З — значит Зендея: почему самая безукоризненная голливудская звезда заслуживает внимания
С этой недели в российском прокате лента «Человек-паук: Нет пути домой», формирующая «паучью» трилогию Джона Уоттса, в которой сине-красное супергеройское трико носит британец Том Холланд, а его подругу — саркастичную Мишель Джонс по прозвищу ЭмДжей — играет Зендея (фамилия в ее случае действительно не нужна). По мере развития трилогии роль ЭмДжей планомерно укрупнялась: если в первом фильме это героиня второго плана, появляющаяся на экране по принципу «редко, но метко», то к третьему — уже главный женский персонаж. Примечательно, что точно так же укрупнились за четыре с половиной года, прошедших с выхода «Возвращения домой», позиции самой Зендеи.
Шутка ли: «Нет пути домой» — ее четвертый в этом году (по большей части пандемийном!) релиз. В феврале критики и обыватели с жаром спорили о черно-белом Malcolm & Marie — и сходились во мнении, что Зендея — к слову, не только исполнительница заглавной роли, но и продюсер — чуть ли не лучшее, что есть в картине. Летом Warner Bros. выпустил сиквел «Космического джема» — и Зи вновь оказалась в эпицентре обсуждения: в соцсетях спорили, стоило ли «десексуализировать» озвученную актрисой антропоморфную крольчиху Лолу Банни. Осенью наконец состоялась отложенная практически на год премьера «Дюны» Дени Вильнева — и не где-нибудь, а на Венецианском кинофестивале, где актриса взбодрила красную дорожку «мокрым» платьем Balmain. Сейчас это уже едва ли спойлер: при официальном хронометраже фильма в 156 минут Чани, героине Зендеи, отведено лишь семь. Тем не менее именно Зендее — наравне, разумеется, с Тимоти Шаламе, которого актриса называет не просто другом, а «семьей», — продюсеры доверили возглавить промокампанию ленты. И вряд ли прогадали.
2022-й Зендея тоже начнет энергично: в январе с долгожданным вторым сезоном вернется «Эйфория», в позапрошлом году сделавшая Зи самой юной обладательницей «Эмми» в категории «Лучшая женская роль в драматическом телесериале». И кто знает, возможно, победу удастся продублировать. По крайней мере, создатель шоу Сэм Левинсон уже намекнул, что драматизма в новых сериях будет хоть отбавляй, а значит, исполнительнице роли Ру — наркозависимой школьницы с тонкой душевной организацией — будет где разгуляться.
Меж тем, каким бы большим ни был вклад «Эйфории» и «Человека-паука» в популяризацию актрисы, эти работы — вовсе не отправная точка в ее фильмографии: они придали ускорение карьере, которая стартовала на десять лет раньше. Причем сразу с козырей: в 13 лет дочь двух учителей, не имеющих очевидных связей в шоу-бизнесе (если не считать подработку мамы в California Shakespeare Theater), получила главную роль в диснеевском сериале «Танцевальная лихорадка!», рассказывающем историю двух подруг-школьниц, участвующих в танцевальном шоу (сама Зендея с восьми лет занималась хип-хопом). Следом подтянулись главные роли и в других проектах Disney Channel, включая пару полных метров и сериал K.C. Undercover; а еще — предложение поучаствовать в очередном сезоне Dancing with the Stars, где 16-летняя на тот момент актриса и ее партнер Вэл Чмерковский в итоге заняли второе место.
Как и положено восходящей диснеевской звездочке, Зендея пробовала силы и в музыке. Сперва — под покровительством диснеевского лейбла Hollywood Records, выпустившего ее именной сольник Zendaya. Дебют получился скромным (куда скромнее, чем у предшественниц Майли Сайрус, Деми Ловато и Селены Гомес), но не то чтобы провальным. Спустя пару лет начинающую певицу подписал Republic Records, а Тимбалэнд сообщил, что помогает ей в работе над вторым альбомом, релиз которого планировался на 2016 год, но так и не случился. Свет увидел только один сингл — записанный при участии Криса Брауна Something New, — да и тот, наверное, предпочтительнее было бы забыть. В разгар промо Браун высмеял подругу детства Зендеи, певицу Келани, рассказавшую в соцсетях о попытке суицида; и, чтобы не ассоциироваться с исполнителем, Зендея отозвала выход совместного клипа. С тех пор поет она исключительно в рамках актерских проектов — будь то мюзикл «Величайший шоумен» или все та же «Эйфория». Какой бы ни была причина, решение не строить параллельно актерскую и певческую карьеры, а сосредоточиться только на одной с расстояния пяти лет выглядит мудрым, если не судьбоносным.
Надо сказать, диснеевский бэкграунд Зендеи нередко оказывается сюрпризом для новообретенных поклонников: настолько далеки ее образ и подход от архетипичных представлений о Disney kids, которым нечасто удается конвертировать свой детско-юношеский успех в «серьезную» взрослую карьеру и чей выход из пубертата нередко сопровождается чередой публичных драм.
Справедливости ради, даже в пост-«Диснее» Зендея, которой в сентябре исполнилось двадцать пять, пока в основном играет подростков. Но маловероятно, чтобы причиной был страх ролей; актриса как будто в целом не торопится: за одиннадцать лет она сыграла в шести фильмах, три из которых — «Человек-паук». Зато ни один из выбранных ею проектов не назвать совсем уж проходным, все шесть были по-своему удачны: если не в критической оценке, то хотя бы в бокс-офисе и хайпе. Никаких наспех снятых хорроров, второсортных триллеров и посредственных ромкомов, на которые бывшие звезды подростковых шоу соглашаются ради быстрых легких денег — и в которых неминуемо застревают.
Впрочем, звезд звездами делают не только съемки у Marvel или работа с Дени Вильневым — тем более сегодня. Одним из секретных ингредиентов в коктейле под названием «Зендея» оказалось, например, умение постоять за себя (и не только!). Она, в конце концов, громко заявила о себе еще до «Эйфории», «Дюны» и «Человека-паука» — в 2015 году. Тогда, обозревая оскаровскую красную дорожку, ведущая программы Fashion Police Джулиана Ранчич прокомментирует ситуацию у себя в соцсетях Зендея. И подробно объяснит, в чем проблематичность замечания журналистки. Инцидент станет виральным. Fashion Police покинут две другие ведущие, Кэти Гриффин и Келли Осборн, а само шоу поставят на паузу (хотя и это не поможет: в «форму» оно так и не вернется — и спустя два года будет окончательно закрыто). В честь Зендеи же, «заступившейся за свою культуру», выпустят Барби — в том самом оскаровском образе, с дредами.
С тем образом, как и буквально со всеми за последние одиннадцать лет, ей помог Ло Роуч — некогда владелец винтажного магазина, а сегодня — один из самых известных голливудских стилистов (он предпочитает определение Image Architect). Зендее было четырнадцать, ее пригласили на премьеру фильма Justin Bieber: Never Say Never — и общая знакомая свела их с Роучем, будучи уверенной, что они поладят. Так и вышло. Сегодня Ло — сам по себе знаменитость; уже не только стилист, но и судья в популярном шоу Legendary. Ну а эффектные выходы Зендеи, к которым, по собственному признанию, она относится как к ролям (отсюда и тщательная, детальная подготовка, а также работа с референсами), стали частью ее селебрити-ДНК.
В 2021 году Зендея получила награду Fashion Awards от Совета модельеров Америки. Что вызвало немало пересудов: не всем понравилась идея назвать «модной иконой» девушку, которая полжизни полагается на стилиста, а в повседневной жизни, кажется, вообще не заморачивается. Что ж, здесь хочется сказать, что, во-первых, мы иногда придаем слишком большое значение премиям (будем честны: Зендея нужна CFDA больше, чем CFDA — Зендее), а во-вторых, в нынешнем климате, когда большинство знаменитостей прибегают к услугам стилистов (и некоторым не помогает даже это), понятие Fashion Icon не могло не трансформироваться. С поддержкой стилиста или без, но Зендея хорошо овладела искусством «ломать интернет» каждым своим выходом на красную дорожку. Что тоже вызывает легкое возмущение: мол, все это настолько предсказуемо хорошо, даже идеально, что уже переходит в категорию «скучно».
«Слишком идеальная» — едва ли не главная претензия в адрес актрисы. Что во многом характеризует ее как знаменитость и объясняет, почему за нее так крепко держатся глянец, большие бренды и киностудии. Она умна и не лишена чувства юмора. Конвенционально красива и эффектно одета (более того — с модой на ты). Ратовала за феминизм еще до того, как в Голливуде это стало мейнстримом. Словом и делом поддерживает благотворительные организации. Выступает адвокатом своей культуры. Аккуратно выбирает проекты — и, вне зависимости от того, идет ли речь о супергеройском блокбастере или камерной драме, делает их своим участием лучше. Ее карьера — не продукт непотизма, а имя не ассоциируется со скандалами. Резюмируя: в мире, где то и дело находятся поводы кого-то «отменить», Зендея — поразительно беспроблемный, но при этом не бесхарактерный персонаж, которому очень — о-очень! — просто симпатизировать. Даже роман с Томом Холландом, какое-то время державшийся в секрете, кажется эталонным и добавляет обоим очков.
Забавно, что в каждом втором профайле, написанном про Зендею, непременно указывается, что по гороскопу она Дева. Проще говоря, перфекционистка. «Если у меня с первого раза не получается нарисовать не хуже Пикассо, я расстраиваюсь», — рассказывала актриса в интервью британскому Vogue о том, как с подачи коллеги и подруги Хантер Шафер взялась за краски. Стоит ли удивляться, что при таком подходе и знаменитость из нее получилась образцово-показательная?.. Вряд ли. Как и сердиться на нее за это.