Каково это — покупать картинки в интернете за миллионы долларов
В конце 2017-го приятель рассказал мне, что люди начали покупать в интернете картинки с котами – NFT. Он подарил мне первого кота, затем я решил докупить к нему кошку, чтобы получить потомство. После скрещивания я получил третий токен – так я начал коллекционировать NFT.
Я всегда испытывал страсть к технологиям и коллекционированию. Много лет увлекался видеоиграми и микроэкономикой – мне было интересно, почему люди принимают решение о покупке чего бы то ни было и как оно зависит от уровня доходов. Хотел разобраться, как такие решения влияют на рынок и уровень цен.
После первой NFT-сделки я постепенно увеличивал оборот и покупал все более дорогие токены. В какой-то момент я получил доступ к лучшим коллекциям на рынке. Самые дорогие NFT из тех, что я приобретал, были из коллекции CryptoPunks. Как минимум трижды я отдавал за них более $500 000. Самый дорогой токен обошелся мне в $3,9 млн. Кроме того, я покупал цифровую недвижимость.
Мой выбор пал на токены из коллекции CryptoPunks, потому что я хотел заработать на перепродаже. Из-за их редких свойств цена быстро росла. Как оказалось, я не ошибся. Например, одного из «криптопанков» я перепродал на $1,2 млн дороже всего через сутки после покупки.
Но прибыль не единственное, что мной движет. Я предпочитаю вкладываться в проекты, которые имеют историческое значение для индустрии или, например, предлагают новый вариант использования технологии: сейчас можно создавать токены, которые меняются со временем – будто стареют. Есть NFT, у которых появляется эффект «потертости» с каждой новой перепродажей. NFT предлагает новые инструменты, и сейчас мы исследуем границы возможного. Например, я вижу, как технологию используют для продажи билетов на мероприятия: в билет сразу можно добавить какой-нибудь цифровой сувенир или возможность послушать альбом до официального релиза. Токены нельзя подделать, и их можно использовать для подтверждения владения чем-либо – например, недвижимостью. У пользователей видеоигр появилась возможность по-настоящему владеть какими-либо активами – к примеру, цифровой одеждой для персонажа, она хранится на криптокошельке. И я думаю, это только начало.
В индустрии NFT я с 2018 года, и если учитывать все сделки – как успешные, так и провальные, – то я в большом плюсе. Недавно я обналичил довольно крупную сумму в криптовалюте и перевел ее в менее волатильные и классические финансовые активы, обезопасив себя. Если сделка не-удачная, я не расстраиваюсь и приступаю к поиску новой коллекции. Тщательно изучаю рыночные тренды и работы новых художников.
Думаю, я буду заниматься NFT всю оставшуюся жизнь, что бы ни случилось с индустрией. Я верю в ее невероятные возможности. Уже сейчас у меня есть NFT-бизнес – проект NFTBoxes. Это ежемесячная подписка, каждый участник которой за 0,65 ETH (криптовалюта «эфириум», 0,65 ETH – примерно 2000 долларов. – Правила жизни) получает 9-10 высококачественных NFT, которые я выбираю сам. С этими токенами новые владельцы могут делать что угодно: сразу перепродать их, выставив на аукцион, или подождать, пока цена вырастет. Со мной сотрудничают многие известные NFT-художники, и я всегда строго отбираю работы в свою подписку.
До недавнего времени я не инвестировал ни во что, кроме NFT. Никогда не торговал криптовалютой – этот рынок кажется мне слишком непредсказуемым и манипулятивным. У NFT таких проблем нет, потому что нет огромных групп людей, которым были бы выгодны скачки стоимости.
Я точно не знаю, сколько стоит моя коллекция на сегодняшний день. Если верить статистике одного из маркетплейсов, я накупил NFT на $4,3 млн, а продал – почти на $8 млн. Мне принадлежат токены из 82 коллекций, и это рекорд среди крупных коллекционеров. Не думаю, что индустрия NFT когда-нибудь схлопнется, но даже если все пойдет по худшему сценарию, мои деньги защищены и я не останусь бездомным. ¦