Вывести на главную: самые громкие инсталляции, возникшие на площадях мировых столиц
«Два плато», Даниель Бюрен, Париж
Великий французский концептуалист обожал вертикальные полосы и всю любовь к ним воплотил в проекте непростой судьбы, состоящем из 260 колонн разной высоты. Инсталляция появилась в 1986 году во дворе стоянки служебных машин в Первом округе Парижа, рядом с Лувром, и сразу не пришлась по душе правительству: что тогдашний президент Жак Ширак, что министр культуры Франции Франсуа Леотар хотели снести «Колонны Бюрена». Но те непоколебимо стоят по сей день, изящно обыгрывая архитектуру самого двора, а в начале 2000-х их даже удалось отреставрировать.
«Большая жатва», Гада Вейла, Париж
Еще один парижский проект. Художник Гад Вейл сегодня золотит инсталляцией в виде пшеницы Вандомскую площадь в Париже вместе с Chanel, а в конце июня 1990-го привлекал к посеву пшеницы на Елисейских Полях крестьян и трактористов. Своеобразные «Московские сезоны» французского разлива с художественной точки зрения вышли спорными, но визуально — очень эффектными.
«Завернутый Рейхстаг», Христо и Жанна-Клод
Самая известная работа прославленного дуэта и самый грандиозный художественный проект паблик-арта в Германии. 450 человек заворачивали Рейхстаг в 100 тыс. метров серебристой ткани так, чтобы «упаковка» располагалась на небольшом расстоянии от здания и оттого при движении ветра «дышала», как живое существо. 23 июня 1995 года Рейхстаг был завернут всего на две недели (все работы-упаковки дуэта принципиально делались в формате поп-ап), на открытие проекта собралось 500 тыс. человек. По словам зрителей, это художественное действо произвело на них неизгладимое впечатление.
«Четвертый постамент», разные художники, Лондон
С 1999 года в Лондоне на Трафальгарской площади на одном из четырех постаментов выставляются произведения современных художников. Традиционно работы, что появляются здесь, реагируют на самые больные проблемы страны и мира, включая войну в Ираке, британский колониализм и токсичную маскулинность. Значимость проекта «Четвертый постамент» определяется его амбицией утверждения статуса современной скульптуры. Сейчас там возвышается десятиметровая и девятитонная скульптура The End любимицы музея Tate Хизер Филлипсон — в память о протестах, происходивших на площади.
L.O.V.E., Маурицио Каттелан, Милан
Четырехметровая скульптура одного из главных провокаторов современного искусства появилась в 2010 году на Пьяцца Аффари неподалеку от Миланской фондовой биржи в рамках выставки художника-провокатора Маурицио Каттелана. Сам художник прямых интерпретаций скульптуре не предлагал, но в интервью говорил многократно, что сочетание места и объекта должно производить эффект вроде короткого замыкания. Пальцы мраморной руки не загнуты, а спилены, а название расшифровывается как «Свобода, Ненависть, Месть, Вечность» (Libertà, Odio, Vendetta, Eternità).
.
«1.78», Джанет Эчелман, Мадрид
В 2018 году в честь 400-летия Мадрида на главной площади города над конной статуей короля Филиппа III всего на неделю зависло розовое облако из резной сети. Название проекта художницы Джанет Эчелман напоминает о времени, на которое день на Земле был сокращен в результате землетрясения 2011 года в Японии. Это скульптура из серии, начатой в 2010 году, под названием Earth Time — в долгоиграющем проекте художница осмысляет связь всех явлений на Земле.
«Часы изо льда», Олафур Элиассон, Лондон
На две недели в декабре 2018 года перед музеем Тейт и штаб-квартирой «Блумберга» датско-исландский художник установил 24 и 6 глыб гренландского льда, которые откололись от ледника из-за глобального потепления. Раньше подобная инсталляция была показана в Париже и Копенгагене.