Музыка, которая совершила революцию в звуке

Теги:
Музыка, которая совершила революцию в звуке
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9 октября в Новой Третьяковке пройдет очередной, 13-й концерт фестиваля SOUND UP. Он будет посвящает 100-летию революции 1917 года. В рамках одного концерта будет представлена палитра музыкальных экспериментов эпохи авангарда – произведения, знаменующие послереволюционный период и эпоху индустриализации, которым было суждено совершить настоящую революцию в звуке.

После октября 1917-го года русские композиторы начали работать над созданием принципиально новой музыки, соответствующей новой формации человека эры социализма. В музыке первого послереволюционного десятилетия происходит едва ли не больший всплеск экспериментов и опытов, чем в других видах искусства. Всё было впервые – первые индустриалистические опусы, первая пролетарская опера, первые камерные симфонии, первые сочинения для терменвокса.

Это была короткая, но яркая эпоха: после 1930-х годов авангардную музыку перестали исполнять, многие партитуры были утеряны. Российский музыкальный авангард 1920-х только сейчас начинают открывать заново, и он сразу же занимает важную и пустовавшую прежде нишу в истории искусства ХХ века.

Что стоит послушать накануне концерта «SOUND UP: Революция в звуке» и как эти произведения перекликаются с сочинениями, которые прозвучат на концерте, – в плейлисте от куратора программы музыковеда Влада Тернопольского.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ЛЕВ ТЕРМЕН ИСПОЛНЯЕТ НА ТЕРМЕНВОКСЕ РОМАНС «НЕ БРАНИ МЕНЯ, РОДНАЯ»

Терменвокс – одна из важнейших революций в музыке 1920-х годов. Это первый в мире музыкальный электроинструмент, звучащий от движения рук исполнителя, прямо его не касающегося. Для подробностей корректнее будет предоставить слово самому автору изобретения Льву Термену – благо, сохранилась уникальная архивная запись, на которой Термен лично представляет этот инструмент и исполняет на нём вокальную(!) партию известного романса.

Также интересно сравнить исполнение романса «Не брани меня, родная» на терменвоксе с его привычным звучанием. В предлагаемой записи его поёт знаменитая певица Валентина Левко, которая на протяжение более чем 20 лет была солисткой Большого театра:

На концерте «Революция в звуке» «Студия новой музыки» сыграет первое сочинение, написанное для терменвокса с оркестром – «Аэрофоническую сюиту» Иосифа Шиллингера.

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ. «ВЕСЕННИЕ ГАДАНИЯ. ПЛЯСКА ЩЕГОЛИХ» ИЗ БАЛЕТА «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ» (1913)

«Весенние гадания. Пляска щеголих» – один из самых революционных фрагментов, возможно, самого революционного сочинения эпохи. Заимствованный Стравинским из фольклора принцип игры с переменой акцентов доведен здесь до своего апогея – автор избегает даже намёка на какую-либо их регулярность и предсказуемость. Эффект дополнительно усиливается необычной структурой этих повторяющихся аккордов, написанных не в привычных тональностях, а в совершенно новых ладах, производных от архаических звукорядов народной музыки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полвека спустя идею оркестрового ритмического унисона будет развивать голландский композитор, автор известной монографии о Стравинском Луи Андриссен. Целиком на этом принципе – сложной ритмической синхронизации без выписанной звуковысотности – построена его пьеса «Союз рабочих». Её первое в ХХI веке московское исполнение состоится в рамках концерта SOUND UP «Революция в звуке».

Берлинский филармонический оркестр, дирижер Саймон Рэттл

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. «ОТКРЫТИЕ ЗАВОДА» ИЗ БАЛЕТА «БОЛТ» (1931)

Ранний балет Шостаковича «Болт» – это и работа с новыми конструктивистско-механистическими звуковыми идиомами, и одно из первых обращений в музыке к тематике нарождающегося соцреализма, и одновременно ироничный «зощенковский» взгляд на него, который как бы компенсирует нарочитую банальность и доступность музыкального материала в танцах-характеристиках персонажей.

Названия номеров балета говорят сами за себя: «Зарядка. Радио-ритмическая сцена», «Установка машин», «Пуск нового цеха», «В пивной». Не менее характеристичны и персонажи – Чертежник, Техник-наладчик, Машинистки, Бюрократ, Ломовой, Красноармейцы.

Ниже можно увидеть один из самых ярких фрагментов – «Открытие завода» в постановке Алексея Ратманского, а в программу концерта 9 октября войдёт развёрнутая сюита из этого балета.

АРТЮР ОНЕГГЕР. PASIFIK 231 (1924)

«Музыку индустриализации» в 1920-е годы писали не только в Советском Союзе. Одно из наиболее известных западноевропейских сочинений этого направления – «симфоническое движение» «Pasifik 231» Артюра Онеггера, участника знаменитой французской композиторской «шестёрки». После этой пьесы критики называли Онеггера «механиком от музыки», но, в общем, в этой конкретной пьесе такова и была его цель. В качестве прообраза он взял одноимённый локомотив, который постепенно разгонялся до большой по тем временам скорости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На видео можно посмотреть фильм 1949 года, своего рода реплику на «Прибытие поезда» братьев Люмьер полвека спустя, однако и поезда стали ходить быстрее, и кино успело стать звуковым (музыка начинается с 02:24). В качестве звуковой дорожки использован оригинальный трек с записью этой пьесы под управлением самого Онеггера.

Практически параллельно с созданием этой пьесы в России Владимир Дешевов пишет первую российскую пьесу на «железнодорожную» тематику – «Рельсы», которую у вас будет возможность услышать 9 октября.

Видеофильм 1949 года; дирижирует автор

ВЛАДИМИР ДЕШЕВОВ. ОПЕРА «ЛЕД И СТАЛЬ» (1929)

Первая пролетарская опера посвящена событиям Кронштадтского восстания, её главный герой – простая комсомолка Муся, а в число прототипов других персонажей входят Троцкий и Сталин.

Дешевов лишает оперу арий, заменяя их речитативами и пением по принципу «слог — нота» без привычных для арии длинных распевов; он убирает традиционное разделение на солистов и хор – у каждого персонажа, по сути, сольная партия. В предлагаемом фрагменте друг за другом следуют краткие эпизоды – оркестровый, речитативный и хоровой.

В то же время, когда Дешевов работает над «Лёдом и сталью», Мосолов пишет балет «Сталь», знаменитый симфонический фрагмент которого «Завод. Музыка машин» прозвучит 9 октября в Новой Третьяковке.

Постановка Государственного театра Саарбрюккена, 2007

АЛЕКСАНДР СКРЯБИН. «ПОЭМА ЭКСТАЗА» ДЛЯ ОРКЕСТРА (1907)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скрябин не дожил двух лет до 1917-го, однако его позднее творчество стало своеобразным музыкальным эпиграфом к революции. В «Поэме огня» и «Поэме экстаза» (как и в неосуществлённой «Мистерии», в которой предполагалось участие всего населения Земли) Скрябин развивает религиозно-космологические идеи, связанные с полным обновлением и преображением мира.

«Политическая революция в России... и переворот, которого я хочу,— вещи разные, хотя, конечно, эта революция, как и всякое брожение, приближает наступление желанного момента» – писал он.

В длительных цепочках сложных переходов между тональностями с минимальными островками устойчивости звучат музыкальные мотивы, которые Скрябин определял как «тема томления», «тема тревоги», «тема воли», «тема самоутверждения».

На концерте 9 октября «Студия новой музыки» исполнит Камерную симфонию Николая Рославца – первое советское сочинение в этом новом жанре, предназначенном для ансамбля солистов. При этом по гармоническому языку она по-своему преломляет традиции скрябинского символизма.

Российский национальный оркестр, дирижёр Михаил Плетнёв

Концерт фестиваля SOUND UP «Революция в звуке» пройдет 9 октября в Новой Третьякове.

Билеты можно приобрести здесь. Они дают возможность посетить не только концерт, но и масштабную тематическую выставку Третьяковской галереи «Некто 1917», где представлены произведения живописи и скульптуры революционного года из коллекций ведущих музеев России и мира.