Я знаю три буквы: зачем звезды выходят на рынок NFT? Разбираемся вместе с группой Little Big

Все больше работников креативных индустрий — от цифровых художников до голливудских режиссеров первой величины — создают NFT-контент: цифровые мини-клипы, постеры, короткометражки, аудиозаписи. 3 декабря группа Little Big совместно с медиахудожником и креативным директором агентства Peppermint Денисом Давыдовым присоединится к тренду и выпустит первый NFT-дроп на крупнейшем маркетплейсе OpenSea. По этому поводу Данил Леховицер пообщался с фронтменом Little Big Ильей Прусикиным и Денисом о том, почему крипторынок заменит Kickstarter и поможет молодым талантам найти финансовую поддержку, не похож ли рынок NFT на мыльный пузырь и почему все мы так или иначе окажемся в виртуальной вселенной.
Я знаю три буквы: зачем звезды выходят на рынок NFT? Разбираемся вместе с группой Little Big

Для начала немного истории. Вы наверняка уже слышали/читали/видели, что такое NFT. И все же на всякий случай напомним идеологическую (а не теоретическую) составляющую: NFT, он же невзаимозаменяемый токен, — это своего рода аукционная вещица, которая, как искусство, может быть штучным и редким или, опять же, как искусство, быть тиражным; это ценный лот, существующий в блокчейне, который приятно полировать в виртуальном кресле виртуальной реальности. По сути, NFT — это новый подвид мифотворчества, которое наделяет виртуальный предмет характеристиками предметов аналоговых. Так, вы можете купить NFT в виде виртуального пояса Louis Vuitton & League of Legends за €4 тысячи, любоваться им, примерить на вашего игрового персонажа или просто поместить в гардероб, но вы никогда не сможете одеть его в реальной жизни. И все же люди готовы тратить тысячи долларов на предмет, потому что, как и оригинальный пояс, его виртуальный симулякр подчеркивает социальный статус, любовь к бренду, наконец, хороший вкус.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Посетитель смотрит на инсталляцию во время NFT-выставки Game Over художественной группировки Die Dixons (также известной как XI DE SIGN) в Берлине, Германия, 6 октября 2021 года.
Посетитель смотрит на инсталляцию во время NFT-выставки Game Over художественной группировки Die Dixons (также известной как XI DE SIGN) в Берлине, Германия, 6 октября 2021 года.
Annegret Hilse / Reuters


В известном смысле токенизация предметов — еще одна область для коллекционирования, ладно встраивающаяся в уже существующий ряд: по сути, приобретение, скажем, NFT-живописи не слишком отличается от аналогового арт-коллекционирования, букинистики, а коллекционер виртуальных айтемов довольно похож на киноведа-архивариуса, скупающего редкие бобины, или филателиста. Самое главное, каждый токенизированный предмет обладает уникальным IP — именно в этом простом решении заключается вся философия NFT-трейдинга, ведь вы и только вы обладаете неповторимым цифровым идентификатором. Даже если вы приобрели один постер из 300 аналогичных, IP будет отличаться.


В спекулятивных (и оказавшихся очень точными) научно-фантастических романах Нила Стивенсона есть идея, что все, абсолютно все аналоговые предметы перекочуют в виртуальное пространство, где создадут новый виток экономики: человек будущего сможет приобрести какой-либо предмет не только в так называемой реальности, но и в вирте. Это уже произошло: в виртуальной реальности можно купить не только арт-айтем на аукционе Sotheby's, но и более прозаичную продукцию: пивоварня Cryptobeerbrewery продает виртуальные нефильтрованное и стауты, а Burger King предлагает 120 ингредиентов. Есть и такое: израильская компания CryptoVerses оцифровывает библейские псалмы, знаменитый генетик из Гарварда продает свой генетический NFT-код.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
The death of David Cronenberg КРЕДИТ
NFT-короткометражка Дэвида Кроненберга «Смерть Дэвида Кроненберга», 2021 год.
Super Rare


Пожалуй, самыми освещаемыми СМИ становятся те NFT-айтемы, которые связаны с креативными индустриями. Загибайте пальцы: Квентин Тарантино продаст семь удаленных сцен из «Криминального чтива» на маркетплейсе OpenSea (к слову, вот в этом паблик-токе режиссер заявил, что на протяжении последних трех лет он успешно приобретает права на свои картины, а значит, NFT по его сюжетам будет еще больше); Дэвид Линч выложил архивную короткометражку; Дэвид Кроненберг и криптоаукцион Super Rare предлагают минутный фильм о Кроненберге, смотрящем на мертвого Кроненберга.


Понятно, NFT могут стать артефакты других индустрий интертеймента: комиксы, музыка, отрывки сценария, клипы. Можно вспомнить сразу несколько российских цифровых художников, генерирующих NFT-контент: Павла Пепперштейна, R66 (Никита Реплянский), продавшего первый же портрет за 3,5 эфира, или первый дроп Покраса Лампса, ушедшего за 16 эфиров. Однако на ум не сразу придут музыкальные группы, работающие с блокчейном. Вероятно, известных музыкантов, занимающихся NFT, больше, но первой вспоминается Граймс, продавшая дроп WarNymph — иллюстрации и видео — за $5,6 миллиона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Объект из коллекции WarNymph Collection Vol 1, которую Граймс создала со своим братом Мак Буше
Объект из коллекции WarNymph Collection Vol 1, которую Граймс создала со своим братом Маком Буше в марте 2021 года.
twitter.com/Grimezsz

Что с Россией? Пожалуй, разве что кроме Моргенштерна NFT-проекты заинтересовали группу Little Big. Вместе с медиахудожником и основателем художественной группы Instigators Денисом Давыдовым и агентством Peppermint, специализирующимся на издании и продюсировании NFT проектов, Little Big разработали свой дроп: 1000 красных, напоминающих ностальгические киндер-сюрпризы, яиц, из которых через неделю после покупки вылупится виртуальный предмет. Тысяча айтемов включает в себя десять скульптур-мемов, представленных в видеоролике с хронометражем четыре секунды: Илья Прусикин возле пародийной скульптуры Джеффа Кунса, проданной за миллион эфиров, он же — укрощающий медведя с помощью биткоина или превращенный в Сейлор Мун, окруженную спиралью токенов. Скульптуры будут немного отличаться: каждая фигурка будет изображать различную эмблематику криптовалют, а если попытаться собрать все десять, можно составить умозрительный клип группы или хронологическую историю. Примерно так выглядит финальный вариант работы Little Big с Давыдовым, хотя, как утверждает Илья, перед этим они перелопатили множество идей. «Мы как-то очень быстро пришли к тому, — добавляет Денис, — что хотим создать визуально сложный, но понятный продукт. Когда задумывали коллаборацию, рынок был переполнен векторными картинками животных, различными аватарами и стандартными селебрити-дропами. Мы решили пойти принципиально другим путем: создать что-то на стыке между миром коллекционных пластиковых фигурок (тут и популярные в Америке Action Figures, и гасяпоны в Азии) и эстетикой музыкальных клипов Little Big. В дропе десять застывших сцен, которые, если объединить их, будут похожи на набор сцен одного из клипов группы. Каждый сюжет обыгрывает какой-то мем, образ или легенду из криптомира, главную роль в которых всегда исполняет Ильич или Соня [Таюрская, солистка группы LB. — Правила жизни]».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще раз: Прусикин в образе Сейлор Мун, Прусикин, укрощающий медведя с помощью биткоина, Прусикин, катающийся на лыжах по горе золота, как Скрудж Макдак, космический Прусикин и шиба-ину на Луне с флагом криптовалют — все здесь, как кажется, выдает в этом дропе ироничную интонацию и подшучивание над рынком блокчейна. Но это не совсем художественная провокация. «Скорее, мы рассказываем про этот мир, обыгрывая его мифологию. Криптомир достаточно молодой, но очень яркий: у него есть собственный сленг, герои, легенды, поверья и, конечно, истории невероятного обогащения или падения. Мне кажется, c точки зрения исследования и погружения это самое яркое, что происходило в массовой культуре за последнее время», — утверждает Денис.

Цены на токенизированные предметы варьируются: от $30 до — и это самая дорогая блокчейн-сделка — $532 миллионов (за столько продали изображение из коллекции под названием CryptoPunk). Яйцо Little Big стоит $100. Давыдов утверждает, что они специально установили такой ценник, чтобы он равнялся средней стоимости кроссовок на розыгрышах или дропах коллаборационных пар. Вполне вероятно, он будет перепродаваться — и уже за бо́льшую цену. Люди готовы тратить деньги не только ради эстетического удовольствия, не только, в случае с дропом Little Big, потому, что им нравится группа, — покупатель готов на это ради простого и понятного желания обладать. И все же сторонники аналоговой жизни до сих пор задаются не менее простым вопросом: зачем люди тратят тысячи, а иногда и миллионы на NFT-изображения, которые доступны для бесплатного скачивания в интернете?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски — «Новый мир».
Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски — «Новый мир».
Rarible

«В нашем, скажем так, аналоговом мире люди давно задаются подобными вопросами и крайне разными способами и формами находят на них ответы. Достаточно вспомнить монеты, марки, бейсбольные карточки, комиксы, постеры, подписанные издания книг... Список может быть бесконечным. Мы обожаем коллекционировать — это в нас с детства. Если с каждым годом всё больше и больше погружаемся в цифровой мир, то почему бы не начать исследовать его и формировать ценности и редкости в нём?» — так считает Илья. «Можете ли вы скачать изображение NFT? — продолжает Денис. — Да! Можете ли вы обладать этим изображением без блокчейн-сделки? Нет. То есть акт владения цифровым изображением в данный момент возможен только с помощью NFT-технологии, и другого принятого массами пути нет. Ну, и почему некоторые изображения стоят миллионы долларов, а другие не стоят и десяти долларов — это уже отдельный вопрос с очень простым ответом: люди верят в ценность подобного приобретения. Не пузырь ли это? Не обман ли? Тут каждый решает сам для себя. Ценность и редкость NFT определяется множеством факторов: автором, контекстом, техникой, апеллированием к тому или иному комьюнити или субкультуре и так далее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Waves Ducks Покраса Лампаса, проданная за 3,85 миллионов рублей.
Утка для блокчейн-игры Waves Ducks, которую Покрас Лампас продал за 3,85 миллионов рублей.
фото из открытых источников

В большинстве случаев покупатель знает, какой именно виртуальный предмет приобретает. В каком-то смысле задумка Little Big, Давыдова и Peppermint интересней: она напоминает лотерею, рандомный внутриигровой предмет, который выпадает из сундука, как, например, в гиперказуальных и roguelike-играх (они же рогалики), наконец, эффект киндера — приобретая яйцо, вы до конца не знаете, какой айтем натурально вылупится.

«Механика киндера знакома с детства — все обожали сюрпризы. Мы создали 1000 статуэток, посвященных самым разным токенам: биткоин, эфир, солана, торчеин, аваланш... Вы сможете вернуться в то самое время, когда, будучи детьми, обменивались редкими фигурками с друзьями или выкупали недостающие, чтобы собрать полную коллекцию», — объясняет задумку Прусикин.

Смотреть

Дальше мы говорим о том, что NFT — платформа, которая помогает находить таланты и обеспечивать их поддержкой. Илья и Денис думают, что NFT-трейдинг вполне может заменить Kickstarter: если раньше многим начинающим музыкантам, клипмейкерам, инди-разработчикам нужно было создавать страничку на сайте с просьбой финансовой поддержки, то сегодня достаточно выставить тридцатисекундный фрагмент клипа, чтобы заработать и снять полнометражный. Little Big знамениты не только и не сколько звучанием, сколько клипами — в этом смысле кажется логичным выставить в качестве NFT невыпущенную версию треков или вырезанную в монтаже сцену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пока таких планов не было, — отвечает Прусикин, — но нам всегда нравится пробовать что-то новое. Иинтересно исследовать блокчейн-технологии и использовать их для расширения нашей вселенной. Кто знает, к какой форме контента это приведет. Мы размышляем над расширением нашей вселенной — хотим и дальше интегрировать новые технологии в наши проекты, сотрудничая с талантливыми людьми по всему миру».

У NFT не существует как такового медиума: вы можете в одном произведении совместить видео, музыку, компьютерную графику, творческое программирование, генеративные технологии, искусственный интеллект и машинное обучение — это просто кладезь для экспериментов. К чему все приведет? Надо наблюдать. Это вопрос времени.