Не просто гаджеты: как современное искусство обретает технологичную форму (и занимает свое место у вас дома)
Не просто гаджеты:
как современноеискусство обретает технологичную форму (и занимает свое место у вас дома)
Искусство во все времена становилось зеркалом своего времени. Тем интереснее разбираться в истории искусства современного — не всегда понятного на первый взгляд, но тонко играющего со смыслами нашей реальности. Для совриска характерен поиск новых форм и глубокое проникновение в повседневную жизнь людей. Нас окружают инсталляции, коллекционирование постепенно становится массовым хобби. Что уж говорить про технологии — отправиться на экскурсию в условный Метрополитен-музей можно, не вставая с дивана. Да даже техника все больше напоминает интерьерные предметы искусства. Правила жизни вместе с Samsung разобрался в ключевых направлениях совриска XX века — от ироничного постмодернизма до свободолюбивого ленд-арта.
Неопластицизм
Идеи неопластицизма развились в обществе голландских художников De Stijl, основанном в 1917 году. Его создатели, среди которых Пит Мондриан и Тео ван Дусбург, стремились к абсолютной гармонии и эстетической чистоте. Изображение сводилось к сочетанию «первичных элементов» — линий, геометрических фигур и основных цветов спектра. При этом за кажущейся простотой крылась основательная философская подоплека. Так, вертикальные линии Мондриан считал «мужскими» (они же — «оси Солнца»), а горизонтальные — «женскими» (так называемые «оси Земли»). Противоречие между двумя энергиями и стало главной темой творчества Мондриана. На фоне его выверенной живописи произведения ван Дусбурга выглядят намного более вольными — тот допускал существование диагоналей и использовал больше цветов. Но в конечном итоге и он оставался верен геометрической выверенности стиля.
Будучи архитектором, Тео ван Дусбург внес огромный вклад в развитие европейского дизайна. Художник был уверен, что искусство должно быть пространственным и всепроникающим. Оно становится частью повседневной жизни — причем в наше время это происходит через технику и электронику. Для этого, например, был создан Samsung The Frame, который выглядит как картина (в коллекции доступны даже сменные рамы). Но главное, когда телевизор выключен, The Frame продолжает работать в режиме картинной галереи. На экран можно вывести современное искусство, классическую живопись или шедевры фотографии — и менять работы по настроению.
Спациализм
В 1946 году итальянец Лучо Фонтана выпустил «Белый манифест», в котором бросил вызов традиционному понятию изобразительного искусства. В его понимании, живопись, архитектура и скульптура — это одно целое, которое должно объединять пространство, время, движение, цвет и звук. Серия Фонтана «Пространственные концепции» состояла из холстов с разрезами — так художник преодолевал барьер между картиной и окружающим миром. Один из последователей Фонтана, Паоло Шегги продолжил исследовать множество измерений искусства. Его работы обращаются к глубине — художественных произведений и самой человеческой природы.
Тем, кто тоже стремится выйти за привычные рамки, стоит не только поближе познакомиться с творчеством спациалистов, но и обратить внимание на нестандартные решения у себя дома. Например, проектор Samsung The Premiere позволит раздвинуть границы и воссоздать атмосферу кинозала у себя дома — с насыщенными цветами и высоким разрешением. А компактный размер и ультракороткий фокус позволят органично вписать The Premiere в пространство.
Футуризм
Непрерывное движение, молодость и динамика — главные ценности футуристов. В 1910-е годы итальянские и французские художники, сформировавшиеся под влиянием фовизма и кубизма, провозгласили дерзкие для того времени идеи отказа от всего старого и культ будущего. «Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии» — так звучит один из основных постулатов манифеста Филиппо Томмазо Маринетти, выпущенного в 1909 году.
Работы футуристов отличают ломаные линии, мелькающие формы, фрагментарные изображения целого — словом, все, что вызывает ассоциации со скоростью и энергией. Яркий представитель направления и один из главных теоретиков футуризма Умберто Боччони был бунтарем по натуре. В его калейдоскопических скульптурах и картинах выражена дерзкая натура автора и его восприятие мира как вихря эмоций. Самого Боччони уже после смерти назовут «пылающей кометой» итальянского футуризма.
Футуризм в современном понимании необязательно должен быть таким же агрессивным, как в манифестах его создателей. Сейчас на первый план выходит единение технологий и искусства, как, например, в интерьерном телевизоре Samsung The Serif. Его дизайн разработали братья Ронан и Эрван Буруллеки — промышленные проектировщики, в творчестве которых органично уживается функциональность, энергия и инновации. Футуристам такой подход точно пришелся бы по вкусу.
Постмодернизм
«Это не искусство» — фраза, которую вы никогда не услышите от последователей постмодернизма. Комплексное направление, вобравшее в себя множество концепций — от минимализма до поп-арта, — окончательно разрушило границы между массовым и элитарным, «высоким» и «низким», сложным и примитивным. Там, где модернисты стремились изменить мир и подарить ему надежду, постмодернисты отказывались от любых идеалов, высмеивали серьезные идеи и активно заигрывали с поп-культурой.
Двусмысленный, абсурдный, ироничный постмодернизм возник неслучайно — он стал способом пережить ужасные трагедии XX века. После двух мировых войн у общества не осталось сил серьезно говорить о страшном, поэтому, по выражению Умберто Эко, пришлось «иронично переосмысливать прошлое». Неотъемлемой частью постмодернизма стал китч — нечто неглубокое, условное и массовое. Китчевыми нередко считаются работы Джеффа Кунса — одного из самых дорогих художников современности. Его самые известные работы — это стальные скульптуры, имитирующие игрушки из воздушных шариков.
Современная культура во многом отвечает принципам постмодернизма — формат подчиняет себе искусство, а не наоборот. Например, горизонтальную ориентацию все чаще сменяет вертикальная — даже кино снимают «для смартфонов». Новые формы требуют смелых технологических решений. Так появился нестандартный телевизор Samsung The Sero, который получил поворачивающийся экран. На нем можно дублировать изображение с экрана смартфона — и смотреть тот самый вертикальный контент с эффектом полного погружения.
Ленд-Арт
Природу и искусство нередко противопоставляют друг другу, но художники направления ленд-арт категорически не согласны с такой концепцией. Их произведения неразрывно связаны с ландшафтом. Ленд-арт возник в конце 1960-х — это искусство, которое невозможно загнать в рамки музея или галереи. Для создания монументальных работ на открытом воздухе использовались природные материалы — камни, земля, деревья.
Многие произведения были недолговечны, и в этом заключалась еще одна идея: художники обращали внимание на хрупкость окружающего мира, экологические проблемы и разрушительное влияние бесконтрольного потребления. Один из пионеров направления Майкл Хейзер прославился своими «негативными скульптурами». Например, «Двойное отрицание», созданное в 1969-1970 годах, — это несколько глубоких траншей, выкопанных в пустыне Невада и простирающихся на 450 метров.
Первый «уличный» телевизор Samsung The Terrace тоже преодолевает пространство. Его можно установить на открытом воздухе и наслаждаться любимым фильмом в безупречном качестве в любое время суток — даже под палящим солнцем изображение останется ярким, словно вы сидите в темной комнате.