Синтез современной моды и музыки: какой получилась презентация Donda Канье Уэста
Презентация полноформатного альбома для большого артиста в привычном понимании — это несколько концертов в крупных городах чуть ли ни через день после выхода нового материала. Толпы зрителей, не успевших выучить новые тексты, ведут себя очень заинтересованно, но фидбэк для исполнителя выходит абсолютно несущественным. Есть и другой формат — закрытая вечеринка для медиа и «своих», где артист скорее выступает как ведущий: рассказывает про новые песни, общается со всеми желающими и в целом чувствует себя как дома.
У Канье — всё иначе. Презентация должна проходить с помпой, должна максимально окупаться, а слушатель должен изголодаться по новому материалу. В 2016-м местом действия была арена Madison Square Garden, а вместе с премьерой альбома The Life of Pablo Уэст показал новую коллекцию Adidas Yeezy: возле музыканта собрались артисты первой величины, на сцене среди моделей позировала Наоми Кэмпбелл, а заплатившие за билет зрители просто наблюдали за статичным шоу и переключением треков через ноутбук. В 2018-м все прошло в более скромной обстановке: вечеринка на купленном ранчо в Вайоминге, никаких билетов, но не без жадности к интересу слушателей, потому что трансляции никто не отменял.
В 2021-м прошла, возможно, самая странная последовательность событий, связанных с премьерой одного альбома (на момент написания материала он еще даже не вышел). Дело в том, что Канье провел не одно, а целых два мероприятия, обеспечив в обоих случаях солд-аут на стадионе Mercedes-Benz в Атланте. Вместо двух идентичных ивентов, как обычно делают организаторы фестивалей, повторяя одну и ту же программу спустя две недели (Coachella, как пример), Канье выдал радикально отличающиеся друг от друга перформансы. В одном зрители наблюдали за театром одного актера, нарезающего круги по пустому полю под далекий от завершения альбом. В другом появилась массовка, комплексный нарратив (в артхаусном понимании), а сама музыка зазвучала новыми красками, в том числе благодаря кропотливой работе продюсеров и приглашенных артистов, которым удалось записать пачку новых куплетов за считаные дни.
По слухам, Канье платил за аренду помещений на стадионе, где он жил последние две недели, около миллиона долларов в день. Пока его команда улучшала звучание Donda, на стадионе проводились спортивные игры, трибуны были заполнены болельщиками, что не помешало Уэсту выйти во время перерыва к людям в той же одежде, в которой он проводил первый перформанс. Спонтанность достигла апогея, когда Канье за два дня до новой презентации созвонился с The Weeknd и позвал того записать припев для трека Hurricane (то же самое произошло и с Kid Cudi и Jay Electronica).
Новый образ Канье Уэста как никогда органично сочетается со звучанием свежего материала и событиями его личной жизни. Маска помогает скрывать эмоции, а кастомные ботинки Bottega Veneta в связке с шипастой курткой Balenciaga превращают музыканта в нечто обесчеловеченное — в прошлом он уже пытался себя дегуманизировать, притворяясь куклой-роботом на сцене. Учитывая, насколько болезненна пластинка для него самого (альбом посвящен Донде Уэст, покойной матери артиста), музыкант пытался создать строгий образ, отчасти оглядываясь на тему милитаризма — в один момент он снял куртку, оставшись в мерче-бронежилете, и начал активно отжиматься от пола. Все происходящее на сцене не было похоже на музыкальную презентацию — по таким схемам строятся показы в мире высокой моды или концептуальные арт-перформансы.
Donda стоит на трех китах: любви, духовности и дружбе. В молитвенной форме с вокальным аккомпанементом госпел-хора он убеждает себя в том, что все будет хорошо, затем хриплым голосом срывается на суицидальные мысли и под зацикленную фразу матери «Никогда не бросай семью» поет о том, что потерял свою собственную. Точка катарсиса в таком случае — совместная песня с Jay-Z, с которым он прошел через триумфы, неудачи, ссоры и примирения, это момент выхода на свет. Ему удалось найти этот баланс на альбоме, благодаря чему звук получился таким же разнообразным, как во времена The Life of Pablo.
Чужие голоса здесь иногда чуть ли не важнее, чем речь самого виновника торжества. Он дает непозволительно много времени другим артистам, которые поддерживают его и ненадолго берут на себя эмоциональную ношу Канье — перспективный Baby Keem (кузен Кендрика Ламара) получает один из самых больших слотов на Donda, подарив несколько незабываемых куплетов, будто бы зачитанных от лица Йе на треке Praise God (религиозный трэп звучит очень завораживающе). Не менее уместным кажется присутствие Playboi Carti сразу на двух композициях в трек-листе — молодой протеже Уэста помогает перенаправить агрессию в нужное русло за счет уникальной дикой энергетики в вокале. А в Off the Grid Канье впервые обращается к британской уличной музыке, ловким движением руки переключая трэп-бит на хладнокровный дрилл — покорена еще одна жанровая стезя.
Канье Уэст — самый влиятельный персонаж XXI века в мире музыки, стремящийся однажды занять такой же статус в фэшн-индустрии. 44-летний артист чувствует себя на два порядка моложе многих одногодок, продолжая закрывать гештальты по совершенствованию хип-хопа как ключевого жанра эпохи постмодерна. Его текущие цели — дать людям не только образец для подражания, выпуская самую желанную обувь для молодого поколения, и заставить рэп измениться до неузнаваемости, сделав непрошенную духовность полноценной частью нового канона самого недружелюбного вида музыки с лирической точки зрения.
И план, похоже, приходит в действие, потому что целый мир с интригой наблюдает, как музыкант «перерождается», взлетая вверх на тросах, наподобие смертной души в библейской модели мира. В этом нет ничего постыдного — это интересно и зрелищно. Возможно, всем нам сейчас не хватает немного веры во что-то.