Лоуренс, Джоной Хиллом, Мэрил Стрип, Марком Райленсом и Кейт Бланшетт. Это злая комедия, указывающая на едва ли не все проблемы современного мира — но понятия не имеющая, что делать дальше.
Политическая комедия «Не смотри наверх» Адама Маккея — это «Доктор Стрейнджлав» эпохи Netflix. Или нам показалось?
Netflix

Аспирантка из университета Мичигана Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс, первая из дюжины звезд, поверившая в проект Адама Маккея), повертев телескопом Субару («Subaru что, делают телескопы?» — удивится потом нелепый чиновник из Белого дома), обнаруживает огромную комету. Ученые радуются, называют небесное тело в честь Дибиаски, и только у профессора Рэнделла Минди (Леонардо Дикаприо в предновогоднем состоянии — сонный и с щечками, как у довольного кота) начинается паническая атака. Дело в том, что комета Дибиаски через полгода врежется в Землю и разорвет ее на куски. Астрофизики связываются с NASA, и тамошний босс Тедди Оглторп (совесть фильма Роб Морган из «Фермы "Мадбаунд") везет их в Белый дом. Который, как выясняется, оккупировала отвратительная семейка — президент-невежда (Мэрил Стрип) и ее сын-демагог (Джона Хилл). Так что миссия по спасению Земли ложится на плечи предельно некомпетентных людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Netflix

Два предыдущих полнометражных фильма Адама Маккея — «Игра на понижение» о финансовом кризисе и «Власть» о преступлениях Дика Чейни — были художественной публицистикой. Звездная мощь Кристиана Бейла, Брэда Питта и Марго Робби в ванной с шампанским были нужны этим лентам, чтобы доносить до зрители важные идеи. А безжалостный и точный юмор выпускника Saturday Night Live (в девяностые Маккей был главным автором легендарного скетч-шоу) — для того, чтобы делать эту доставку быстрой. И тактика работала: «Игра на понижение» собрала в прокате 133 миллиона долларов, в то время как документальный фильм на ту же тему Inside Job едва наскреб семь миллионов. «Власть» пошла дальше: Маккей решил вставить в развлекательный фильм настоящие сцены пыток в американских секретных тюрьмах, а вместе со сценаристами над историей Дика Чейни работали настоящие журналисты-расследователи. Помня золотое правило, что любая публичная речь может эффективно призывать максимум к одному действию (жертвуй, голосуй, подпиши и так далее), Маккей в сцене после титров высмеял молодежь. Оказывается, это самая аполитичная и аморфная электоральная группа в Америке. Миллениалы обиделись на режиссера так сильно, что в некоторых изданиях фильм рецензировали сразу по два критика — молодой и постарше. Но идея Маккея, кажется, все же сработала, став частью огромных усилий демократов по привлечению нового поколения на избирательные участки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Netflix

При этом «Власть» страшно ругали за избыточный хронометраж, перегруженный монтаж, привычку Маккея объяснять собственный сюжет с помощью инфографики и монологов, бесцеремонное вторжение документальных кадров в художественное кино и статичных фото — в плавное повествование. Фильм действительно перебарщивал с иронией: на 30-й минуте в нем начинали идти титры, а в сцене после настоящих финальных титров картину обсуждала фокус-группа. И режиссер давал понять зрителю, что там дурак. В итоге «Власть» стала самым непопулярным претендентом на главный «Оскар» с 1933-го года, если верить расчетам сайта RottenTomatoes.

Netflix
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сценарий «Не смотри наверх» из-за ковида ждал своего часа лишний год — и каким-то образом сумел избавиться от плохого наследства «Власти». Это все еще перегруженная деталями и эффектами энциклопедия пороков современного мира — но в этот раз историю спасают герои. У аспирантки Дибиаски обнаруживаются проблемы с гневом, которые в нынешнем осознанном обществе примет лишь панк в исполнении Тимоти Шаламе. Доктор Минди, оказавшись на ток-шоу у хищной интеллектуалки (Кейт Бланшетт, которой страшно идет комедийный образ), разом забывает про свою чудесную жену (Мелани Лински из «Двух с половиной мужчин»). Борец за планету Дикаприо трогательно изображает превращение тихони в «самого сексуального ученого на Земле». Когда госпожа-президент все же соглашается на план «Армагеддон», таранить метеорит вызывается летчик в исполнении Рона Перлмана — последнего крепкого орешка в голливудском кино. Марк Райленс играет визионера-социопата из Силиконовой Долины. Устать от этих нелепых, но живых героев почти невозможно, но их то и дело подменяют другие шутники — Тайлер Перри, Ариана Гранде, Кид Кади и звезда «Станции одиннадцать» Химеш Патель. В итоге в фильме всегда тепло, смешно и шумно — как на хорошей рождественской вечеринке. И знаменитые интермедии Маккея больше не бесят — ведь в конце года так здорово последовательно посмеяться над всем, что хотелось бы оставить в прошлом. «Не смотри наверх» не щадит никого — ни политиков, ни журналистов, ни республиканцев, ни демократов, ни предпринимателей, ни военных, ни молодых, ни старых. Это самый ядовитый фильм года — но и самый смешной и искрометный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Netflix

Но при этом в «Не смотри наверх» нет того четкого призыва, который реабилитировал «Власть» — не считать же таковым призыв, собственно, посмотреть наверх и увидеть, что мы движемся навстречу катастрофе. Сняв свою лучшую за долгие годы комедию, Маккей будто бы завершил политическую карьеру: его фильм уже ничего не добивается, а просто улыбается и разводит руками. По своему воздействию он куда ближе не к «Власти» и «Игре на понижение», а к простодушным картинам, которые Маккей снимал раньше с Уиллом Ферреллом. Смешно, да и только. Никаких ударов по голове. Впрочем, Маккей и не мог надеяться на обратную связь. Отправляясь бомбить метеорит, герой Рона Перлмана поет ковбойскую песню, пародируя известную сцену из «Доктора Стрейнджава». Многое ли изменил антивоенный фильм Кубрика? И на что тогда надеяться рождественскому хиту от Netflix?