20 актерских работ, претендующих на «Оскар» — от худшей к лучшей
Как известно любому, кто ежегодно смотрит церемонию вручения наград Киноакадемии, «Оскар» актерам вручают в четырех основных номинациях: «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучшая женская роль второго плана». Такое разделение позволяет наградить большее число актеров и обеспечивает им большее признание, но что если бы всем им пришлось сражаться за одну-единственную статуэтку? А) Скорее всего, принцип отбора номинантов претерпел бы существенные изменения, ведь актерские работы, относящиеся к разным категориям, зачастую несопоставимы. Б) Даже если не избавляться от этих четырех номинаций, общая оценка позволила бы вручать достойнейшему кандидату некий «СуперОскар» – к примеру, платиновый, с довеском в виде годового абонемента на бесплатную пиццу или еще чего-нибудь эдакого.
«К черту правила!», – решили мы и придумали собственный «СуперОскар». Редакторы американского Правила жизни объединили все актерские работы, номинированные на «Оскар» в этом году, в список, расположили их от лучшей к худшей, а заодно аргументировали, почему они заслуживают нашей эфемерной СуперПремии. Пускай в этом году победитель не получит ни премии, ни пиццы, – зато мы смогли оценить, какие из этих великолепных актерских работ выдержат проверку временем и войдут в сокровищницу мирового киноискусства.
20. Гленн Клоуз, «Элегия Хиллбилли»
Клоуз выдвигают на «Оскар» чуть ли не каждый год, и всякий раз статуэтка от нее ускользает. В тошнотворной «Элегии Хиллбилли» Рона Ховарда без несварения можно смотреть только на Гленн Клоуз, да и ее исполнение оставляет желать лучшего. Безвкусный грим и костюмы отвлекают от выдающейся игры, и, если Клоуз удастся-таки заполучить награду за лучшую роль второго плана, то только потому, что она взяла критиков измором. – Джастин Киркленд
19. Гэри Олдмен, «Манк»
Олдмен предстал в довольно оригинальной роли Германа Дж. Манкевича, который на момент запечатленных в картине событий был младше его примерно вдвое. Да, в некоторых отношениях фильм буквально создан для Киноакадемии (Голливуд обожает Голливуд), но, по большому счету, в сравнении с остальными номинантами года панегирики финчеровскому «Манку» оказались преждевременными. Олдмен потрудился на славу, однако его работа и рядом не стояла с ролями других номинантов. – Дж.К.
18. Лакит Стэнфилд, «Иуда и черный мессия»
В неоднозначной роли Уильяма О’Нила – информатора ФБР, принявшего участие в убийстве лидера «Черных пантер» Фреда Хэмптона – Стэнфилд выкладывается на все сто. Чем глубже становится связь героя с «Пантерами», тем больший внутренний конфликт вызывает у него предательство. О’Нил в исполнении Стэнфилда представляет собой оголенный нерв, разрывающийся между принципами и шкурным интересом. – Эдриенн Уэстенфелд
17. Риз Ахмед, «Звук металла»
Нелегко передать чувства музыканта, стремительно теряющего слух, однако Риз Ахмед с честью справляется с задачей, проливающей свет на сообщество глухих. «Звук металла» повествует о горе, тяготах, принятии и эмоциональном восстановлении, через которые приходится пройти лишившемуся слуха барабанщику. Ахмеду, блестяще изобразившему ранимого музыканта, можно поставить в вину только то, что наряду с ним номинированы еще более сильные актеры. – Дж.К.
16. Стивен Ён, «Минари»
Глубокая игра Стивена Ёна, исполнившего роль отца семейства в «Минари», отличается мужественной уязвимостью. На протяжении всего фильма его Джейкоб выбивается из сил, чтобы обеспечить стол и кров своей семье, борется за свой брак, борется за урожай с самой природой, но благодаря Стивену Ёну нежность в его образе сосуществует с болью. Ему удается передать одновременно лучезарность, жестокость и иллюзорность американской мечты, а это немалое достижение. — Лорен Кранк
15. Ванесса Кирби, «Фрагменты женщины»
Первых тридцати минут «Фрагментов женщины» достаточно, чтобы номинировать Кирби на все премии на свете. Женщина, потерявшая ребенка через считаные минуты после родов, – фантастическая роль в неприглядном фильме. Ввиду недостатков фильма игру Кирби несколько сложно оценить по достоинству, однако благодаря виртуозной отстраненности и боли, свойственным ее исполнению, работу актрисы нельзя не признать безусловным успехом. – Дж.К.
14. Лесли Одом-младший, «Одна ночь в Майами»
Слушайте, каждые несколько лет кто-то получает «Оскар» только за блистательный и великолепный музыкальный номер. Прошу, ради любви к Реджине Кинг, пусть это будет Лесли Одом-младший в роли легендарного музыканта Сэма Кука за его исполнение Chain Gang в стиле стомп. Или за A Change Is Gonna Come. Не заставляйте меня выбирать. – Брэди Лэнгманн
13. Пол Рейси, «Звук металла»
Пол Рейси безупречно изобразил Джо – потерявшего слух консультанта по алкогольной и другим зависимостям. Эта крупнейшая роль Рейси за всю его сорокалетнюю карьеру отчасти автобиографична: будучи слышащим ребенком глухих родителей, он рос их «проводником в мир звуков». Благодаря невероятному, щемяще искреннему исполнению Рейси Джо становится эмоциональным центром фильма. – Анна Грейс Ли
12. Андра Дей, «Соединенные Штаты против Билли Холлидей»
Нужен изрядный талант, чтобы (достоверно) изобразить историческую фигуру. Нужны внешность, дух, голос. Тем более непросто вложить все это сходство в песню – не говоря уже о том, что Дей играет в кино всего третий раз и впервые появляется в главной роли. Дей превосходно удалось передать индивидуальность Билли Холлидей и изобразить ее борьбу с наркозависимостью (и федералами), что делает ее исполнение одним из высших достижений года. – Дж.К.
11. Саша Барон Коэн, «Суд над чикагской семеркой»
Саша Барон Коэн в образе Эбби Хоффмана привносит в фильм юмор и чувство, как раз когда это необходимо зрителям. Несмотря на не вполне достоверный массачусетский акцент, его комедийный талант отражается в каждой киноостроте, а в самые нежные моменты картины – например, когда Хоффман говорит Тому Хейдену, что читает все, что тот пишет – Коэну удается соблюсти зыбкий баланс между прямотой и юмором. – А.Дж.Л.
10. Аманда Сейфрид, «Манк»
Пришло время воздать должное Карен из «Дрянных девчонок». Пусть «Манк» и не самый захватывающий фильм года, однако игра Сейфрид определенно выделяет его на общем фоне. На черно-белой пленке она воплощает собой самую суть старлетки и с таким очарованием отражает особое настроение и эстетику золотого века Голливуда, что начинает казаться, будто Сейфрид родилась слишком поздно. – Дж.К.
9. Мария Бакалова, «Борат 2»
Не исключено, что через десять лет мы будем помнить «Бората 2» только как фильм, познакомивший нас с Марией Бакаловой, которая сыграла пятнадцатилетнюю дочь Бората – поедательницу помады Туту. Глядя, как пучеглазая Бакалову давится пупсиком и радостно носится по просторной, как у Мелании, клетке, удержаться от смеха невозможно. Без шуток, дочка (а теперь, очевидно, и наследница) Бората преобразила всю абсурдность, глупость и трагизм 2020 года в великолепный праздник хаоса. Не стоит удивляться, если Бакалова утрет нос признанным фаворитам премии. – Б.Л.
8. Виола Дэвис, «Ма Рейни: Мать блюза»
В «Матери блюза» неподражаемая Виола Дэвис слой за слоем срывает со своей героини все покровы. Во-первых, она претворяет в жизнь пылкий темперамент блюзовой дивы; во-вторых, олицетворяет ее чувственность, целиком отдаваясь ритмичному пению Рейни; и наконец, глубоко вживается в роль, перенося на экран гнев Рейни на расизм в индустрии звукозаписи и смелость требовать то, что положено ей по праву, будь то кока-кола или справедливая оплата труда. — А.В.
7. Оливия Колман, «Отец»
Уход за больным – тяжелый и неблагодарный труд, особенно если это уход за собственным родителем. Колман играет женщину, которая заботится о своем страдающем от деменции отце, с такой вдумчивостью и многослойностью, что за ней больно наблюдать. Ее исполнение, проникнутое тончайшими оттенками отчаяния, грусти и ложных надежд, обещает стать бессмертной классикой. Дорогого стоит и ее сыгранность с Хопкинсом: большинство актеров потерялись бы на его фоне, она же растет над собой. – Дж.К.
6. Дэниел Калуя, «Иуда и черный мессия»
В образе двадцатиоднолетнего активиста «Черных пантер» Фреда Хэмптона, убитого ФБР, Калуя в полной мере воплотил политические убеждения своего героя, не утратив ни капли его человечности. Хэмптон предстает перед нами во всей полноте своей личности, и разжигая сердца слушателей, и строя глазки невесте. Своей будоражащей актерской работой Калуя увековечил память великого визионера, чья жизнь оборвалась слишком рано. – А.В.
5. Энтони Хопкинс, «Отец»
Хопкинс ошеломляет в роли страдающего от деменции старика. Его исполнение до такой степени дезориентирует и надрывает сердце, что начинаешь сомневаться в собственном восприятии реальности. Хопкинс настолько талантливо изображает Энтони, что фильм слишком больно пересматривать. Досадно, что «Отец» вышел в том же году, что и «Ма Рейни» – лебединая песня Чедвика Боузмана. Дж.К.
4. Фрэнсис Макдорманд, «Земля кочевников»
«Земля кочевников», заметную роль в которой играет неохватный пейзаж, – мягкосердечная драма, задающаяся непростыми вопросами о так называемом американском эксперименте. Фильм, безусловно, держится на Макдорманд, которая сыграла овдовевшую пенсионерку Ферн, начавшую новую жизнь на большой дороге. Тяготы скромной, неунывающей и бескомпромиссной Ферн корнями прорастают в «Землю». Только в исполнении Макдорманд тихая сострадательность может показаться столь революционной. – А.В.
3. Юн Ёджон, «Минари»
Юн собрала едва ли не все номинации сезона, и на то есть веские причины. Маститая южнокорейская актриса приступом завоевала сердца кинокритиков, сыграв в одном из величайших фильмов года несгибаемую бабулю, переворачивающую все представления о том, какой должна быть бабушка семейства, и приковала к себе все взгляды. Эта роль Юн – высший триумф в карьере, полной триумфов. – Дж.К.
2. Чедвик Боузман, «Ма Рейни: Мать блюза»
Последняя роль покойного Чедвика Боузмана, бесспорно, стала также и вершиной его творчества. В нетфликсовской адаптации пьесы Огаста Уилсона Бозман играет Ливи – способного, но вздорного молодого трубача, гордыня которого определяет его печальную судьбу. Боузману удается передать комплексы Леви, его бахвальство и неудержимую ярость, иной раз сменяющие друг друга на протяжении шестидесяти секунд. Боузмана мы потеряли, но у нас всегда будет Ливи – возможно, величайшая квинтэссенция его талантов. – А.В.
1. Кэри Маллиган, «Девушка, подающая надежды»
Триллер Эмиральд Феннел «Девушка, подающая надежды» – блестящая, обескураживающая картина, в немалой степени обязанная своим успехом Кэри Маллиган. Маллиган передает неизмеримый гнев и глубокий надлом своей героини Кэсси – женщины, ведущей двойную жизнь, чтобы отомстить за изнасилование подруги. Немногим актерам под силу с такой тонкостью и яростью изобразить незаживающие шрамы своих персонажей. – Л.К.