«Отряд самоубийц 2» Джеймса Ганна — слетевший с катушек садистский балаган. Можно ли это смотреть?
Команда из человекообразного хоря, метателя копья, миллениала с пистолетами, мускулистого мужчины, другого мускулистого мужчины с отстегивающимися руками, пожилого волосатого мужчины и Харли Квинн изымается из суперзлодейской тюрьмы и высаживается на вымышленный остров, в котором безошибочно угадывается Мексика. На острове случился переворот, в результате которого на смену чете умеренных диктаторов пришла невменяемая хунта во главе со звероватым генералом и мужчиной модельного вида, но команду хоря они интересуют не сильно — гораздо важнее то, что на острове имеется засекреченное сооружение, в котором происходят недопустимые эксперименты. Эту сюжетную линию можно всерьез не воспринимать, потому что в действительности «Отряд самоубийц» рассказывает о другой команде, изъятой из суперзлодейской тюрьмы. В нее входят тупая акула с ногами, девушка с крысой, мускулистый мужчина, другой мускулистый мужчина, псих с эдиповым комплексом и тоже Харли Квинн — все они высаживаются на вымышленный остров, в котором безошибочно угадывается Мексика. После этого фильм окончательно слетает с катушек и превращается, в зависимости от настроения зрителя, либо в лучшую постановку про супергероев в истории кинематографа, либо в утомительный садистский балаган.
Первый «Отряд самоубийц» (в оригинальном названии нового фильма есть дефинитивный артикль The, но в переводе эта тонкость теряется), вышедший пять лет назад, оказался продуктом компромисса. Студия Warner Bros. заставила режиссера Дэвида Эйра перемонтировать уже готовый фильм, переписать по-живому сценарий и доснять полчаса новых сцен. В результате получилось неровное, неубедительное и бессмысленное зрелище, обруганное критиками и потопившее карьеру Эйра — но собравшее в мировом прокате почти миллиард долларов. Быстрая перемотка до наших дней: Warner Bros. удачно подхватила поссорившегося на тот момент с Disney режиссера «Стражей галактики» Джеймса Ганна и доверила ему перезапуск «Отряда самоубийц» — с любым бюджетом, безо всякого студийного вмешательства и с прокатным рейтингом R, обозначающим матюки и кровищу. То есть никаких компромиссов.
Это заметно. В первые же десять минут «Отряда самоубийц» одному из казавшихся главными героев крупным планом отстреливают лицо, почти сразу после этого происходит массовое убийство невинных людей, потом кое-кто блюет смертоносными разноцветными кружочками. Все ругаются, как матросы торгового флота, и шутят шутки в жанре, который молодежь называет «кринж». Гротексный характер происходящего не должен удивлять людей, знакомых с ранним творчеством режиссера Ганна: «Отряд самоубийц» ведет регулярную перекличку с треш-хоррорами студии Troma — правда, продолжается это только в течение первого часа. На втором Ганн, видимо, вспомнил о сложившихся за последние полтора десятилетия канонах супергеройского эпоса и начал давить из зрителя слезу: история с крыской, проблемы отцов и детей, дуэль между одинаковыми мускулистыми мужчинами с полярными жизненными философиями — все это приемы из арсенала уже Disney (с которой Джеймс Ганн, между прочим, давно успел помириться).
Периодически в «Отряде» случаются своего рода вставные новеллы, словно вмонтированные из каких-то других фильмов. Линия Харли Квинн — самостоятельное законченное произведение, балансирующее между «Джоном Уиком» и комедиями с Луи де Фюнесом. Весь третий акт — ремейк сразу всей «Годзиллы» и немного сцены с гигантским зефирным человечком из «Охотников за привидениями». Дурацкий эпизод с разоблачительной дискетой целиком взят из барочных экшенов 1990-х и в (достаточно безумную) логику всего остального фильма совершенно не вписывается. Обещали без компромиссов — будет без компромиссов!
Американская критика, отзывы первых зрителей и сам Ганн в твиттере в один голос уверяют: ничего подобного про супергероев раньше не снимали. Но, во-первых, снимали (см. «Дэдпула» с аналогичным накалом развеселой кровавой дурнины, «Пацанов», «Проповедника» и т. д.). А во-вторых, снимал даже сам Ганн (см. «Стражей галактики» — только с енотом вместо хоря, Грутом вместо акулы, Дэйвом Батистой вместо Джона Сины и относительно добрыми шутками вместо злых). Со «Стражами», собственно, у «Отряда самоубийц» больше общего, чем с «Токсичным мстителем»: несмотря на усатых злодейских генералов, финального монстра и непрекращающуюся резню, кульминационное противостояние переводит фильм в плоскость нравственного выбора, преемственности поколений и нехитрого (но ключевого для комиксов как жанра) заключения, что добро всегда побеждает зло. Даже в том случае, если добро является психопатом, ходячей акулой или вообще гиганским хорьком-каннибалом.
Не стоит, наверное, относиться к «Отряду самоубийц» слишком серьезно — это не худшие два часа, которые можно провести в кинотеатре. Другое дело, что заранее приписываемыми ему чудодейственными свойствами фильм не обладает, длится минут на двадцать больше, чем следовало бы, и для верности повторяет шутки по пять раз (см. «мама»).
P.S. Джеймс Ганн в конечном итоге оказался едва ли не единственным деятелем западной массовой культуры, которому удалось не только выйти сухим из скандала с «новой этикой», но и совершить после него мощный карьерный рывок. После того как недоброжелатели раскопали его десятилетней давности твиты с действительно мерзкими шутками, режиссер подвергся всему полагающемуся в таких случаях общественному порицанию и был шумно уволен с должности режиссера «Стражей галактики 3». Однако, как уже говорилось выше, его быстро прибрала к рукам Warner Bros, после чего Disney спохватилась и наняла обратно на «Стражей 3» — этот фильм выйдет в 2023 году. За последние несколько месяцев Ганн успел еще снять для HBO Max первый сезон спинофф-сериала по «Отряду» про Миротворца; кроме того, судя по последним слухам, Warner уже хочет от него продолжения полнометражного «Отряда самоубиц». Иными словами, антропоморфные зверушки, мускулистые мужчины с добрым сердцем и шутки в жанре «кринж» с нами теперь надолго.