Вышел Ratchet & Clank: Rift Apart — новый экшн-блокбастер для PlayStation 5. Рассказываем, получилось ли у разработчиков совершить прорыв
Ratchet & Clank уже, авансом на будущее можно водружать за завитриненную вечность музейного экспоната: игровой сериал пережил четыре поколения консолей, не растеряв, как видно из 2021 года, многомиллионную паству. Такие утверждения сами по себе просятся в аннотацию, как цветистый блерб — и все же это не оценочное суждение, а твердо забетонированный факт: Ratchet & Clank почти двадцать лет все так же стягивают игроков — со школьными ранцами и двумя вышками — на свою орбиту. Аккуратно предположим, что даже святые вещи вроде «Клана Сопрано» не удержали бы у экранов самую преданную аудиторию HBO, продли его еще сезона на три-четыре.
Скажем прямо и, вероятно, чуть забегая наперед: продолжение серии, Rift Apart, собрана по тем же трафаретам, что и предыдущие части. Понятно, меняются графика, текстуры, игровые движки и прочие-прочие необязательные к пересказу подкопотные механики. Важнее другое: мы продолжаем покупать Ratchet & Clank, по сути, со слегка меняющимся, но тем же геймплеем. Вероятно, потому что на R & C работает маркетинг ностальгии, заигрывающий с памятными 2000-ми, тоска по прошлому, охватившая всю культуру, которая нянчит ремейки старых мультфильмов Disney и возвращение 80-х в «Очень странных делах». Другими словами, игры вроде этой продают межвременной портал в детство: запуская Rift Apart, будто бы сталкиваешься с дружелюбным привидением, чем-то хонтологичным — то есть относящимся к ушедшему прошлому, но все же вновь являющемся в настоящем. Это удивительный, действительно межвременной опыт: погружаться в игру из детства с коврами и телевизорами-тумбами, смотря на плазму и реалистичное разрешение.
Скажем, для порядка, несколько слов о сюжете. Галактические герои, ломбакс (это такие космо-лисички) Рэтчет и робот Кланк — это Чип и Дейл, которые всегда спешат на помощь. Так как они спасали вселенную дюжину раз, в честь них устраивают парад — с аттракционами, воздушными шарами и шуточной реконструкцией их боевых подвигов. Одна реконструкция выглядит слишком правдоподобной — на героев нападает ранее считавшийся погибшим злодей доктор Нефариус, теперь превратившийся в биомеханического автоматона. Как станет понятно через секунду, Нефариус этот — совсем не бутафорный, а вполне реальный и вооружившийся артефактом, пробивающим брешь между измерениями мультивселенной. Из порталов падают динозавры, толпу засасывают в червоточину, Рэтчета и Кланка забрасывает в киберпанк-город.
Проблема в том, что герои невольно разделились, а в этом измерении двойник Нефариуса стал императором. Двойник (ну почти) есть и у Рэтчета — женская особь ломбакса и участница движения сопротивления Ривет, которая поможет Кланку, пока Рэтчету придется сражаться в одиночку. Rift Apart пленит очень литературной идеей — показать одну ситуацию сразу с нескольких точек зрения, своего рода создать игровую полифонию на три голоса. Сыграть предстоит за ломбаксов (к слову, способности Ривет и Рэтчет идентичны) и робота — только так, чтобы остановить императора Нефариуса.
В целом, Rift Apart — это тот же что и раньше, побронзовевший от хвалебной прессы, экшн-платформер, где нужно а) много стрелять б) в дискотечном, со скоростью марафонца, ритме бегать в) много стрелять. Чтобы тир был продуктивным, игроку дают почти двадцать видов оружия — от бластеров и пушек до турелей и стреляющего гриба. Правда, вид оружия никак не меняет поведение игрока и не влияет на стратегию боя; с другой стороны, это, простите, стрелялка с мультяшными фигурками, а не документально точное отображение боя Call of Duty. Еще здесь можно бегать по стенам, управлять кибернетическим паучком, ездить верхом на драконе (что? да!) и вьючных животных. Все потому, что периодически будут открываться червоточины и герои будут попадать в альтернативные измерения с уникальными флорой и фауной — где-то роботы, где-то тиранозавры. Иногда, Рэтчет способен сам открывать порталы и перемещаться по ним (это одна из главных фич игры, впрочем, сильно напоминающая кинетические механики полета из дилогии Spider-Man).
Собственно, именно порталы, а точнее их свойство мгновенно переносить игрока из одной локации в другую, полностью меняя игровое окружение за секунды без дополнительной подзагрузки — это тот самый «некст-ген», священный Грааль пятого поколения консолей. Создатели игры, студия Insomniac Games, пользовалась секретными техническими документами Sony, чтобы использовать возможности железа на полную — благодаря скоростям SSD разработчики могут загружать огромные локации за доли секунды, бесшовно перемещая игрока из одной вселенной в другую. Во всяком случае, так звучали чаяния самих разработчиков: обещали, что на подобной механике построят всю игру, но, чего таить, героев телепортируют в маленькие игровые арены (что требует меньших производственных мощностей) и два-три раза — в большие локации, как и было обещано. Отчасти, это уравновешивается тактильными ощущениям от геймпада Dualshock (каждый выстрел отдается барабанной дробью) и слуховыми от Tempest Engine (для этого надо играть в наушниках) — игра использует систему вертикальных звуковых эффектов (как бы странно не звучало: физическая масса противников ощутима аудиально). В целом (во всяком случае так кажется автору этих строк), даже эту техническую недокрученность возможностей пятого колена консоли можно простить, хотя бы потому, что Rift Apart дарит главное — он настраивает внутреннюю частоту взрослого человека куда-то в 2000-е, в сторону канала Nickelodeon.