Художник Валерий Чтак – о бессмысленности искусства, переоцененности Тарковского и стремлении к пустоте

В Мультимедиа Арт Музее до 16 мая проходит выставка работ Валерия Чтака «Могло бы быть гораздо хуже». Чтак — выходец из «Школы современного искусства» Авдея Тер-Оганьяна и проектов художественной группы «Общество Радек». Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (проект «Только правда», 2011) и художник фильма «Тряпичный союз» Михаила Местецкого. А еще — объект хейта поклонников Покраса Лампаса. Правила жизни не мог упустить шанса задать Валерию несколько вопросов.
Художник Валерий Чтак – о бессмысленности искусства, переоцененности Тарковского и стремлении к пустоте
Предоставлено автором

39-летний московский художник на современное искусство смотрит будто со стороны и не спешит передвинуться в центр. Монохромная, даже скупая графика Валерия Чтака местами напоминает граффити, местами — плакаты и транспаранты с ребусами, которые художник предлагает разгадать зрителям. Зритель, по словам Валерия, «вынужден ловить ускользающий смысл где-то выше логики или чуть в стороне от рационального».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Порой смысл лежит на поверхности: например, в 2017 году Чтак написал картину с лозунгом «Любовь топора не требует» с девушкой, держащей руки за спиной. Что, скорее, исключение: например, холст 2018 года с девятью «нет» декодировать уже не так просто. В работах Валерия зачастую нет сюжета, зато обязательно есть текст — он вообще для Чтака важнее изображения. Художник использует надписи на иврите, сербском и польском, хотя сам знает только русский и английский. Чтак утверждает, что его интересует создание системы знаков на стыке «крутизны и искусства», и работает с образами личной свободы: рокмузыкой, субкультурными сообществами, протестными движениями. Есть у Чтака и личная особенность — он не приемлет обращения на «вы», поэтому все интервью превращаются в разговор старых приятелей. Это интервью не исключение.

Ты изначально решил, что у твоего искусства не будет идеологии?

Я очень не люблю идеологию. Как только меня спрашивают, что означает та или иная картина, я обычно отвечаю: «Это ты мне расскажи, что это значит, так гораздо интереснее!» Как говорил Дэвид Линч (которого я на самом деле терпеть не могу, отвечая на вопрос, о чем его фильм), «мне пришли в голову какие-то слова, я их перевел на язык экрана, а теперь вы хотите, чтобы я их обратно перевел в слова?». То же с моей выставкой, которая сейчас идет в музее. Вот ты говоришь, что ничего не понял — ну, значит, не понял. Эту книгу Гайдар писал не для тебя, мальчик (цитата из советского мультфильма «Федя Зайцев», в котором против главного героя восстали персонажи книг, в том числе «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара. — Правила жизни).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Валерий Чтак.Путь мха.2020.Холст, акрил.
Валерий Чтак. Путь мха. 2020. Холст, акрил
Предоставлено автором

То есть тебе близко понимание современного искусства как такого поля, где каждый найдет свое?

Мир дико разнообразен, искусства навалом. Вот как сейчас идет Биеннале христоцентричного искусства — это прекрасно, что оно у них есть (биеннале открылась в середине марта в просфорне на территории храма Михаила и Федора Черниговских, курирует выставку мультимедийный художник Гор Чахал. — Правила жизни). Эти люди никогда не поверят, что то, чем я занимаюсь, — хорошее искусство. И что мне теперь, переубеждать их? Я сторонник возделывания своей делянки. Вот, считаю, что фильмы Тарковского сильно переоценены, «Солярис» — плохая экранизация очень хорошего романа. Кто-то уверен, что Чтак — это профанация, а кто-то кричит: «Я влюбилась в работы Чтака, когда это еще не было мейнстримом!» Допустим, Покрас Лампас — офигенный чувак, но на мой взгляд, к хорошему искусству отношения не имеет. Но его фанаты — мои хейтеры.

Московский акционизм был искусством, которое еще имело амбиции радикальности и общей значимости. Как на тебя повлияло это направление?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все эти люди на меня повлияли так или иначе. Авдей Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский, Александр Бренер — с каждым была какая-то своя связь. Если меня спросят: «Кто лучший художник?», я отвечу: «Йозеф Бойс» (один из главный теоретиков постмодернизма. — Правила жизни). Не Баския, не Матисс, не Рембрандт, которых я тоже очень люблю. Повлиял ли на меня Бойс? Конечно, повлиял. Важно эмоциональное воздействие, а оно не поддается рационализации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Валерий Чтак.Понедельник.2020.Холст, акрил.
Валерий Чтак. Понедельник. 2020. Холст, акрил
Предоставлено автором

Продолжая тему влияний: ты не раз говорил о том, как важна для тебя абсурдистская поэзия. Одна из самых характерных особенностей твоих работ — парадоксальные тексты на разных языках. Как тебе кажется, в них работают те же механизмы, что и в поэзии?

Я люблю детские стихи, например, Даниила Хармса. Его сложно использовать как референс, потому что Хармс у каждого свой. В моей жизни тексты были всегда. Например, мне с детства нравилось рисовать картинки с надписями. Если посмотреть на зарисовки на обратной стороне тетради, сразу видно, кого человек любит, какую музыку слушает. Особенно я любил делать невнятную картинку и надпись, которая, казалось бы, должна ее объяснять, но она только вводит в заблуждение. Это идет от дадаизма, который мне всегда был близок. Сушилка для бутылок Дюшана — это что? Абсурдистское внесение в поле внимания обыденной вещи. Или его табуретка с колесом — кто-то начнет объяснять, что это значит, находить метафоры. Но нет: он просто приделал к табуретке колесо — получилось непонятно что. А что он хотел этим сказать — расскажите себе сами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Валерий Чтак.Non necesseriamente.2020.Холст, акрил.
Валерий Чтак. Non necesseriamente. 2020. Холст, акрил
Предоставлено автором

Пустота — ключевое для тебя понятие. Как ты понимаешь эту пустоту и как ее можно достичь? Имеет ли она для тебя негативный характер или это некая объективная данность человеческой природы?

Пустота — это ни хорошо, ни плохо. Это буддистское понятие: найди ничто, храни хорошо. Я бы хотел достичь бесконечную пустоту, но меня в этом мире многое держит. Одна из работ на выставке — это стул. Раньше, до завоеваний Александра Македонского, не было традиции изображать Будду, его символом был пустой стул.

Есть ли в этой пустоте что-то личное?

Нет ничего общественного — только личное. Я скоро проведу мастер-класс, где студентам будет дано задание нарисовать что-то очень трудоемкое, а потом это сжечь. Ты сам поджигаешь собственную работу, это твой огонь. Только такое отношение возможно, по-моему.