«Санта-Барбара» какая-то: краткая шпаргалка для тех, кто собирается посетить «ГЭС-2»

С момента открытия Дома культуры «ГЭС-2» прошел почти месяц, однако у публики по-прежнему остается много вопросов: от банального «как это понимать?» до «где я смогу посмотреть снятую заново "Санта-Барбару"?». Отвечаем на все по порядку.
«Санта-Барбара» какая-то: краткая шпаргалка для тех, кто собирается посетить «ГЭС-2»

Важно понимать, что «ГЭС-2» не является музеем и позиционирует себя именно как Дом культуры: «Здесь диалог театра, музыки, визуального искусства, оперы, танца и кино способен вывести на территории, которые еще даже не имеют собственных названий», — отмечают организаторы, и с ними сложно не согласиться. Если вы планируете просто зайти «посмотреть искусство», то имейте в виду: зритель в «ГЭС-2» из стороннего наблюдателя превращается в непосредственного участника происходящего.

Программа Дома культуры «ГЭС-2» подразумевает сезонность и посвящена трансформациям русской культуры трех последних десятилетий. Первый сезон называется «Санта-Барбара». Как не поддаться колонизации?», его хедлайнером выступает исландец Рагнар Кьяртанссон. Что символично: международную известность Кьяртанссон приобрел как раз в России, после того, как он показал свой перформанс на Витебском вокзале в рамках биеннале Manifesta в Санкт-Петербурге в 2014 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Площадь «ГЭС-2».
Площадь «ГЭС-2».
Michel Denancé



1-й этаж

Заходя в Дом Культуры с Центрального входа (и проходя Площадь), вы сразу оказываетесь на Проспекте. Здесь в режиме реального времени проходят съемки «Санта-Барбары». По идее Рагнара Кьяртанссона это «живая скульптура»: киногруппа компании Lorem Ipsum во главе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир снимают 98 эпизодов теленовеллы на русском языке. Художник любит рассказывать байку о том, что родители, игравшие в эротическом триллере, зачали его прямо на съемочной площадке. Насколько это соответствует действительности, можно только догадываться, но жизнь Кьяртанссона действительно прочно связана со сценой: его отец руководил театром в Рейкьявике, а мать — известная исландская актриса Гудрун Асмундсдоттир.

«Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона.
«Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Съемки каждой серии занимают восьмичасовую смену. Декорации, костюмы и реквизит похожи на те, что были использованы в оригинальном сериале. По словам художественного директора фонда V-A-C Франческо Манакорды, «Санта-Барбара» — идеальный проект открытия, поскольку позволяет оглянуться на важный исторический для России момент — 1990-е, когда население входило в мир капитализма вместе с «Санта-Барбарой». Франческо называет Рагнара «удивительно щедрым художником», поскольку тот учитывает в своих проектах творческий потенциал всех участников процесса. «По завершении проекта Рагнар решит участь отснятого материала, но мы намерены показать его — либо как видеодокументацию, либо как отдельное произведение искусства — в V—A—C Zattere на Венецианской биеннале в следующем году», — предсказывает судьбу «Санта-Барбары» Манакорда.


Креативный директор Lorem Ipsum Ян Визинберг, отвечая на вопрос о реакции, публики на происходящее, рассказывает: «Я задавал вопросы случайным зрителям, потому что мы параллельно снимаем документальный фильм об этом событии (надеемся, получится абсурдистская комедия), и пришел к выводу, что каждый зритель видит в этой живой скульптуре что-то свое: одни вспоминают детство и юность, потому что именно тогда и смотрели "Санта-Барбару", другие — не могут выразить эмоции от происходящего, потому что живые съемки в пространстве Дома Культуры — совершенно новый формат даже для искушенных современным искусством».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




-1-й этаж


Цокольный этаж отведен под две экспозиции. Здесь расположена часть выставки «В Москву! В Москву! Москву!» под кураторством того же Рагнара Кьяртанссона, который смешал свои работы с работами других художников.

По словам кураторов, фраза «В Москву!» перекликается с идеей неизбывного стремления к чему-то прекрасному, но недосягаемому. Интересно это общечеловеческое стремление осмыслил, например, американец Тистер Гейтс, представивший работу под названием «Сложные отношения между небесным и земным, или Когда мы веруем» — движущийся по кругу объект, напоминающий детскую лошадку на закольцованной железной дороге.

Дик Пейдж. «Монохромы макияжа», 1997-2016.
Дик Пейдж. «Монохромы макияжа», 1997-2016.
Дик Пейдж. «Монохромы макияжа», 1997-2016.
Дик Пейдж. «Монохромы макияжа», 1997-2016.



Чуть отойдете от аттракциона — увидите 144 портрета художника Палла Хаукура Бьорнсона, которые Кьяртанссон ежедневно писал с натуры. Они перекликаются с 144 «Монохромами» Дика Пейджа (изначально эти монохромы должны были стать оттенками теней, румян, помады и других средств макияжа).

Рагнар Кьяртанссон. «Грозный-прегрозный», 2021.
Рагнар Кьяртанссон. «Грозный-прегрозный», 2021.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


По словам Раганара Кьяртанссона, будучи арт-директором бренда Shiseido, Пейдж не знал, как придумывать новые оттенки для косметики, поэтому «просто читал стихи, любовался закатами и писал монохромные полотна чистым цветом, который затем анализировали, превращали в пигмент, упаковывали и выводили на рынок».

Отдельного внимания заслуживает двухканальное видео «Грозный-прегрозный», посвященное полотну Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), которое подвергалось нападению дважды: в 1913 и 2018 годах. Эту работу можно увидеть в зале, расположенном по соседству с гардеробом.

Вид экспозиции выставки «Я моторы гондолы разбираю на части». Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2021 Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Вид экспозиции выставки «Я моторы гондолы разбираю на части». Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2021.
Иван Ерофеев



По ходу движения в отдельном пространстве расположилась мультиформатная выставка «Я моторы гондолы разбираю на части», которая аккумулирует работы молодых российских художников и, по словам организаторов, отражает «преобразующую и освободительную силу карнавала». Это понятно уже по выставочному пространству, напоминающему ярмарочную площадь. Бюро KOSMOS architects спроектировало шатры и широкие проходы между ними, как будто предназначенные для народных гуляний. Один из кураторов Елена Яичникова отмечает, что проект выводит на первый план такие аспекты карнавальной культуры, как смешение «высокого» и «низкого» (в работах Дженды Флюид и Евгения Антуфьева), перевоплощение и фиктивные идентичности, выражение себя посредством костюма, а также затрагивает вопросы совместного существования в виртуальном пространстве со всеми его ограничениями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ





2-й этаж

Поднявшись по широкой белой лестнице, вы окажетесь во второй части экспозиции «В Москву! В Москву! Москву!» и посмотрите фотосерию исландской художницы Рони Хорн.

Здесь же удастся заглянуть в просмотровую зону перформанса «Санта-Барбара», чтобы увидеть готовое эпизоды.

Также в одном из пространств на втором этаже можно увидеть видеодокументацию перформанса Кьяртанссона «Печаль победит счастье», который проходил в театре имени Вл. Маяковского в октябре 2019 года.

Тистер Гейтс. «Сложные отношения между небесным и земным, или Когда мы веруем», 2014
Тистер Гейтс. «Сложные отношения между небесным и земным, или Когда мы веруем», 2014.
Коллекция галереи WhiteCube

На этом же этаже, но уже в дальней части, крутят видеодокументацию перформанса Кьяртанссона 2013 года, проходившего в бруклинском МоМА: художник предложил группе The National исполнять песню Sorrow в течение шести часов.

Как вы уже, наверное, догадались, всю экспозицию в один присест обойти сложно (но необходимо — сезон завершится 13 марта), так что перевести дух можно в ресторане, кафе или просторной библиотеке. Также в Доме культуры есть кинотеатр и концертный зал, мастерские, магазин и даже детская площадка.