Грустный балбес: 6 серьезных ролей Юрия Никулина
«Когда деревья были большими» (1962)
До встречи с режиссером Львом Кулиджановым Юрий Никулин уже блистал в цирке. Кинематограф пока был для него лишь «хобби», попыткой отработать свои комедийные таланты перед камерой, а не на арене перед зрителями. Хотя Никулин уже появлялся в образе Балбеса в «Самогонщиках» и «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), кинозритель еще не был знаком с его подлинным актерским талантом. Кулиджанов разглядел за клоунской маской Никулина склонность к драматизму и трагедии. На съемках режиссер умолял артиста «не играть», а быть самим собой.
«Когда деревья были большими» — первая серьезная роль Юрия Никулина. На тот момент он не был профессионалом в киноактерской профессии, заучивать реплики ему было трудно, кроме того, постоянная работа в цирке отнимала слишком много времени.
Герой Никулина по имени Кузьма Кузьмич Иорданов — мелкий жулик и обманщик с добрым сердцем — должен был выглядеть помятым и неотесанным. Актер пытался найти особую интонацию для него, быть «простачком», но не слишком комичным. Публика должна была увидеть в глазах Иорданова его внутренний перелом, сомнение, проблески совести.
По воспоминаниям Никулина, никто не верил, что он сможет сыграть драматическую роль — для его коллег по съемочной площадке его работа стала откровением. Сам артист в глубине души был счастлив выйти из привычного образа пьяницы или вора, он хотел воплотить на экране настоящие человеческие чувства — маленького человека, к которому испытываешь сочувствие. Талант Никулина «очеловечивал» маргиналов и жуликов.
«Ко мне, Мухтар!» (1965)
Взявшись за экранизацию популярной повести «Мухтар», режиссер Семен Туманов сразу увидел в главном герое Юрия Никулина. Предложение удивило актера: «Не могу же я играть милиционера! Я всегда играл разных асоциальных типов — жуликов, пьяниц, разгильдяев. А тут вдруг честный человек, страж правопорядка, ловлю преступников. Зритель не поверит».
Однако Никулину очень нравился сценарий, а познакомившись с псом Дейком (и его мохнатыми дублерами), уже не мог отказаться от работы в картине. Опыт взаимодействия с животными в цирке очень пригодился актеру на площадке «Ко мне, Мухтар!». Никулин и собака долго привыкали друг к другу. Хозяин Дейка — киевский инженер Михаил Длигач — фактически жил с актером несколько месяцев, помогая им с псом выстроить доверительные отношения.
Во время съемок «Ко мне, Мухтар!» в жизни Никулина произошла трагедия — умер его отец. «Я сидел у постели отца, смотрел на него и, как говорится, молил Бога, чтобы все обошлось. Отец спросил меня, как снимают собак в фильме, как мне работается. Потом задремал. Я прямо разрывался. Оставаться? Уезжать? На съемках дорого обходится простой. Отец отпустил: "Езжай, мне уже лучше, только идиоты эти раздражают, сил нет!" — рассказывал актер. Через несколько дней пришла весть, что его не стало. Переживания и горе Никулина передались его персонажу Глазычеву — человеку с добрым сердцем, у которого, в сущности, нет в жизни никого, кроме пса Мухтара.
Над драматическим финалом «Ко мне, Мухтар!» проливали слезы несколько поколений советских зрителей. Никулину стали приносить собак и щенков разных пород, люди поверили, что история с Мухтаром произошла на самом деле, и жалели любимого артиста. «Теперь надо снимать вторую серию "От меня, Мухтар!" — шутил Никулин.
«Андрей Рублев» (1966)
В «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского Никулин снимался между картинами «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница» — прямо противоположными по стилю и тону.
Тарковский предложил Никулину небольшую роль — отца Патрикия. Она стала для артиста большим вызовом, поскольку ничего подобного раньше ему играть не приходилось. Кроме того, сам Тарковский не вызывал у артиста доверия: «В первый момент он показался мне слишком молодым и несолидным. Передо мной стоял симпатичный парень, худощавый, в белой кепочке. Но когда он начал говорить о фильме, об эпизодах, в которых я должен сниматься, я понял, что это серьезный и даже мудрый режиссер. Тарковский был весь в работе, и ничего, кроме фильма, для него не существовало».
Монах Патрикий — персонаж в масштабной истории иконописца Рублева вроде бы незначительный. Но для Тарковского он был важен, чтобы создать особый контраст характера средневекового русского человека. Именно поэтому ему понадобился Никулин — артист, который тут же приковывает все зрительское внимание.
Нелепый и суетливый болтун Патрикий сперва кажется довольно неприятным и жалким персонажем. Однако в сцене пыток он раскрывается совершенно иначе. За внешностью убогого клоуна-ключаря скрывается нравственная и духовная глубина этого человека. Тарковский не случайно убрал имя Никулина из оригинальных титров — он хотел, чтобы публика удивилась появлению известного артиста. И актер вспоминал, что зал во время его появления на экране начинал смеяться. Однако сцена пыток создавала совершенно немыслимый контраст для советского зрителя — такого Никулина еще никто не видел. Ровно этого эффекта и добивался режиссер.
«Они сражались за родину» (1975)
Картина Сергея Бондарчука «Они сражались за родину» была очень личной для Юрия Никулина. Прошедший Финскую и Великую Отечественную войны, актер хорошо знал, что такое солдатская жизнь. Но воспроизводить свои воспоминания на площадке ему сперва не хотелось, да и кино сильно отличается от фронтовой реальности.
Однако Бондарчук убедил Никулина, что экранизация Михаила Шолохова будет предельно реалистичной, цель ее — показать настоящих солдат, их будничную жизнь, подлинные переживания. «И вы и я воевали. Принять участие в этой картине — наш солдатский долг», — твердил ему режиссер. И артиста захватила идея фильма и его персонаж — трогательный солдат Некрасов, который за фронтовыми байками и анекдотами скрывает внутреннюю боль и тоску по мирной жизни.
«Надел грубое белье, гимнастерку, брюки, сапоги, затянул себя ремнем, примерил пилотку и в таком виде подошел к зеркалу. На секунду мне стало жутко — из зеркала смотрел пожилой солдат. Выгоревшая гимнастерка, стоптанные сапоги заставили вспомнить забытые годы фронтовой жизни, землянки, окопы, бомбежки, голод и тоску тех тяжелых лет...» — вспоминал Никулин.
Актера привлек образ Некрасова еще и тем, что он не был героем. Никулин называл его флегматичным «тюленем». Святая простота персонажа отражала внутреннюю доброту актера, его потребность окружать людей любовью, заботой, радостью. Однако Некрасов глубоко внутри несчастен, и Никулин мастерски показывает боль этого человека (а за ней и боль всего народа) через смех и иронию.
«Двадцать дней без войны» (1981)
Совсем другой солдат в исполнении Никулина появился в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Сперва актер решительно отказался от роли, он совершенно не видел себя в образе фронтовика Лопатина, в котором угадываются автобиографические черты писателя Константина Симонова. Никулин не верил, что у него получится столь сложный и трагичный образ, тем более ему еще не доводилось играть такую тонкую любовную линию на экране. Однако Алексей Герман все-таки смог убедить артиста.
О режиссере Германе ходили легенды. «Такого въедливого режиссера ни до, ни после я больше не встречал. Методично, спокойно, как глыба, он стоял в кинопавильоне и требовал от всех, чтобы его указания выполнялись до мельчайших подробностей. Только подборка костюма заняла полдня. Он осматривал каждую складку, воротничок, сапоги, ремень, брюки... Ну, казалось бы, костюм Лопатина — военная форма. Взять военную форму моего размера, и всё! Нет! Он заставил меня примерить более десяти гимнастерок, около двадцати шинелей», — говорил Никулин.
На площадке актер много спорил с Германом, разногласия возникали по самым разным поводам, прежде всего Никулин не понимал и не принимал столь необычного режиссерского метода. Артист привык к легким авторам, любил импровизацию на площадке — Герман же все подчинял себе, как демиург.
В отличие от человека из народа Некрасова из «Они сражались за родину», солдат Лопатин — интеллигент, писатель, военный журналист. Он склонен к рефлексии, каждая встреча с людьми отзывается в нем острым чувством. Никулин привык играть в цирке громко, жестикулируя, но в «Двадцать дней без войны» его герой тихий, молчаливый, он почти не говорит на экране. Куда важнее его внутреннее содержание как очевидца жизни в тылу во время войны. Такими же намеками, полутонами даны чувства Лопатина к героине Людмилы Гурченко, их смятение при встрече, неловкие объяснения в любви.
Никулин признавался, что это была самая сложная роль в его карьере. Трудно было сыграть нужную интонацию, понять замысел режиссера. По его свидетельству, актер не чувствовал никакого удовольствия на съемках, подозревал, что картина не получится. Бесчисленное количество дублей, через которые прогонял его Герман, выматывали и опустошали его. Однако сложная атмосфера на съемках способствовала созданию столь же неуютной и амбивалентной тональности в «Двадцать дней без войны». Позднее, после просмотра картины, Никулин признавался, что больше не жалеет о том, что согласился сыграть Лопатина. Картина стала настоящей жемчужиной в его фильмографии, неожиданной и самой необыкновенной и трагичной ролью, открывшей зрителю совсем другого Никулина.
«Чучело» (1983)
«Чучело» — не типичная для советского времени картина о детстве. В ней отразилось настроение эпохи позднего застоя, когда казалось, что утрачивались моральные ориентиры и общество движется не в ту сторону. Ролан Быков, снявший одни из самых блистательных и искрометных детских картин — «Айболит-66» и «Внимание, черепаха!», — поставил историю о совсем другом детстве, о том, что дети могут быть жестокими, как взрослые.
Никулина очень тронул сценарий Быкова. Его дедушка на экране представлял собой сочетание нравственности, доброты и бескорыстности — моральный стержень «Чучела». Ролан Быков вспоминал: «Когда я стал искать актера на роль дедушки в "Чучеле", мне сразу пришел в голову Никулин. Но я хотел играть сам. Трижды пробовался. Мне не понравилось. Я хотел, чтобы в идеале это был князь Оболенский... Все черты русской интеллигенции, этой особой, чистой национальной когорты людей, нес в себе Никулин. Это его отличительная внутренняя ценность — человека интеллигентного... В смысле доброты, в смысле ума, в смысле понимания, в смысле скромности».
Ролан Быков был впечатлен актерской игрой Никулина в картине «Когда деревья были большие». Он хотел перенести этот грустный взгляд артиста в «Чучело». В чем-то между двумя картинами действительно есть сходство — в той драматической энергии между героем Никулина и юной девушкой (у Быкова ее сыграла Кристина Орбакайте). Обе предстают своеобразным зеркалом друг другу, и двум разным эпохам: оттепели и застоя.
Отношения между девочкой Леной, которую травят одноклассники, и ее дедушкой на экране получились очень лиричными. Перед началом съемок «Чучела» Орбакайте пережила смерть своего деда, и Никулин стал для нее по-настоящему близким человеком. На площадке они называли друг друга «внучка» и «дедушка».
В «Чучеле» Юрий Никулин сыграл свою последнюю большую роль. Впоследствии он будет появляться на экране в эпизодических камео. В последние годы он отдавал свои силы цирку и телевидению. У Ролана Быкова он поставил определенную точку в своей многогранной кинокарьере, сыграв некий уходящий тип доброты и человечности, которому как будто нет уже места в современном мире.