Дети Арбата: кинотеатр «Художественный» глазами его работников
Дети Арбата:кинотеатр «Художественный» глазами его работников
В апреле 2021 года, после почти семилетней реконструкции, на Новом Арбате открылся легендарный кинотеатр «Художественный». Открылся с помпой — премьерой нашумевшей драмы «Отец», за которую Энтони Хопкинсу вручили «Оскар». И быстро завоевал сердца москвичей, превратившись в главную культурную артерию: шутка ли — кроме отборного кино здесь предоставляют эстетическое наслаждение полного цикла, от фотогеничного интерьера до идеально смешанных коктейлей, кофейни на нью-йоркский манер, чинного ресторана Niki и филиала библиотеки Некрасова. В конце осени кинотеатр отметил 112-летие. По такому случаю Правила жизни приоткрыл занавес «Художественного» и познакомился с командой, стоящей за этой махиной.
Прелесть «Художественного» прежде всего в том, что похожего места, в котором, с одной стороны, сохранилась более чем столетняя история, а с другой — комфорт и качество кинопоказа возведены в абсолют, точно не было в Москве, и почти уверена, что в других столицах тоже. Наш большой зал рассчитан на 474 места, что хорошо для премьерных показов: зрители хотят пообщаться перед фильмом, обменяться мнениями после, а лучше всего это делать в камерной и вместе с тем праздничной обстановке. «Художественный» — вообще про праздник, такой домашний праздник по случаю крутого кинематографа. В этом смысле мы даже больше походим на театр.
И это касается не только премьер. Мы предлагаем относится к походу на любой сеанс в «Художественном» как к походу в театр: подготовиться, выбрать фильм и вечер, нарядиться.
Репертуаром занимается программный директор Стас Тыркин. Для большинства российских кинематографистов провести премьеру в «Художественном» — большая честь, для молодых авторов и дебютантов — тем более. Каждый день приходят предложения, и мы просто вынуждены кому-то отказывать, потому что у нас один большой зал и количество дней в неделе ограничено. Мы чаще сами приглашаем картины, и пока что не было еще ни одного фильма, которому мы бы хотели сделать премьеру в «Художественном» и не сделали. И вопрос не в том, нравится фильм кому-то или нет, у него должен быть определенный художественный уровень.
Галарина Долговых,
директор событийной программы —
про ценность «Художественного» и отбор фильмов
Больше всего зрителей привлекает, конечно, арт-мейнстрим, люди любят наши собственные фестивали, специальные события. Случаются и приятные открытия. Так было с фильмом Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин", знаковым для "Художественного": премьера картины в 1926 году прошла именно в этих стенах. Я не думала, что он соберет три полных зала. На первый показ билеты разошлись так же быстро, как на зрительскую премьеру "Отца".
Важный критерий отбора — фильмы должны мэтчиться с местом. Релизы, которые с успехом идут по всей стране, например "Веном" или "Вечные", выглядят тут неуместно, за них не голосуют рублем. А вот, например, фильм открытия "Отец" позволил нам собрать 10% прокатной кассы по всей стране. Он шел с апреля аж до сентября, а фильму "Аннетт" мы сделали 29% от национальной кассы. Оговорюсь, что у нас нет дискриминации форматов и жанров: типичный блокбастер "Не время умирать" и семейный развлекательный фильм "Круэлла" сделали в "Художественном" 1% российской кассы.
Я заметила вот какую вещь: несмотря на то что кино, казалось бы, самый массовый вид искусства, людям, его обожающим, зачастую сложно найти общий язык. Каждый киноман словно стремится отгородить свою поляну и говорить о кино на языке, понятном избранному кругу. Я думаю, что это механизм психологической защиты: когда многие утверждают свою идентичность через интерес к кино, хочется показать, чем ты отличаешься от остальных. Но есть побочный эффект: порог входа в условный клуб синефилов сильно повышается. В соцсетях "Художественного" мы сразу решили не душнить, а доступно рассказывать про кино широкому зрителю, находить интересные факты про фильмы и давать контекст, который облегчит просмотр. Например, о том, что Энсел Элгорт, сыгравший главную роль в "Вестсайдской истории", учился в одной школе с Тимоте Шаламе, который постоянно уступал Элгорту в прослушиваниях на главные роли в школьных спектаклях. Или о том, как были устроены сеансы в "Художественном" до революции. Это интересная, но непростая задача, особенно учитывая то, что каждую неделю выходит порядка семи—десяти фильмов, а в соцсети кинотеатра должны попасть минимум три—пять из них. Роман Волобуев как-то рассказывал, что завязал с кинокритикой, потому что устал на регулярной основе пропускать через себя огромное количество фильмов. Сотрудники кинотеатра в этом смысле несильно отличаются от кинокритиков.
Я пришла в "Художественный" еще до открытия и наблюдала, как кинотеатр становится частью живой городской среды. Кажется, самый яркий кейс — это фасад "Художественного" с мультимедийным панно из 2378 лампочек, куда мы всей командой выдумываем надписи. Вскоре после открытия мы попросили подписчиков предложить варианты надписей, которые можно на него вывести. С существенным отрывом победила фраза "Пригласи ее в кино" — мы вывели ее на экран и написали предложившему ее подписчику слова благодарности. Выяснилось, что он живет по соседству на Новом Арбате. Он снял "Художественный" с этой надписью из своего окна и прислал нам — мы выложили это видео, и пост с ним долгое время был самым охватным в наших соцсетях. Потом мы еще уравновесили гендерное равенство, выведя на экран "Пригласи его в кино". Заметных, популярных фраз на фасаде было много: не только про кино, но и другие заметные события. Мы выводили "Loading..." во время недавнего падения Facebook и "Снаружи +34, внутри +22", когда была невиданная летняя жара. К сожалению, бывают и грустные поводы, когда уходят из жизни знаковые для истории кино люди. Когда умер Жан-Поль Бельмондо, Стас Тыркин предложил вывести на фасад "Бельмондо навсегда".
Евгения Морейнис,
исследовательница кино, SMM в "Художественном" —
про "Художественный" в онлайне и офлайне
В Москве не так много мест, где синефилы могут почувствовать, что их искусство здесь главное. Кажется, "Художественный" реализовал мечту многих о дворце, где фильмы показывают в историческом зале, построенном еще при царе, и подают любимый коктейль героя Хамфри Богарта из "Касабланки". В таком антураже сильнее ощущается статус кино как искусства.
Для меня кино — это нечто большее, чем работа или даже хобби. Впервые я попала в кинотеатр, когда гостила у бабушки под Серпуховом, — она же привела меня маленькую на "Оливера Твиста" Романа Поланского. А московское детство я провела в кинотеатре "Пять звезд" на Павелецкой. Моя мама работала в издательстве Axel Springer Russia, которое среди прочих издавало журнал Newsweek, где в разное время работали Пол Хлебников, Леонид Парфенов и Михаил Зыгарь. Это был серьезный журнал, который постоянно читали все взрослые вокруг. Мне было лет 13, но мне тоже очень хотелось быть взрослой, и я пыталась его читать — помню, как начала листать журнал с конца и увидела рецензию Юрия Гладильщикова на фильм "Дети шпионов 2". Видимо, это был единственный текст из журнала, который я тогда целиком и полностью смогла понять. Тогда и решила: всё, я человек, который читает в Newsweek рубрику про кино. А теперь я с кино еще и работаю.
Команда кинотеатра "Художественный"
Перед открытием стало понятно, что мы хотим рассказать гостям об истории "Художественного" и его реставрации. И придумали авторскую экскурсию на базе материалов последних реставрационных исследований и воспоминаний зрителей кинотеатра.
Экскурсии неожиданно стали очень популярны и сейчас проходят каждую неделю, можно сказать, что превратились в популярный вид досуга. К нам приходили и женский клуб "За буйки"; и комьюнити Ladies, Wine & Design; и школа рисования "Простая школа" — ученики рисовали скетчи в ходе экскурсии; и создатели глэмпинга "Зеленая тропа". Моя любимая часть экскурсии — об основателе кинотеатра Альберте Брокше, который создал первую в Москве площадку для нового вида искусства, сформировав культуру кинопросмотра, которую мы развиваем сегодня.
Сейчас мы разрабатываем рекомендации по посещению кинотеатра совместно со школой этикета не через запрет. Например, в кинотеатр можно наряжаться, в кинотеатре можно зайти в бар на бокал вина.
Важной частью культуры кинопросмотра мы считаем доступность: кинотеатр оснащен самым современным оборудованием, благодаря которому возможны инклюзивные проекты. Например, с ноября показываем фильмы с тифлокомментариями. Два раза в месяц показы можно посетить бесплатно по регистрации в рамках сотрудничества с программой "Особый взгляд" Фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Экскурсии тоже стали доступнее: Всероссийское общество глухих разработало экскурсию по кинотеатру на русском жестовом языке.
Александра Кихай,
куратор экскурсионной программы —
о культуре кинопросмотра
Я очень рада, что "Художественный" снова стал одним из главных культурных мест Москвы. Он больше, чем кинотеатр. И зрители, независимо от возраста и бэкграунда, это уважают. Портрет типичного посетителя "Художественного" нарисовать сложно — мы собираем калейдоскоп персонажей, как Уэс Андерсон во "Французском вестнике". Прогуливаясь по кинотеатру и просматривая фото по геолокации, я вижу, что к нам ходят очень разные люди — от жителей Арбата, которых мы видим здесь в выходных шляпках по утрам, до звезд кинематографа, и не только на светских премьерах: на обычные сеансы приходят Кирилл Серебренников, Саша Горчилин, Варя Шмыкова, клипмейкер Ирина Миронова. Частые гости — студенты окрестных вузов (журфак МГУ, ГИТИС), зумеры из тиктока. Таким мы и видели это место, когда только начинали строить планы.
Варвара Мельникова,
директор "Художественного"
Я чуть ли не каждый день отвечаю на вопрос о стоимости билетов. "Художественный" — филантропический проект, в него вложились Александр Мамут и Сбер. Доходы от продажи билетов делятся 50 на 50 между кинотеатром и дистрибьюторами. При этом билеты в "Художественный" не дороже, чем в любой соседний хороший кинотеатр, а предлагаем мы все-таки более глубокий опыт, чем просмотр фильма за поеданием попкорна.Таких проекторов, как в "Художественном", всего 21 в мире, и 4 из них — в наших залах, а за звук отвечает система Dolby Atmos. Что для нас очень важно, мы показываем кино в оригинале, с субтитрами. Вы видите настоящую игру актеров. Кроме того, в кинотеатре есть филиал библиотеки Н. А. Некрасова, где собраны книги и журналы о деятелях киноиндустрии и о кинематографе в целом. О кофейне Eleven и ресторане Niki и напоминать нечего: это самодостаточные, уже любимые москвичами заведения.
Москвичей цены не отпугивают: за полгода мы провели 4806 сеансов, встретили 160 тыс. зрителей, организовали более 100 мероприятий и около 200 экскурсий.
Планы на ближайшее будущее — принять в "Художественном" иностранных гостей, голливудских звезд и европейских режиссеров. Имена пока держим в секрете, но уже в январе вы все узнаете.
Мои самые яркие воспоминания о походе в кино — это "Матрица", в "Кодак-Киномире" на Пушкинской.
Команда кинотеатра "Художественный"
Возможно, из-за фамилии, но меня всегда тянуло в "Художественный", который находится на Воздвиженке. Мне очень хотелось здесь работать, и до реставрации я приходил на собеседование. Тогда не сложилось, устроился в "Ударник", где проработал семь лет. А сейчас наконец сбылась мечта.
Я с детства люблю кино, поэтому выбрал профессию киномеханика. Не все успеваю посмотреть, к сожалению, из кинопроекционной это не особо удобно. Из последнего меня больше всего впечатлил фильм "Капитан Волконогов бежал".
Евгений Воздвиженский,
киномеханик в "Художественном"
Я начал работать в кинотеатре еще до реставрации. Представьте: есть макет, который постепенно приобретает форму, и к этому приложена моя рука — так круто. Ощущение, когда мы открыли двери и зашел наш первый зритель, не сравнить ни с чем.
Я работаю с гостями. И в этом смысле чувствую себя немного режиссером, когда утром открываются двери "Художественного", а я направляю гостей в залы и рассказываю о наших фильмах и фестивалях. А вместо аплодисментов получаю улыбки.
Кирилл Поляков,
главный администратор в "Художественном"
Кинотеатр я помню с семи лет. Мы жили в области в военном городке, и мама раз в месяц привозила меня в Москву — погулять по Красной площади, Арбату и зайти в "Художественный". Тогда я и не думал, что спустя 40 лет стану главным инженером старейшего кинотеатра Москвы. Когда впервые я зашел в еще закрытое для посетителей здание, я был поражен красотой, блеском интерьеров и новизной всех конструкций. Это так сильно отличалось от детских впечатлений. Больше всего меня поразило, как в исторические здание вместили новейшее оборудование — это большой труд архитекторов и проектировщиков.
Николай Курбаленко,
главный инженер в "Художественном"
Я занимаюсь организацией мероприятий. В студенческие годы после просмотра фильма Резо Гигинеишвили "Любовь с акцентом" еще в старом "Художественном" почему-то решил набить татуировку в ближайшем салоне на Арбате. Там написано "удиви меня" на французском. Девятый год пытаюсь ее свести и не перестаю удивляться уникальности каждого нашего события, несмотря на кажущуюся со стороны простоту организации ивента, где центральную роль занимает просмотр фильма.
Василий Пешков,
продюсер в "Художественном"
Наша история началась много лет назад, потом пришлось расстаться, так как отношения на расстоянии строить было невозможно. Мы встретились снова, когда я пришла в кинотеатр на собеседование, и мои чувства вспыхнули вновь. В "Художественном" вообще чувства вспыхивают часто, не только в фильмах. Меня потрясла одна история. Парень познакомился с девушкой-англичанкой, которая должна была уехать домой через пару дней. Он хотел устроить запоминающееся свидание и узнал, что в "Художественном" фильмы можно посмотреть на языке оригинала. Выйдя из зала, девушка сказала: "Ради меня еще никто не выкупал язык в кинотеатре". Парень не стал ничего отвечать и молча ее поцеловал. Надеюсь, они до сих пор вместе.
Мария Пешкова
администратор в "Художественном"
Моя задача — предложить гостю не просто коктейль, а коктейль в сопровождении красивой истории, связанной с кино. Наша команда смешала подборку классических коктейлей из мирового кинематографа: например, French 75, который предпочитал герой Хамфри Богарта в "Касабланке", или Vesper мартини, придуманный Джеймсом Бондом для своей возлюбленной.
К кино я отношусь с большой любовью! Во-первых, у меня жена — актриса театра и кино; во-вторых, кино — возможность проживать свою жизнь по-новому через чужой опыт. Я всегда примеряю на себя роль главного героя и размышляю, как бы я действовал в определенной ситуации.
Сергей Струк,
бар-менеджер в "Художественном"
Я обожаю каждый сантиметр нашего кинотеатра. За его роскошь и открытость одновременно. За его самоидентичность. Здесь любой чувствует себя единственным и неповторимым гостем. В ДНК Художественного заложена эта связь — связь между киноискусством и каждым отдельным человеком.
В такой обстановке легко и интересно придумывать интеграции для партнеров. Я помогаю брендам органично встраиваться в стиль и атмосферу одного из лучших кинотеатров мира, оберегая наших посетителей от лишнего рекламного шума.
Например, в этом году "Художественный" первым из российских институций вошёл в путеводитель Gucci Places — список мест по всему миру, вдохновляющих Алессандро Микеле. Вместе с брендом Hennessy мы придумали новый формат кино-гостиной на третьем этаже кинотеатра, где встречаются непосредственно киноавторы и инсайдеры индустрии. А Zielinski & Rozen специально для нас придумали аромат fiction, который продается только в кинотеатре. В следующем году мы запустим ещё несколько коллабораций, которые приятно удивят наших зрителей.
Виктория Худякова,
коммерческий директор "Художественного"
Я думаю, что личные истории — самые важные. Именно из них складывается большая История. Наверное, поэтому я поступила на исторический факультет, поэтому занимаюсь пиаром — хочу, чтобы как можно больше людей соприкасались с культурой и искусством, создавали свои истории, наполняли жизнь красотой и смыслом. Когда мы открывали обновленный "Художественный", поняли, что у каждого есть "своя история", связанная с этим местом, и решили их собрать. И бережно хранить. Так родилась наша деньрожденческая акция "Больше, чем кино". Каждый наш гость — важный герой. Те, кто прогуливает здесь пары, кто любит хорошее кино или вкусные бейглы, кто просто любит быть в красоте или сам любит наряжаться, кто приходит почитать книгу в библиотеке. Нам хочется, чтобы у каждого было любимое место. Моя история с "Художественным" оказалась такой: семь лет назад перед самым закрытием я поднималась на его сцену вместе с командой Большого фестиваля мультфильмов, где руководила зарубежной программой. А в этом апреле — уже в команде "Художественного" поднималась на сцену, чтобы начать церемонию открытия кинотеатра.
Татьяна Немировская,
PR-директор "Художественного"
Интервью: Дмитрий Барченков
Фото: Кристина Вануни
Дизайн и верстка: Анна Сбитнева