От Саймона и Гарфанкела до Эминема: культовые саундтреки в голливудском кино
Слушать кино
Слушать кино
От Саймона и Гарфанкела до Эминема: культовые саундтреки в голливудском кино
В рамках совместного проекта со Spotify «Слушать кино» Правила жизни попросил кинокритика Ярослава Забалуева вспомнить культовую музыку, дополняющую киноязык, раскрывающую то, что не может передать ни пленка, ни объектив камеры, и объяснить, почему известные фильмы получились бы совсем другими, не звучи в них The Cure или Эминем.
Andrew Cooper / Miramax
Не секрет, что музыкальное сопровождение в кино — это отнюдь не блажь новейшего времени, а один из первоэлементов важнейшего из искусств. В эпоху немого кино именно усилия тапера сообщали происходящему на экране дополнительное напряжение и эмоциональные оттенки. Музыка помогала услышать то, чего не могла передать пленка, и дань тем первым саундтрекам маститые музыканты отдают до сих пор — достаточно вспомнить живой саундтрек «Броненосца "Потемкина" от Pet Shop Boys. Проще говоря, история киномузыки — материал для монографии, а то и для энциклопедии. Тем не менее мы решили взять на себя смелость наметить основные линии, по которым создавались музыкальные решения фильмов за последние полвека с небольшим. Для того чтобы движение развития было нагляднее, речь в этот раз пойдет преимущественно об американском кино.
"Выпускник" (1967)
Классический фильм Майка Николса на момент создания был рискованным предприятием, но в итоге прославил его автора, а также исполнителя главной роли Дастина Хоффмана и прекрасно смотрится и сегодня — в эпоху хипстерских ромкомов, которые во многом предвосхитил. Музыка к "Выпускнику" была издана отдельным альбомом, авторами которого значился дуэт Пола Саймона и Арта Гарфанкела. Именно здесь впервые прозвучала, например, каноническая песня Mrs. Robinson (названная по имени соблазняющей героя женщины). Ну а использование великой Sound of Silence стало самостоятельным шедевром, на который в кино ссылаются до сих пор — вспомним, например, "Хранителей" Зака Снайдера.
Lawrence Truman Productions
"Космическая одиссея 2001 года" (1968)
"Сияние" (1980)
Стэнли Кубрик по сей день остается одним из самых смелых и загадочных режиссеров в истории. В его фильмах музыка не просто играет важнейшую роль, но становится как бы еще одним персонажем, причиняющим зрителю дискомфорт и провоцирующим на неудобные мысли. На протяжении своей карьеры Кубрик неизменно скрупулезно подбирал саундтреки, порой отказываясь от заказанной музыки. Так случилось и с "Космической одиссеей": специально написанную музыку Алекса Норта Кубрик в итоге заменил Штраусом, Хачатуряном и Лигетти. Музыка последнего звучит и в другом шедевре Кубрика — "Сиянии", где произведения венгерского авангардиста соседствуют с записями Кшиштофа Пендерецкого. Именно контраст между фантастическими и мистическими событиями и строгим симфоническим саундтреком создает напряжение и ощущение загадки, заставляющие зрителей по сей день настороженно всматриваться в происходящее на экране.
Stanley Kubrick Productions
Hawk Films Ltd.
"Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" (1969)
Вестерн о дружбе двух легендарных бандитов впервые предъявил миру дуэт Роберта Редфорда и Пола Ньюмана, а также — уже позднее — подарил название основанному Редфордом независимому кинофестивалю "Сандэнс". Кроме того, фильм Джорджа Роя Хилла — ярчайшее доказательство того, как музыка способна в корне менять настроение картины. Саундтреком "Бутч Кэссиди" обязан без скидок великому эстрадному композитору Берту Бакараку, который начинал карьеру в качестве аккомпаниатора Марлен Дитрих. Для фильма Хилла он сочинил прежде всего терпкую балладу Raindrops Keep Falling on My Head, лучезарный тон которой сопровождает сцену гибели главных героев, одновременно превращая ее в их финальный поклон. Повторить этот прием в полной мере удалось разве что Джеймсу Кэмерону и Селин Дион в "Титанике".
Campanile Productions Inc.
"Крестный отец" (1972) // "Амаркорд" (1973)
Великий Нино Рота подарил свою музыку большей части фильмов Федерико Феллини, и эти произведения — золотой фонд киномузыки, безусловный ее канон. Соленое море в ней смешивается с горькими слезами, в потоках которых играет вечное итальянское солнце. И нет ничего удивительного в том, что Фрэнсис Форд Коппола позвал именно Рота для оформления "Крестного отца" — главного на тот момент фильма об итальянцах в Америке. Именно музыка сообщает происходящему на экране подлинный итальянский колорит и темперамент.
Alfran Productions
F.C. Produzioni
"Плетеный человек" (1973)
Классический фолк-хоррор Робина Харди — предмет абсолютного культа, влияние которого можно легко усмотреть, скажем, в недавних "Солнцестоянии" или сериале "Третий день". Важнейшей составляющей гипнотической атмосферы фильма стал саундтрек, сочиненный композитором Полом Джованни на основе традиционной народной музыки. В итоге диск, записанный Джованни со специально собранной группой Magnet, стал самостоятельным произведением искусства. В фильме о языческой коммуне, приносящей в жертву полицейского христианина, народные мелодии, сыгранные с помощью традиционных инструментов, нагоняют настоящей первобытной жути. Почувствовать ее, впрочем, можно и без видеоряда.
British Lion Film Corporation
"Апокалипсис сегодня" (1979)
Шедевр, на котором надорвался Фрэнсис Форд Коппола, — пример невероятно изобретательного использования музыки. Режиссер крайне свободно обращается не только с нарративом, но и с музыкальным сопровождением фильма. Вертолеты под "Полет валькирий" и "The End" The Doors использованы здесь так, что представить какой-то другой видеоряд к этим композициям уже невозможно. Фильму же, основанному на "Сердце тьмы" Джозефа Конрада, музыка сообщает не просто эпический размах, но и физически ощутимое дыхание вечности, выводящее "Апокалипсис сегодня" далеко за пределы "фильма о Вьетнаме".
American Zoetrope
"Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" (1983)
Причудливая киновстреча Востока и Запада, осуществленная на военном материале, конечно, никак не могла обойтись без соответствующего музыкального сопровождения — особенно учитывая, что главные роли в фильме сыграли Дэвид Боуи и великий композитор Рюичи Сакамото. Тем удивительнее, что Нагиса Осима сумел обойтись без очевидных решений. Боуи в фильме всего лишь (блестящий) исполнитель главной роли. Сакамото, в свою очередь, не только великолепно справился с ролью жестокого капитана Ёнои, но и оформил звуковую дорожку. Вокальный трек в ней всего один, и выбор вокалиста тоже одновременно логичен и парадоксален. Песню Forbidden Colours исполняет Дэвид Сильвиан — вокалист группы Japan, который своим нежным баритоном придал жестокой истории дополнительное чувственное измерение.
Antares-Nova
"Криминальное чтиво" (1994)
"Убить Билла" (2003)
Нет никаких сомнений в том, что Квентин Тарантино не просто великий режиссер, но и один из самых тонких и глубоких знатоков кинематографа в принципе. Именно поэтому музыке в его картинах всегда уделяется особое место, а ее подбор оживляет собранное из любимых режиссером штампов и цитат действие. Самыми яркими в этом смысле стали, пожалуй, саундтреки к "Криминальному чтиву" и "Убить Билла". По ним отлично видно, как ретроман Тарантино заставляет зрителя раскачиваться на волнах эмоций. Просто послушайте, как ловко в серф-роковый драйв "Чтива" вмонтирована Girl, You’ve Been A Woman Soon Нила Даймонда в исполнении Urge Overkill. Или как вдохновленный Эннио Морриконе саундтрек "Убить Билла" организован при участии Риззы из Wu-Tang Clan. Эта музыка и сама по себе звучит как полноценный аудиофильм и является абсолютным эталоном киномузыкального искусства.
A Band Apart
A Band Apart
"Ворон" (1994)
Сюжет о возвращающемся с того света рокере-мстителе родился у комиксиста Джеймса О’Барра после трагической гибели возлюбленной. Графический роман "Ворон" предварялся цитатой из песни The Cure "The Hanging Garden", а дальше шли отсылки к творчеству Joy Division. Иными словами, содержание саундтрека к экранизации комикса было предрешено уже автором первоисточника. В итоге музыка к фильму стала одним из безусловных готических шедевров девяностых, а The Cure даже сочинили для пластинки новую песню The Burn. Что же до Joy Division, то кавер на The Dead Souls был создан Nine Inch Nails, о кинокарьере которых мы дальше поговорим значительно подробнее.
Crowvision Inc.
"На игле" (1996)
Нет никаких сомнений, что фильм Дэнни Бойла о буднях эдинбургских наркоманов был бы совершенно иным, если бы не выдающийся подбор музыки. Сегодня кажется, что именно рваным ритмом закадровой пульсации продиктован и бешеный монтаж, и изломанная пластика главных героев, и цвета их психоделических видений. Классические Lust for Life Игги Попа и Perfect Day Лу Рида обрели здесь новую жизнь (первая песня получила еще одну инкарнацию уже в сиквеле благодаря ремиксу The Prodigy). Но главным треком, конечно, стал "Born Slippy" Underworld, благодаря которому (вкупе с монологом "выбери жизнь") частная провинциальная история обрела поистине эпические масштабы и культовый статус.
Channel Four Films
"Умница Уилл Хантинг" (1997)
Основным композитором оскароносной элегии Гаса Ван Сента стал Дэнни Эльфман, однако фильм был бы совершенно иным без другого музыканта — трагического барда Эллиотта Смита. Сочиненная Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком история об аутсайдерах требовала соответствующего музыкального обрамления. И щемящие песни Смита служат необходимым контрапунктом к в целом довольно духоподъемному сюжету.
Be Gentlemen Limited Partnership
"Шоссе в никуда" (1997)
Дэвид Линч всегда сторонился мейнстрима в традиционном понимании — тем удивительнее выбор музыкантов, озвучивших его фрейдистский шедевр. Очевидно, что популярная (пусть и тяжелая) музыка в девяностых была достаточно странной для Линча, а потому, помимо традиционного сотрудничества с великим Анджело Бадаламенти, Дэвид призвал в соратники еще и молодого Трента Резнора. На подписанной им музыкальной дорожке фильма значатся Дэвид Боуи, Rammstein и Мэрилин Мэнсон, а ведомые Резнором Nine Inch Nails расщедрились на макабрический шедевр Perfect Drug. Благодаря этой музыке психоаналитическая фантасмагория Линча приобрела легкую усваиваемость. Просмотр фильма до сих пор напоминает путешествие в разум психопата, поданное с легкостью аттракциона вроде американских горок.
Asymmetrical Productions
"Гуммо" (1997)
Сделав себе имя на сценарии фильма "Детки", сценарист-вундеркинд Хармони Корин не утратил, а лишь взвинтил уровень радикализма в своем режиссерском дебюте. Фильм, представляющий собой жуткие сценки из жизни обитателей маленького городка в Огайо, сделан совершенно реалистично и именно поэтому дарит зрителю ощущение неторопливого сошествия в человеческий ад. Не уступает экранной жути и саундтрек, для которого Корин смешал дикий коктейль, состоящий в основном из экстремального металла — Burzum, Eyehategod, Sleep и др. До него такая музыка могла звучать разве что в любительском андерграундном кино.
Crowvision Inc.
"8 миля" (2002)
В фильме, основанном на биографии сыгравшего главную роль Эминема, речь вроде бы не шла о том, кто будет отвечать за саундтрек. Однако вряд ли кто-то ожидал, что Маршалл Мэтерс не просто окажется отличным актером, но и выдаст отличные треки, один из которых — Lose Yourself — станет мгновенной классикой и получит "Оскар". Сконцетрировав всю свою энергию и талант, Эминем создал песню, которая фактически задает тон всему фильму, превращая его из городского романса в шедевр об уличном рэп-гении, не мыслящем себя без музыки.
Imagine Entertainment
"Девушка с татуировкой дракона" (2011)
В новом тысячелетии Трент Резнор излечился от опасных привычек, стал счастливым мужем и отцом и даже распустил на какое-то время Nine Inch Nails. Одной из косвенных причин стало сотрудничество с Дэвидом Финчером, продолжающееся до сих пор. Отсутствие необходимости подгонять идеи под формат рок-песни привело Резнора к созданию великолепных и пугающих звуковых ландшафтов, которые придали инфернальное измерение голливудской версии популярного шведского детектива. Помимо занимающего три диска инструментального саундтрека (нашлось место и техно, и почти что неоклассике), Трент оформил старт и финиш каверами на "Immigrant Song" Led Zeppelin и "Is Your Love Strong Enough" Roxy Music.
Columbia Pictures
"Черная Пантера" (2018)
Хип-хоп-ренессанс середины 2010-х никак не мог не найти отражения в кинематографе, и здесь впереди планеты всей оказался Marvel. Пока прочие пытались сыграть на ностальгических чувствах с бестолковыми байопиками о Тупаке и Бигги Смоллсе, выход "Черной Пантеры" был обставлен с поистине королевским размахом. Продюсером саундтрека был выбран Кендрик Ламар, который подтянул людей в диапазоне от Уикенда до джазового трио BadBadNotGood. Сам Кендрик снабдил музыкальную дорожку минимум двумя хитами: All the Stars и Pray for Me. Итог — абсолютный триумф популярного афроцентризма и две "Грэмми" (не считая прочих наград).
Marvel Studios Inc.
"Король Стейтен-Айленда" (2020)
Несмотря на господство в современном кино помпезных оркестровок и прочей стоковой музыки, порой попадаются и шедевры с точки зрения использования песен. В фильме Джада Апатоу, основанном на биографии сыгравшего главную роль Пита Дэвидсона, звучит в основном хип-хоп в духе Кида Кадди. Однако эмоционального пика лента, снятая местами в почти документальной манере, достигает в сцене пирушки в баре, в ходе которой герой узнает подробности жизни отца-пожарного от его бывших коллег. Тут-то и приходит время песни The Wallflowers "One Headlight" — хита середины девяностых, под который в свое время рожала жена самого режиссера. Выходит, что, несмотря на перенасыщенность информационного поля, музыка в кино и сегодня может аккумулировать эмоции и ничуть не утратила своих чудесных свойств. Дело лишь в мастерстве подбора саундтрека.
Apatow Productions