Холланд наступает: почему Том Холланд — новый всеобщий любимец
В прокат выходит «Человек-паук: Нет пути домой» — один из самых амбициозных блокбастеров Marvel и уже шестой фильм, где роль Питера Паркера исполняет Том Холланд (в этом смысле он рекордсмен: Тоби Магуайра хватило всего на три, Эндрю Гарфилда так вообще на два). К своим 25 годам актер успел сыграть у именитых авторов вроде Джеймса Грея, Рона Ховарда и Хуана Антонио Байоны и повести за собой многомиллиардную франшизу — считается, что именно он заменит Роберта Дауни-младшего в качестве главного лица MCU. В эпоху, когда феномен «звездности» все чаще называют устаревшим и отмирающим, Холланд — чуть ли не последний артист, у которого есть все шансы стать полноценной голливудской звездой.
Притом что сам он изначально от Голливуда был далек — в первую очередь географически. Это может кого-то удивить, учитывая, насколько «американских» героев играет Холланд, но вообще-то Том — британец. Если быть точнее, потомственный лондонец и, как водится у актеров, выходец из творческой семьи: мать Николь — фотограф, отец Доминик — умеренно известный комик и телеведущий. Неудивительно, что с ранних лет Холланд знал, что хочет посвятить жизнь искусству. Правда, долго не мог решить какому.
Изначально Том занимался танцами и выступал с хип-хоп-труппой из Nifty Feet Dance School на разных локальных фестивалях. На одном из них в 2006 году его заметила хореограф Линн Пейдж и посоветовала взглянуть на парня своему приятелю Питеру Дарлингу — тот как раз работал над мюзиклом «Билли Эллиот», основанном на фильме 2000 года с Джейми Беллом. Ему Холланд тоже приглянулся. И вот, спустя восемь прослушиваний и два года тренировок 12-летний Том вышел на подмостки Вест-Энда. Сначала как лучший друг главного героя, а потом и в роли самого Билли Эллиота — ребенка из рабочей семьи, решившего заняться балетом, несмотря на упреки семьи и издевки одноклассников. Для юного актера этот образ в каком-то смысле личный: ему и самому доставалось в школе за «немальчишеское» увлечение танцами.
Следующие два года Холланд совмещал выступления на сцене и занятия в школе: общеобразовательной и актерской. Его родители, отлично зная, какой жестокой бывает индустрия, не хотели, чтобы сын бросил учебу из-за мимолетного успеха — и повторил ошибку сотни других артистов, чьи лучшие годы так и остались в далекой юности. Да и сам Том, на которого свалились первые интервью и известность национального масштаба, не спешил зазнаваться: а вместо этого практиковался в гимнастике и продолжал оттачивать мастерство.
Которое ему вскоре пригодилось. В 2009-м на актера обратил внимание Хуан Антонио Байона, на тот момент перспективный испанский режиссер, за плечами которого был громкий дебютный «Приют». Он взял Тома в свой первый фильм, снятый на английском языке, — драму «Невозможное» о реальной семье, пережившей разрушительное цунами в Таиланде в 2004 году.
Сегодня даже как-то странно осознавать, что Холланд — больше известный как экшен-герой из «Человека-паука» и предстоящего «Анчартеда» — начинал свой путь в кино с глубоко драматичной и эмоционально сложной роли. В «Невозможном» он играет Лукаса, старшего сына семьи, который после цунами остается с раненой матерью и пытается довести ее до безопасного места. По сути, он подросток, которому приходится стать father figure собственному родителю — ведь Лукас думает, что его отец и братья погибли.
Еще удивительнее то, как Холланд здесь крадет каждую сцену, в которой появляется, — хотя играет бок о бок с заслуженными артистами Наоми Уоттс и Юэном МакГрегором. «Невозможное» — полностью его кино. Своеобразная история взросления, где персонаж Тома проходит сложнейший путь от дерзкого подростка до травмированного мужчины с невыразимой болью во все еще детских глазах. Игра Холланда так поразила создателей картины, что те отправили на соискание «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль» именно его, а не МакГрегора. До главной кинопремии, правда, он так и не добрался — это у него еще впереди, — зато забрал домой приз Американского национального совета кинокритиков в категории «Актерский прорыв года». А в каждой второй рецензии на фильм критики пророчили, что малоизвестный актер-дебютант наверняка скоро станет большой звездой.
«Скоро», правда, понятие растяжимое. Холланд, как и в случае с «Билли Эллиотом», не спешил наживаться на успехе. Вместо этого он постоянно советовался с опытным отцом, чтобы вдруг не наделать ошибок в карьере. А однажды даже специально разговаривал с Дрю Бэрримор о феномене детей-звезд — та ведь тоже начала карьеру рано и в итоге чуть не «выгорела» на самом старте. И вообще, после окончания съемок больше всего был рад тому, что теперь вновь может кататься на скейтборде: не надо думать о том, что, если сломаешь себе нос, будешь плохо выглядеть в кадре.
Поэтому-то в следующие четыре года Том снялся всего в трех полнометражных фильмах (и одном сериале): это не считая «Лока», где его роль ограничивается озвучкой одного из персонажей. И лишь в 2016-м заявил о себе на весь мир в «Первом мстителе: Противостояние», где впервые появился в костюме Человека-паука — обогнав в гонке за роль прочих кандидатов, в том числе Тимоти Шаламе и Эйсу Баттерфилда. Но и с тех пор Холланд продолжает осторожно подбирать проекты, работая по схеме «один для них, один для себя». В год с «Первым мстителем» он, например, также снялся в «Затерянном городе Z» Джеймса Грея — меланхоличной и жутко недооцененной драме об искателях полумифической амазонской цивилизации. Чуть не появился в оскароносном «1917» — помешали съемки у Marvel. Между вторым и третьим «Человеком-пауком» успел сыграть в двух размашистых авторских картинах: американской готике «Дьявол всегда здесь» и байопике «По наклонной» про простого студента, который сначала идет воевать в Ирак, потом становится героиновым наркоманом с ПТСР и в итоге начинает грабить банки. Понятно, почему Холланду приглянулась такая роль: некоторые актеры за всю карьеру не исполняют столько разных образов, сколько ему приходится в этом одном фильме. И не так уже важно, что само кино не то чтобы достойно стараний Тома — ради него потерявшего и набравшего заново 12 килограммов.
Вообще, для человека, который известен своим неумением держать язык за зубами — Холланд уже несколько раз нечаянно спойлерил зрителям события из киновселенной Marvel, — он необычайно трепетно подходит ко всему, что говорит и делает. Он признавался, что очень внимательно ведет соцсети: долго думает, выкладывать ли ему тот или иной пост, как это может повлиять на его имидж и жизнь его близких. А если посмотреть старые, домарвеловские интервью Тома, станет очевидно, что перед нами очень рассудительный парень: совсем не такой, каким часто пытается казаться, нацепив на себя медиаобраз «дружелюбного соседа». Что там — Байона взял его в «Невозможное» именно после того, как увидел разговор маленького Холланда с журналистом и удивился, насколько вдумчивым может быть 13-летний подросток.
Даже самая эксцентричная выходка Холланда — его знаменитое выступление на Lip Sync Battle в образе Рианны — не была хоть сколько-нибудь импульсивной. Просто актер понимал, что для американского зрителя он практически «ноунейм» и тягаться с партнершей по шоу (и паучьей франшизе) Зендеей будет очень сложно. Поэтому надо как-то запомниться аудитории: сделать что-то яркое и необычное. Результат оправдал средства — выступление Холланда на Lip Sync Battle до сих пор одно из самых популярных в истории шоу. А фанаты актера все еще припоминают ему танец в чулках под искусственным дождем. Чему Том уже не особо и рад.
Может показаться, что весь образ актера такой вот кропотливо просчитанный. Даже свое шутовское беззаботное поведение на интервью, посвященных «Человеку-пауку», он объясняет абсолютно рациональными причинами: говорит, что старается ради детей, для которых Питер Паркер — ролевая модель. Но совсем уж «неискренним» его называть не хочется. Напротив, Холланд сочетает в себе большой профессионализм и искреннюю юношескую непосредственность. Чтобы убедить взять себя на роль Человека-паука, он исполнил сальто назад прямо в офисе перед ошарашенными режиссерами братьями Руссо. На первой встрече с Дауни-младшим долго разговаривал с дублером актера, не понимая, почему тот выглядит не совсем так же, как в кино. Про свою роль в «Анчартеде» честно говорил, что слишком увлекся внешним видом и часто в кадре думал, «круто ли выгляжу» — впредь, мол, не повторится. А похвала мамы для него до сих пор значит больше, чем положительные рецензии.
А еще, судя по всем отзывам работавших с ним людей, Холланд — просто очень хороший парень. Понятно, что актеры часто сыплют комплиментами в сторону друг друга, иногда не очень искренне, но здесь, кажется, другой случай. Крис Хэмсворт, работавший с Томом над «В сердце мира», лично позвонил продюсерам Marvel, чтобы те взяли парня играть Питера Паркера. Наоми Уоттс еще во времена «Невозможного» рассыпалась в похвалах молодому артисту. Братья Руссо сказали, что не снимут теперь ни один фильм без Холланда, потому что такая прирожденная звезда появляется не каждый день. Ну а с Джейком Джилленхолом во время пресс-тура второго «Человека-паука» у Тома образовался странный броманс — и непохоже, что наигранный.
В этом плане Холланд — идеальный герой эпохи, когда любого актера могут «отменить» за старые грехи или резкие высказывания, а за Голливудскими холмами больше никому не спрятаться. Про него говорят только хорошее. Он всегда вежлив и учтив. О политике старается не рассуждать. О личной жизни — тоже. Причем не из-за эгоистичных причин, а потому, что если он публично расстанется с кем-то, его бывшую партнершу могут начать атаковать агрессивные фанаты. Даже единственный полускандал, связанный с Холландом, родился из не слишком удачной попытки сделать комплимент: на интервью в Южной Корее он хотел похвалить переводчика за то, что тот так хорошо знает английский, — а оказалось, что это американец корейского происхождения. Любопытно, что режиссеры даже научились использовать эту положительную харизму актера как драматургический инструмент. Скажем, если бы не располагающее лицо Холланда, неоднозначным героям «По наклонной» и «Дьявол всегда здесь» было бы куда сложнее сопереживать. Братья Руссо сами говорили, что в том числе поэтому и взяли Тома на роль — у зрителя с ним моментально возникает контакт.
Даже в нынешнее турбулентное время он вполне может стать большой звездой. Тем более что Холланд — удивительно разносторонний артист, пусть и не все так о нем думают. Как экшен-герой он компетентнее большинства коллег — спасибо недюжинным акробатическим способностям. В этом отношении Холланд ближе к звездам боевиков прошлого — Джеки Чану и Жан-Клоду Ван Дамму, также пришедшим в кино из танцев, — чем к какому-нибудь Дуэйну Джонсону или Райану Рейнольдсу. Только он еще и может играть тяжелую драму, что доказал самой первой ролью. А благодаря музыкальному прошлому умеет хорошо петь и танцевать. Последнее ему пригодится в готовящемся байопике о Фреде Астере — фильме, который звучит как вероятный номинант на все возможные награды. И как кино, что может окончательно вывести Холланда из тени Питера Паркера.