Сериал, который вы пропустили (а зря): почему стоит посмотреть израильскую драму «Теряя Элис»
Парадокс свободы выбора: чем его больше, тем сложнее найти что-то подходящее. На самом деле ничего парадоксального, просто стоит почувствовать вкус свободы, так сразу хочется большего, и этим легко можно объяснить, почему при всем сегодняшнем изобилии стримингов, все сложнее найти что-то лично для себя. Особенно это актуально для зрителей взрослых; кажется, аудитория 40+ не особо в почете у стримингов и кабельных телесетей, поэтому каждое шоу о проблемах сорокалетних становится на вес золота. И именно это делает «Теряя Элис» такой ценной находкой — причем не только для тех, кому самим за 40, а просто для всех, кто соскучился по хорошим драмам.
Еще один плюс: «Теряя Элис» сериал не американский, а израильский, и это делает его куда ближе евразийскому зрителю, а героев понятнее. В отличие от «Большой маленькой лжи» или «И повсюду тлеют пожары» тут нет тем, специфичных только для Штатов, и идентифицироваться с героями куда проще, даже если понятия не имеешь об особенностях жизни конкретно в Израиле (тут стоит отметить, что это как раз случай автора рецензии, и не исключено, что какие-то темы не удалось углядеть просто ввиду отсутствия знаний).
Элис — это режиссер Элис Гинор, в прошлом автор провокативных фильмов, ныне мать троих детей. Элис несколько лет провела дома и совсем выпала из контекста, но все-таки жаждет вернуться к работе. А тут и случай подворачивается: молодая сценаристка Софи оказывается большой фанаткой старых фильмов Элис. Софи — девушка, подающая надежды, ее сценарий настолько приглянулся продюсерам, что те оказались готовы исполнять ее капризы (а обычно у сценариста ноль контроля над его фильмом). Так к проекту оказывается привязан муж Элис, Давид, успешный и широко известный актер. Софи также настаивает и на том, чтобы Элис оказалась в режиссерском кресле, и сама Элис вдохновляется сценарием и рада начать с него возвращение в профессию. Не рад только муж.
И у Элис, и у Давида кризис середины жизни, и то, насколько по-разному он у них проявляется, — центральная мысль сериала. Пока Элис занималась воспитанием детей, Давид путешествовал по миру и активно снимался. Теперь он уже вырос из своего классического амплуа — героя боевиков — и активно ищет новый образ. В частности, снимается в слезливой драме про инвалида-колясочника, которую тут же громят критики (явный намек на историю с Шоном Пенном и фильмом «Я Сэм», который стал образцовым посмешищем для всего Голливуда). Элис же за последние несколько лет не работала вообще; ее актуальность и связи в индустрии постепенно исчезали, речь же все-таки о кино, где пятилетнее отсутствие вполне приравнивается к уходу на пенсию. Мало того, мы также узнаем, что одни из родов Элис дались особо тяжко и она была на полгода прикована к кровати, в то время как муж уехал за границу на съемки.
Впрочем, сейчас это все в прошлом, а создательница «Теряя Элис» Сигал Авин предпочитает сконцентрироваться на настоящем и на том, как вернувшаяся в индустрию Элис видит мир. Мы как бы наблюдаем за происходящим с ее точки зрения, именно поэтому мир сериала такой неуютный, непривычный и странный. Самое странное в нем — молодая сценаристка Софи, которую Элис одновременно обожествляет и демонизирует. Реальность в том, что за несколько лет взаперти Элис утратила социальные навыки, успела забыть, каково это — быть молодой и свободной, и Софи ей непонятна и страшна, но в то же время маняща. С Софи при этом действительно что-то не так — но где здесь реальные опасения, а где фантазии Элис, в которых она собственно и теряется, — еще большой вопрос.
С другой стороны, есть Давид, и его роль совсем не сводится до штатного «плохого мужика». Да, его кризис на фоне кризиса Элис действительно выглядит жалко, но это не повод над ним смеяться. Когда Элис — впервые за их совместную историю и карьеру — приставляют к нему режиссером, да еще и в максимально интимном проекте, в котором у него должно быть несколько эротических сцен с молодой актрисой, Давид сначала идет в отказ. Но понимает, насколько жене это важно и что для нее этот шанс вернуться в профессию куда важнее, чем для него — шанс карьеру перезапустить.
В то же время между ним, Софи и Элис возникает напряженная динамика, обусловленная тем, что Элис от мужа давно устала, ему до нее и вовсе дела нет, и возникшая между ними роковая красотка — это не столько опасность, сколько возможность. Дикость этой конфигурации еще и в том, что пара, кажется, по умолчанию считает, что Софи подобная роль по нраву, хотя никто у нее не спрашивал.
Получается образцовая характерная драма, в которой сначала долго расставляется экспозиция и можно успеть за это время заскучать, но во второй половине напряжение начинает высвобождаться, и терпение (и в особенности внимание) зрителя щедро награждается. Кстати, тут самое удобное место, чтобы посоветовать переключить дорожку аудио на оригинальный иврит вместо русского или английского дубляжа, который Apple TV выставляет по умолчанию. Неважно, что ни слова непонятно и приходится читать субтитры, — интонации актеров и динамика голосов здесь куда важнее текста, и в дубляже они теряются безвозвратно.
Помимо перечисленных качеств в «Теряя Элис» еще и удивительно свежо то, как показывает изнанку производства кино; так, как никогда не удавалось Голливуду, непременно скатывающемуся в романтизацию себя и стесняющемуся технических подробностей. Продюсер и второй режиссер тут — полноценные персонажи, а «магия кино» — не магия, а работа большой команды, где важен каждый человек. Это заодно выполняет и важную функцию для зрителя, потому что если обычно зацикленность на производстве отдаляет его от происходящего, то изображение кинопроцесса как просто работы, наоборот, приближает. И во многих других моментах «Теряя Элис» тоже оказывается каким-то более близким и жизненным, чем обычно ждешь от сериала. И все это делает его удивительной и крайне приятной находкой для тех, кто уже подустал от всего остального.