Хеви-метал, стадионные гимны, лебединая песня: 5 важнейших альбомов Queen

На счету Фредди Меркьюри и Queen — 15 студийных альбомов, в разной степени обласканных критиками и проданных многомиллионными тиражами. 6 ноября 1995 года вышел последний альбом, в записи которого принимал участие Меркьюри — Made In Heaven. По просьбе «Правил жизни» Георгий Володин, автор телеграм-канала Shuffle Chamber, выбрал всего пять лонгплеев, значительно повлиявших на музыкальную индустрию.

Sheer Heart Attack (1974)

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
EMI Records
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый плодотворный период пришелся на начало карьеры Queen. Дебютный одноименный альбом вышел в 1973 году, за ним в 1974-м последовали еще два: Queen II и Sheer Heart Attack. В то время команда еще не купалась в мейнстрим-славе, музыканты работали исключительно на энтузиазме и были готовы завоевывать мир.

После второго альбома под названием Queen II группа отправилась в тур, во время которого гитарист Брайан Мэй подхватил гепатит и ему чуть не ампутировали руку. Queen отменили оставшиеся концерты и вернулись в студию, чтобы записать Sheer Heart Attack — первую по-настоящему прорывную работу. Уже во время записи Мэя снова подвело здоровье — его госпитализировали с язвой. Благо он скоро выписался и вернулся в студию, чтобы дописать треки, добавив гитарные соло и бэк-вокал. Sheer Heart Attack по большей части хард-роковая пластинка. Режущие, галопирующие риффы Мэя (Stone Cold Crazy, Brighton Rock) пронизывают альбом.

Работа запоминается не только гитарными пассажами. Killer Queen — бойкий и одновременно мелодичный трек — кардинально отличается от ранних песен коллектива, и сверкает чистотой на фоне довольно тяжелой и грязной музыки Sheer Heart Attack. Элегантное соло Брайана Мэя образцово гармонирует с отчетливой ритм-секцией и мягким голосом Меркьюри. Сам Мэй называл соло своим любимым: «Это соло было большим шагом в неизвестность, и в нем есть мелодия, которая больше нигде в песне не встречается». Певица Кэти Перри отметила, что отталкивалась от Killer Queen в своем творчестве: «Эта песня заставила меня открыть для себя музыку и помогла быть собой, когда мне было 15 лет», — вспоминает она.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Queen оставили след не только в поп-музыке. В первую очередь критики говорят о влиянии ранних работ Queen на становление хеви-метала как жанра. В интервью журналу Atlas вокалист Guns N ’Roses Эксл Роуз заявил, что «Queen — величайшая группа, а Фредди Меркьюри — величайший фронтмен всех времен». Его мнение разделяет и Скотт Ян из Anthrax. Роб Хэлфорд из Judas Priest также отметил, что Фредди Меркьюри был его источником вдохновения.

Metallica (представители так называемой «большой четверки треш-метала») в 1991 записали кавер на, пожалуй, одну из самых тяжелых песен c альбома Sheer Heart Attack (и репертуара Queen) — Stone Cold Crazy. По мнению поклонников треш-метала, жанр начался именно со Stone Cold Crazy. И действительно, композиция имеет все характеристики треш-метала — тяжелый дисторшен, скачущие риффы и быстрый темп. Вокалист Metallica Джеймс Хэтфилд, как и его коллеги по «тяжелому», цеху называет Queen одним из коллективов, который повлиял на его восприятие музыки. Кстати, сам Хэтфилд исполнял Stone Cold Crazy в 1992 году в компании оставшихся участников Queen на стадионе Уэмбли, в рамках трибьют-концерта Меркьюри.

Sheer Heart Attack — своего рода шоу-рил диапазона группы, музыкальная палитра Queen. Уже тогда музыканты были визионерами, исполняли музыку, намного опережающую время, — одновременно интимную, серьезную и тяжелую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

A Night at the Opera (1975)

EMI Records
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

A Night at the Opera музыканты записывали на волне коммерческого успеха предыдущего релиза — распираемые уверенностью и амбициями, они хотели раздвинуть творческие границы шире, чем когда-либо и выпустить свой magnum opus.

Sheer Heart Attack доказал: Queen по плечу разнообразный и качественный материал. На A Night at the Opera музыканты перешагнули хард-рок и хеви-метал и ушли в поп-музыку, кабаре, мюзик-холл, джаз, авангард и оперу.

Альбом подсвечивал таланты каждого члена группы. В открывающем треке Death on Two Legs вступительное фортепиано Фредди Меркьюри переплетается с фантастически звучащей гитарной партией Брайана Мэя, подкрепляется ритм-секцией и перерастает в эпичное сочетание инструментов. I'm in Love with My Car — авторская песня Роджера Тейлора наглядно показывает его вокальные способности. Кстати, Тейлор виртуозно исполнял трек на концертах, хоть ему и приходилось одновременно играть довольно сложную барабанную партию, и изменил восприятие роли барабанщика в коллективе. Брэнн Дэйлор из метал-группы Mastodon, который сам зачастую соединяет роль вокалиста и ударника, называет Тейлора одним из своих любимых барабанщиков. «Когда звучит эта песня [I'm in Love with My Car], люди даже не догадываются, что играют Queen. Есть много анекдотов о барабанщиках, которые на самом деле не музыканты, но обратных примеров очень много. Роджер — невероятный музыкант», — утверждает Дэйлор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легендарная Bohemian Rapsody — детище Меркьюри, он ее сочинил и руководил процессом записи самостоятельно. Трек получился после трех недель интенсивной работы. Сначала ее хотели выпустить синглом, но менеджеры и продюсеры группы не видели потенциала и утверждали, что рапсодия никогда не станет хитом (хотя бы потому, что никто не станет слушать почти шестиминутную композицию). Но Меркьюри со товарищи отстоял песню и не ошибся: она стала визитной карточкой Queen.

Скрытая жемчужина альбома — You’re My Best Friend — первый сингл Джона Дикона. Четкий, пульсирующий бас указывает на то, что песню сочинил именно бас-гитарист. Часто исполняемая Фредди Love of My Life, посвященная Мэри Остин, — красивая баллада, украшенная арфой, на которой играет Брайан Мэй, тонкими тарелками Тейлора и преобладающей акустической гитарой.

A Night at the Opera — поворотный момент в дискографии группы. Альбом привлек внимание меломанов за счет необычных музыкальных идей, разнообразия, безупречного продакшена и профессионализма музыкантов. Спустя годы Мэй признал, что если бы A Night at the Opera потерпела коммерческий крах (а значит, потеряла бы кучу денег — запись обошлась в 40 000 фунтов, что примерно эквивалентно современным 338 000 фунтам), Queen бы распались. К счастью, альбом достиг четвертого места в США и был продан тиражом более 12 миллионов копий по всему миру.


News of the World (1977)

EMI Records
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

News of the World вышел через два года после того, как Queen закрепили за собой место одной из главных рок-команд мира. К выпуску пластинки коллектив столкнулся с трудностями, в первую очередь потому, что в середине семидесятых начал набирать обороты и входить в мейнстрим панк-рок. Queen решили не встраиваться в конъюнктуру — отошли от прогрессив-рока, упростили структуру песен и приблизились к классическому рок-звучанию. Альбом вступает с высокой ноты — сразу с двух стадионных гимнов: We Will Rock You и We Are The Champions. Даже спустя четыре десятилетия эти стадионные гимны остаются актуальными. Обе песни были написаны специально, чтобы публика могла взаимодействовать с музыкантами на концертах.

Если на предыдущих альбомах в плане авторства доминировали Меркьюри и Мэй, то на News Of the World на авансцену вышли Джон Дикон и барабанщик Роджер Тейлор. Дикону принадлежит один из синглов — рок-баллада Spread Your Wings и ритмичная Who Needs You с ритмами фламенко. Тейлор написал Sheer Heart Attack, для которого записал ритм- и бас-гитары и барабаны, а для Fight From the Inside помимо перечисленных инструментов Роджер записал вокал.

Отдельного внимания стоит обложка альбома: гигантский робот держит в руке две фигуры, разбитые и истекающие кровью, две другие падают из его рук. Барабанщик Роджер Тейлор был фанатом научной фантастики (позже он записал сольный альбом под названием Fun in Space) и был вдохновлен фотографией из старого научно-фантастического журнала. В 2012 году мультсериал Family Guy посвятил этой обложке часть эпизода — в одной из серий Стьюи Гриффин панически боится этого изображения. По словам создателя сериала Сета Макфарлейна, эпизод был основан на его собственном страхе перед обложкой, когда он был ребенком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

News of the World стал мультиплатиновым по всему миру, хотя поначалу и получил неоднозначные отзывы из-за того, что группа отказалась от сложных структур прогрессивного рока. Этот альбом важен в первую очередь для дискографии Queen, потому что коллектив кардинально поменял звучание — музыканты упростили структуру и переключились на более классический, стадионный рок, но не скатились в примитивизм. Жанровая перепрошивка спасла Queen от участи коллег, которых все-таки смыло волной панка из-за непоколебимой верности прогрессив-року (мы имеем в виду британцев Yes, Jethro Tull и Emerson, Lake and Palmer).

The Game (1980)

EMI Records

Queen достигли коммерческого пика в США, выпустив восьмой студийный альбом The Game. Главное отличие The Game от предыдущих работ Queen в том, что ранее музыканты либо создавали невероятно сложные песни, либо играли хард-рок. В этом альбоме Queen впервые использовали синтезатор (треки Save Me, Play the Game, Rock It, Coming Soon). В 1980-е синтезаторный звук был в тренде, поэтому проник и в дальнейшие треки коллектива. «Мы снова пыталась выйти за рамки обыденного», — комментировал изменение звучания Брайан Мэй. Именно в этот период Queen стали записывать откровенно танцевальные хиты. В альбоме фигурирует один из главных танцевальных боевиков коллектива — Another One Bites the Dust, написанный Джоном Диконом. В значительной степени трек построен на простом, но запоминающемся риффе бас-гитары. Басовая партия Дикона была вдохновлена треком Good Times диско-группы Chic. В интервью британскому NME бас-гитарист Chic Бернард Эдвардс заявил: «Эта песня Queen появилась потому, что басист Queen... провел некоторое время с нами в нашей студии». Кстати, Another One Bites the Dust не просто раскачивал любую вечеринку, но, возможно, не раз спасал жизни — его использовали в обучающих инструкциях по сердечно-легочной реанимации: ритм композиции соответствует правильному количеству сжатий грудной клетки в минуту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

The Game стал настоящим мировым бестселлером, попав в топ-10 чартов сразу в одиннадцати странах и получив золотой и платиновый статусы на основных рынках поп-музыки. Кроме того, альбом переплюнул News of the World 1977 по количеству проданных копий — более 4 миллионов экземпляров. Queen и продюсер Рейнхольд Мак также были номинированы на несколько премий «Грэмми» в 1981 году, что стало еще одним показателем их успеха.

Innuendo (1991)

EMI Records

30 лет назад никто и подумать не мог, что слушает последнюю работу Фредди Меркьюри. Innuendo записывали с марта 1989 по ноябрь 1990 года в студии Metropolis Studios в Западном Лондоне и Mountain Studios в Монтрё.

Как и Blackstar Дэвида Боуи, альбом буквально дышит осознанием скорой смерти. Релиз пластинки сопровождали слухи о серьезной болезни фронтмена, но Фредди хранил диагноз в тайне и поставил в известность только товарищей по группе и ближайшее окружение. Он сообщил сокомандникам, что намерен «продолжать работать, пока не упадет».

В музыкальном плане на этой пластинке Queen вернулись к истокам. Например, The Hitman основана на тяжелых риффах Брайана Мэя, а заглавную Innuendo критики сравнивают с Bohemian Rhapsody. Главный хит — пронзительную и душераздирающую The Show Must Go On — Фредди записывал, как утверждает Брайан Мэй, когда был уже совсем плох. Однако вокал сдал за один дубль, заглотнув перед этим пару стопок водки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

These Are the Days of Our Lives — также один из самых заметных синглов Innuendo — был выпущен в день 45-летия Меркьюри, а клип сняли в мае 1991 года, во время финального раунда борьбы артиста со СПИДом.

Увидев, насколько хорошо Innuendo была принята в первые две недели, Меркьюри настаивал на том, чтобы группа работала над новым материалом, пока позволит его состояние . «Чем хуже ему становилось, тем больше он хотел записывать материал», — объяснял Тейлор в документальном фильме BBC о группе. «Фредди в то время сказал: "Пишите для меня что-нибудь, я знаю, что у меня не очень много времени".

Разумеется, Innuendo нельзя назвать лучшим альбомом дискографии — он не лишен недостатков. А вот удачной точкой одной из самых ярких карьер в истории рока — наверняка.