Как я не съела собаку: «Круэлла» — уникальный фильм для современного Disney. Но это, к сожалению, все еще Disney

В прокате стартует «Круэлла», неожиданный фильм от компании Disney, в котором рассказывается история появления на свет злодейки из мультфильмов про далматинцев. Ее играет оскаровская лауреатка Эмма Стоун. Очевидно, это попытка мейджора ответить на успех «Джокера» от Warner Bros. Кинокритик Егор Беликов объясняет, почему попытка скорее не удалась, но и в «Круэлле» можно найти кое-что стоящее.
Как я не съела собаку: «Круэлла» — уникальный фильм для современного Disney. Но это, к сожалению, все еще Disney
Walt Disney Pictures

На самом деле не вполне очевидно, так ли уж сильно «Круэлла» похожа на «Джокера». Есть ощущение, что похожий вайб у ее промокампании: снова аутло в большом городе наперекор всему миру и себе самому, разве что в данном случае себе самой. Опять же, и там и там виднеется хитрая эксплуатация имеющейся в наличии интеллектуальной собственности: что Джокеру, что Круэлле де Виль не выделяли отдельного фильма. В обоих случаях персонажей изрядно переосмыслили: героя Хоакина Феникса приписали к маргиналии, Круэллу тоже — и еще объяснили, что ее мерзкий характер закалился в борьбе с истеблишментом. Круэллу, оказывается, изначально звали Эстелла: следует продолжительное интро из ее детства, где девочка видит, как злобная и влиятельная Баронесса (Эмма Томпсон) сбрасывает со скалы ее маму, натравив дрессированных далматинцев. Девочка вырастает на улице в немного сумасшедшую аферистку и вынашивает стильный план мести.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если начистоту, «Круэллу» начали разрабатывать аж в 2011 году, а «Джокера» — только в 2016-м. Так что скорее заметен общеголливудский тренд: теперь продюсерам более интересны антигерои, трикстеры и злодеи, как минимум — импозантные в своем злодействе. Воистину безгеройное время настало.

Walt Disney Pictures

Что касается «Круэллы»: рассказывать о ней оказалось заметно скучнее, чем о «Джокере». И дело ровно в Disney, корпорации зла, которая вроде бы лучше всех на свете умеет чувствовать, чего хочет зритель. Креативные силы Disney решают стоящую перед ними творческую задачу с нахрапистостью грузчиков, отгружая внутрь фильма как можно больше того, что, по идее, должно понравиться людям. Красивые костюмы? Нарядим в «Круэлле» каждого персонажа, даже третьестепенного, так, словно он — протагонист неосуществленного проекта Тима Бёртона. Музыка? Завалим саундтрек лицензированными песнями Bee Gees, Queen, Тины Тёрнер, заодно наймем Florence + The Machine, чтобы написали песню про Круэллу для титров. В этом как будто слишком много стараний: художественную задачу не получится решить количественно — только качественно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот есть ли в «Круэлле» хоть что-то качественно свое? Кажется, нет. Само по себе это не стыдно — в искусстве (что в моде, что в кино) ничто не считается воровством, любые копирования списываются на уважительную вдохновенность. Вроде бы нужно иметь хоть какую-то совесть, но Disney как раз любят за предсказуемый уровень качества, и бессовестность творческих методов на пути к этому уровню никого не волнует. Продюсеры собирают в один фильм все, что блеснуло. Сама Круэлла — грандиозный оммаж Вивьен Вествуд, «бабушке панка». В свою очередь, образ ее заклятого врага, Баронессы, почти целиком позаимствован из фильма «Дьявол носит Prada», скопирован с персонажа Мерил Стрип и лишь незначительно задекорирован под стиль новой картины. А значит, героиня Эммы Томпсон подозрительно смахивает на великую и ужасную Анну Винтур в удивительном несуществующем фильме «Анна Винтур меняет профессию» — ведь тут она модельер, а не главред глянца.

Walt Disney Pictures

Еще здесь модный нынче стиль лишенных узнаваемости десятилетий второй половины XX века (шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые — здесь все в кучу). Ярко выраженный панк, прилизанный, впрочем, под семейную аудиторию; кроме того, они наняли в меру интересного режиссера Крейга Гиллеспи («Тоня против всех»), а на главные роли — любимицу зрителей Эмму Стоун и титулованную британку Эмму Томпсон. Играть обеим особо нечего: да, все неожиданно увидели, что Томпсон выглядит убедительнее Стоун, но с ее опытом это немудрено. Важнее, что они отчаянно, как в последний раз, лицедействуют, в смысле, адски переигрывают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя это концептуально связано с общей задумкой: здесь вам не «Джокер», дискуссионный, спорный, главное — имеющий отношение к дню сегодняшнему, это был почти остросоциальный манифест. «Круэлла» в процессе разворачивания сюжета обобщается в сказку, притчу без морали и предпосылки. Это действительно фильм о том, как в некоем готичном мире, отдаленно похожем на наш, во вневременном Лондоне, одна хитроумная девушка, которая очень экстравагантно одевалась и выросла при этом на улице (как правдоподобно), решила отомстить главному фэшн-мастодонту страны, потому что та убила ее мать. И в целом больше никакого подсмысла в «Круэлле» не найти. Ни один персонаж здесь не походит на настоящего человека — лишь типовые контурно очерченные образы, очертания которых нам подозрительно знакомы по миллиону других фильмов до этого.

И все эти «но» парадоксальным образом не делают фильм хуже. Не сказать, что «Круэлла» блещет новаторством или оригинальностью, но эту картину делают детали — как точно подобранные аксессуары делают любой хороший лук.

Пол Уолтер Хаузер,
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, здесь снялся упоительный Пол Уолтер Хаузер, который как раз прославился гениальным вторым планом в «Тоне против всех», а после подтвердил уровень характерного актерского мастерства главной ролью в клинт-иствудском фильме «Дело Ричарда Джуэлла». Даже очевидная халтура вроде второстепенного комедийного приспешника Круэллы — для него повод что-то показать. Со своими подтяжками он превращается в персонажа трагичного, как будто немного циркового — грустного паяца. Кажется, перед нами фигура с потенциалом покойного Филипа Сеймура Хоффмана. Оммаж Вивьен Вествуд тоже получился неожиданно убедительным. Пусть она сама когда-то переупаковала в глянец на потребу толпе беснующуюся панк-сцену, сегодня не грех воздать должное ее эклектичному стилю.

Музыка — любимая, костюмы — красивые, кино — длинновато, но терпимо. Короче, это Disney как он есть. И совсем другой вопрос, необходим ли был еще один дорогой фильм, неловко претендующий на звание арт-мейнстрима, но не соответствующий ему, где вместо героя и злодея — героиня и злодейка? Может, и нет. Но хотя бы спасибо за то, что теперь Круэлла де Виль не убивает собак ради того, чтобы пошить шубу из их шкур (этот мотив из сюжета аккуратно убрали вовсе), — такого мы бы Disney точно никогда не простили.