6 фильмов об аферистах и обаятельных обманщиках, которые стоит посмотреть
Любой фильм об аферах так или иначе ставит перед нами вопрос: может, и мы, зрители, пошли бы на сделку с совестью, если бы не боялись расплаты? Талантливые фильмы плутовского жанра убеждают нас, что поступки, которые мы считали недопустимыми, вполне приемлемы, и примиряют с вопиющими на первый взгляд выходками героев настолько, что под конец начинает казаться, будто ничего иного им не оставалось.
Пожалуй, мы никогда еще так не обвыкались со всевозможными аферами и никогда так не сочувствовали тем, кому удается перехитрить систему. Компании-тяжеловесы безнаказанно уходят от налогов и относятся к своим работникам, как к роботам, банки тонут в долгах по собственной халатности и выбираются сухими из воды за счет государственной помощи, трейдеры наживаются на загибающихся компаниях, но не подпускают к кормушке простых людей, а ведущие реалити-шоу без всякого опыта, зато с чемоданами лжи заселяются прямиком в Белый дом. Вы хоть раз пытались отменить подписку после пробного периода? И все-таки есть в беспардонной самонадеянности аферистов что-то необъяснимо завораживающее – так, глядя на Леонардо Дикаприо в роли Джордана Белфорта в «Волке с Уолл-стрит», мы видим не задиристого преступника, а героя, который умеет взять свое.
В сборнике эссе «Кривое зеркало», вышедшем в 2019 году, Джиа Толентино (американская журналистка и исследовательница современной культуры. — Правила жизни) рассказывает историю поколения в семи аферах: от схем со студенческими ссудами до стартапа, продающего водопроводную воду под видом «сырой» родниковой. «Конечно, в жизни желательно руководствоваться моралью. Но у кого хватит времени и возможностей? — пишет Толентино. — Выживать в этой экосистеме, не поступаясь совестью, становится все сложнее».
Зато истории о нечестных способах выживания обрели широкую популярность у зрителей. Началось это поветрие, вероятно, с документалки о несостоявшемся фестивале Fyre и его бессовестном нарциссичном основателе Билли Макфарланде. Ранее Макфарланд уже обвинялся в электронном мошенничестве, что не помешало ему затеять новую, до стыдного несуразную аферу: он кидал миллениалов, которые покупали у него билеты на церемонии вручения наград и концерты, – очевидно, его авантюризм приобрел форму зависимости. А недавно выпорхнувшая из-за решетки Анна Делви – лженаследница немецкого миллиардера – по-прежнему считает себя светской львицей и без зазрения совести наживается на телесетях, которые соревнуются за права на экранизацию ее биографии.
Мошенники остаются верными своему кредо, несмотря на крушение планов и надежд, – все они кутаются в плотный туман иллюзий. В последнее время кинематограф наводнили махинаторы. Недавние фильмы «Аферистка», «Каджиллионер» и «Стриптизерши» сняты о том, как люди морочат голову себе и другим и как далеко их заводит отчаяние.
Мошенничество – всего лишь способ срезать путь к неминуемому успеху, так ведь? Это один из способов уравнять шансы в заведомо проигрышной игре. Экранные мошенники так харизматичны, что зрителей охватывает желание ступить на скользкую дорожку, и мешает им только страх наказания, – ведь у всех киноисторий плохой конец, и их ушлые герои рано или поздно увязают в болоте собственных махинаций.
«Аферистка» / I Care A Lot
В падкой на жестокость драме Розамунд Пайк играет мошенницу Марлу, которая обманным путем становится законной опекуншей пожилых людей и присваивает их богатства. В схеме происходит сбой, когда выясняется, что последняя мишень Марлы водит дружбу с гангстером, роль которого исполняет ехидный Питер Динклэйдж. В низменном сердце фильма царят богатство и нечистоплотность, а Марла Грейсон, демонстрирующая, что пойдет на любое злодейство, чтобы добиться желаемого, олицетворяет собой общечеловеческую одержимость деньгами. Как и в последнем фильме Эмеральд Феннел «Девушка, подающая надежды», здесь образ милой белокожей блондинки используется как приманка, чтобы заманить в ловушку ничего не подозревающих жертв, – прекрасный повод задуматься о том, кого в нашем обществе принято считать опасными. «Аферистка», вышедшая на больших экранах в самый разгар интереса к опекунству над Бритни Спирс и расцвета движения #FreeBritney («Свободу Бритни». – Правила жизни), представляет собой любопытное исследование темы прав собственности и личной независимости.
«Девушка, подающая надежды» / Promising Young Woman
Ловушка в основе сюжета одновременно провокационна и непримечательна – она позволяет так называемой жертве посмотреть на себя со стороны, и шокирует сторонних наблюдателей. Одинокая пьяная Кэсси (блестящая Кэрри Маллиган) из еженощно отключается в углу какого-нибудь клуба, на помощь ей приходит очередной «хороший парень». Трюк раскрывется, когда рыцарь в сияющих доспехах, толкнув Кэсси на диван, пытается заняться с ней сексом, и та вдруг оказывается трезвой. Понимание, что девушка все это время за ним наблюдала, вызывает у каждого нового мужчины столько вины, гнева и стыда, что сразу становится ясно: он надеялся остаться безнаказанным и сознательно шел на преступление. Триллер о мести за изнасилование, прикидывающийся поверхностным блокбастером, держит в напряжении вплоть до гениально неожиданной концовки.
«Каджиллионер» / Kajillionaire
«Большинство людей хотят быть каджиллионерами, – утверждает отец целого семейства жуликов. – О богатстве мечтают все, потому и попадаются на крючок». Чтобы не угодить в ловушку консьюмеризма, семейка вертится, как может, и в один прекрасный день решает перейти от мелкого воровства к крупной операции. Выиграв бесплатный отпуск, маргинальные герои проворачивают схему с утерянным багажом, приглашают в сообщницы новую знакомую – и тут все ожидаемо летит под откос. Сюжет рожден воспаленным воображением сценаристки Миранды Джулай, у которой довольно психоделичные взгляды на реальность, и фильм ловко сочетает ее чудачества с будоражащим эффектом аферы – на выходе получается забавная и очень трогательная история о странности жизни.
«Стриптизерши» / Hustlers
В 2019-м году Дженнифер Лопес так и не получила премию Киноакадемии за роль в прекрасной комедийной драме Лорин Скафарии «Стриптизерши», однако этот стробоскопический фильм о стрип-клубах и безудержном шоппинге в предкризисном Нью-Йорке блистает и без золотой статуэтки. «Стриптизерши», основанные на статье New York Magazine о танцовщицах, которые накачивали клиентов выпивкой или наркотой и грабили их, повествуют о том, как эти женщины мстили мерзавцам, издевавшимся над ними, когда они были на вершине, и бросавшим их, когда они падали на дно. Киноадаптация, как и статья-первоисточник, убеждает, что, если система несправедлива, нарушать правила можно, и перетягивает нас на сторону женщин, которые опускаются все ниже, – мы с большим запозданием понимаем, как далеко они зашли.
«Сможете ли вы меня простить?» / Can You Ever Forgive Me?
В этом безобразном до блеска фильме режиссер Мариэль Хеллер адаптирует реальную историю писательницы Ли Израэль, которая, страдая от безденежья и творческого кризиса, подделала скандальные письма Ноэла Кауарда и Дороти Паркер. Мелисса Маккарти, сыгравшая Израэль, впечатляюще справилась с одним из немногих своих драматических образов, но Ричард Э. Грант в роли ее сообщника затмил всех, причем – вот так рекурсия! – в этом сезоне кинопремий актер, ранее не удостаивавшийся больших наград, пережил такую фееричную череду побед, что его самого впору назвать ловкачом. Это интеллектуальное кино об афере без жертв, как никогда своевременное в нашу чокнутую эпоху, высмеивает душный окололитературный мир так остроумно, что вы будете болеть за Ли до самого конца.
«FYRE: Величайшая вечеринка, которая не состоялась» / FYRE — The Greatest Party That Never Happened
Сокрушительный крах мошенника Билли Макфарланда, который как нельзя лучше олицетворяет заносчивый авантюрный дух современности, превратил его в злодея мирового масштаба, чьей несгибаемой уверенности в себе многие невольно восхитились. Нетфликсовская документалка по кусочкам воссоздает историю провального фестиваля FYRE, игнорируя интервью с Макфарландом, – с его версией событий можно ознакомиться в документалке Hulu. Зато на Netflix собраны воспоминания тех, кого Макфарланд затащил в свой фестивальный рай на Барбадосе, обернувшийся «Повелителем мух» для инфлюенсеров. Один из пострадавших привел весьма поэтичную метафору: «По сути, весь фестиваль строился на постах в виде оранжевого квадрата, которые пара популярных моделей выложила в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). А потом паренек, у которого от силы четыреста подписчиков, запостил фото бутерброда с сыром, бутерброд разошелся по интернету, и все накрылось медным тазом».