«Черному зеркалу» — 10 лет. Рассказываем, какие эпизоды сериала воплотились в реальность

4 декабря 2011 года на канале Channel 4 вышел пилот антиутопии «Черное зеркало» — передовой сатиры на общество, зависимое от высоких технологий. Хотя первые эпизоды оттолкнули откровенностью многих потенциальных фанатов, сериал быстро завоевал звание «пророческого» и показал фантастически высокие рейтинги, а затем занял 22-е место в списке BBC «Топ-100 лучших сериалов XXI века». Правила жизни освежил в памяти все пять сезонов остросоциальной одиссеи и подготовил подборку технологий, которые казались фантастикой, но все-таки плавно вошли в нашу жизнь.
«Черному зеркалу» — 10 лет. Рассказываем, какие эпизоды сериала воплотились в реальность

Метавселенная («Пятнадцать миллионов заслуг» / Fifteen Million Merits)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В июле Марк Цукерберг объявил, что Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) (а теперь уже — Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)) приступает к созданию метавселенной. Как обещает основатель самой популярной в мире соцсети, человечество ожидает новое цифровое пространство с элементами виртуальной реальности. Идею подхватили и другие игроки рынка: о готовности внести вклад в формирование нового метамира заявили уже и Microsoft, и Match Group, известная как владелица дейтинг-приложения Tinder.


Несмотря на то что концепт вызвал бурную реакцию в СМИ и соцсетях, поклонникам «Черного зеркала» он вряд ли покажется новаторским. Элементы дополненной реальности и VR-технологии встречаются в сериале повсеместно. Достаточно вспомнить геймифицированную жизнь Дэниела Калуи в роли Бинга в эпизоде «Пятнадцать миллионов заслуг». Герой просыпается и засыпает в крошечной комнате, однако практически всю свою сознательную жизнь проводит в виртуальном пространстве — в проекции мультяшного мира с реалистичными аватарами, цифровыми деньгами и возможностью внутриигровых покупок.


Некоторые из представленных явлений, в частности электронные деньги и оплата «лицом», в том числе в московском метро, уже нам доступны. Как быстро ее заполнят другие фишки дополненной реальности — остается только догадываться. Ясно одно: нам для перехода потребуются специальные устройства — как минимум VR-шлемы, очки или линзы, — а вот герои «Черного зеркала» обходились без них. Между прочим, изображения будущей метавселенной из презентаций и анонсов Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) даже по стилю напоминают VR-среду из «Пятнадцати миллионов заслуг».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Робособаки («Металлист» / Metalhead)


В четвертом сезоне «Черного зеркала» сценарист Чарли Брукер представил свое видение постапокалиптического мира. Люди больше не главные — их заменили роботы, причем не человекоподобные, а напоминающие псов: металлические робособаки со встроенными тепловизорами, огнестрельным и холодным оружием, запрограммированные на уничтожение всего живого.


Избегая философских вопросов о роли людей в будущем и тотальной автоматизации, заметим, что существа из эпизода «Металлист» уже имеют аналоги в реальном мире. Звероподобных роботов активно конструирует американская компания Boston Dynamics. Одна из их самых популярных разработок называется Spot и предназначена в основном для разведывательных целей. При этом Boston Dynamics продвигает идею, что роботы не должны вредить человеку.


Тем не менее другие компании Ghost Robotics и Sword International, также базирующиеся в США, все же представили проект милитаризованной робособаки. Презентация состоялась в 2021 году на конференции Ассоциации армии США. Внешне разработка более приближена к версии «Металлиста» и оснащена огнестрельным оружием — штурмовой винтовкой, способной обнаруживать и уничтожать цели на расстоянии 1200 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Система социальных рейтингов («Нырок» / Nosedive)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 2018 году в Китае 17,5 млн человек было отказано в покупке билетов на общественный транспорт из-за социального рейтинга. Начисление баллов за «хорошее поведение» и снятие за проступки — реальность, которая стала возможной благодаря большим базам данных. Теперь они определяют судьбу граждан самой густонаселенной страны мира.


О том, насколько это нормальная идея, еще несколько лет назад рассуждал Чарли Брукер, написавший сценарий к одному из самых утопических эпизодов «Черного зеркала». Заложницей подобной системы, организованной на базе соцсетей, стала героиня эпизода «Нырок» Лейси. Заветные 4,5 балла (у нее было лишь 4,2) дали бы ей возможность подняться на вершину социальной лестницы и купить шикарный «умный» дом. Для этого требовались расположение и «лайки» привилегированных людей.


Резкий спад рейтинга не позволил Лейси ни получить желанный дом, ни купить билет на самолет, чтобы попасть на свадьбу к суперуспешной подруге. Погоня за баллами, с одной стороны, принесла героине репутацию аутсайдера, с другой — сделала ее более свободной. Как в реальной жизни на социум повлияет рейтинг общественной надежности, кажется, узнаем совсем скоро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Беспилотный доставщик («Крокодил» / Crocodile)


В эпизод «Крокодил» вписано сразу несколько несчастных случаев на дороге. Один из них связан с грузовиком — доставщиком пиццы на автопилоте. Беспилотники таких размеров еще не прижились в реальном мире (возможно, к счастью, ведь в сериале автомобиль насмерть сбил пешехода), но самоуправляемые доставщики поменьше уже вовсю работают.


В 2020 году в Москве активизировались роботы-курьеры от «Яндекса», а чуть позже подобные мини-авто выехали на улицы города Хьюстона в США в рамках коллаборации Domino’s Pizza и Nuro. Пилотные проекты по автоматизированной доставке запускались за границей и раньше. Например, в Америке в рамках одной из таких программ еще в 2017 году тестировали беспилотный Ford Fusion.


Несмотря на то что мы пока не видим автомобилей, идентичных версии Чарли Брукера, Минтранс планирует к 2024 году запустить специальную полосу на трассе М-11 для беспилотных грузовиков. По-видимому, «умные» автомобили будут возить не только пиццу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Искусственные пчелы и ульи («Враг народа» / Hated in the Nation)


Третий сезон «Черного зеркала» завершился знакомством зрителей с потенциально безграничными возможностями дронов. В сериале эти летательные аппараты имеют мало общего с устройствами, которые сегодня используются для съемок: вместо привычной угловатой летательной конструкции средних размеров в эпизоде «Враг народа» орудуют дроны-пчелы. По виду, размеру и частично даже функционалу они копируют настоящих насекомых. Искусственные пчелы даже строят ульи по принципу 3D-принтеров.


На самом деле подобные разработки уже существуют и даже применяются в сельском хозяйстве. Первую робопчелу изобрели в Гарварде еще в 2013 году, однако пока возможности таких микророботов ограничены. Выглядят эти аналоги не столь реалистично, как в «Черном зеркале», однако ученые активно работают над проектом по созданию дронов-пчел, которые смогут выполнять широкий спектр задач. Так, уже проводятся эксперименты по внедрению летательных аппаратов, способных опылять растения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кроме того, через несколько лет после выхода эпизода «Враг народа» израильский стартап Beewise представил роботизированный улей, основанный на искусственном интеллекте. И хотя он не способен сам делать свои 3D-копии, у него есть автономная система управления и контроля за средой внутри улья.


Роботы, имитирующие поведение людей («Я скоро вернусь» / Be Right Back)


Поставив в центр «Черного зеркала» типичный для новейшей истории вопрос, заменит ли робот человека, создатели сериала пошли дальше и усложнили эпизод «Я скоро вернусь» дополнительной философской задачей — может ли умерший человек ожить в виде робота? На выходе получился робот, полностью копирующий умершего человека, вплоть до привычек и стиля общения. Это не волшебство, а возможности облачных данных: в основе технологии лежат алгоритмы, способные имитировать поведение человека на основе информации с его устройств. Чистый Transhumanism Inc. Пелевина.

Пока воссоздание исторических личностей и образов ушедших из жизни людей с помощью технологий не реализовано на практике. Тем не менее японские разработчики уже создали робота-андроида Эрику с реалистичным лицом, естественной мимикой и способностью вести диалог. Роботизированную девушку уже ставили ведущей новостей, а теперь хотят снять в фантастическом фильме с незатейливым названием: b.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однако другая технология из эпизода «Я скоро вернусь» уже протестирована в реальном мире. Через несколько лет после выхода серии создатели мессенджера Luka запустили чат-бот, в котором воссоздали образ погибшего арт-директора «Стрелки» и основателя Stampsy Романа Мазуренко. «С ним можно переписываться про него самого или просто про жизнь — он будет отвечать так, как отвечал бы когда-то Рома», — рассказала тогда сооснователь Luka Евгения Куйда. Именно таким чатом пользовалась героиня Марта в сериале прежде, чем получила синтетическое тело-копию мужа, погибшего в авиакатастрофе.