И пришел Паук

Фильм «Человек-паук: Возвращение домой» оказался большим сюрпризом: вместо многострадального супергероя он воскрешает жанр школьного романа воспитания. А сочинителя комиксов Стэна Ли этот блокбастер чуть было не приравнивает к таким великим американским пахарям доброты, как Сэлинджер и Харпер Ли.
И пришел Паук
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маленький герой «Вина из одуванчиков» Рэя Брэдбери любил вставать каждое лето пораньше и воображать, что это он, подув, отключает уличные фонари и смахивает звезды с неба. Новый фильм про Человека-паука основывается на том же допущении: детство – это время, когда можно шептать заклинания и менять ими мир. Поэтому на другие кинокомиксы, и особенно помпезных последних «Мстителей», он не похож. А вот на классические американские трагикомедии о взрослении – еще как.

Когда в конце прошлого века издатель комиксов Marvel подал на банкротство, кинокомпания Sony поспешила выкрасть с тонущего судна младенца-супергероя по прозвищу Человек-паук, а заодно и всю его свиту. В 2008 году империя Marvel Entertainment, совершив немыслимый тур де форс и взяв кредит на полмиллиарда, восстала из пепла – и ее богатство начало прирастать фильмами кинокомпании Marvel Studios. В 2009 году доброхоты из Disney купили Marvel целиком, не став дожидаться, пока те поставят производство миллиардных блокбастеров на поток. Дела в департаменте комиксов Sony тем временем шли все хуже и хуже: оторванный от семьи Человек-паук рос беспризорником и с годами превратился в не пойми что. Но ни Marvel, ни Disney не могли получить права назад. В итоге был придуман византийский компромисс: теперь производить и прокатывать фильмы о супергерое будут Columbia-Sony, но Disney-Marvel сможет контролировать креативный процесс и даже получать за это продюсерские чаевые. Бизнес-империя №1 будет зарабатывать на распространении сольных фильмов о супергерое, а бизнес-империя №2 – на продаже брендированных фигурок и книжек. И сможет звать Человека-паука в гости в собственных «Мстителей» – и уже там монетизировать его юношеский шарм по полной программе. Эта операция получила название «Возвращение домой» – и оказалась подлинным праздником не только для двух корпораций, но и для зрителей по всему миру. Причем независимо от того, любят они комиксы или нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь Человек-паук – старшеклассник без необходимости работать в газете, спасать мир от большого зла и соизмерять свои возможности с ответственностью, стоя над чьей-то там могилой. Забот стало меньше, а радостей больше. В том числе и у актера: замечательный 21-летний Том Холланд, хоть уже и сыграл в отчаянно авторском «Затерянном городе Z» Джеймса Грея, в отличие от Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда еще не рвется сменить трико на костюм-тройку «Великого Гэтсби» или иезуитское облачение «Молчания». Вместо этого он резвится в кадре так, как резвился бы любой американский тинейджер, укушенный радиоактивным пауком. Выкладывает свои кульбиты на Youtube, болтает с суперкостюмом от Тони Старка, спасает от огня домашних животных и охотится на похитителей велосипедов. Но стоит прозвенеть школьному звонку, и супергерой тут же робеет – и не решается дать отпор нарочито безобидному хулигану или позвать на бал утрированно безупречную красотку. В отличие от недавнего сентиментального, но точного в своих портретах сериала «13 причин почему», новый «Человек-паук» изображает школу местом, где происходят чудеса, – так что зрителю совершенно не хочется покидать этот оставшийся на продленку «Клуб "Завтрак".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все же приходится, потому что Питера Паркера время от времени выдергивает на«стажировку» Тони Старк. А в районе – сакральном Квинсе, отчего вспоминается и вымышленный фильм Queens Boulevard из сериала «Красавцы», и невымышленный «Как узнать своих святых» со все тем же Робертом Дауни-младшим – орудует суперзлодей по кличке Стервятник. Стервятник – персонаж многослойный и вообще жертва системы. Когда-то Нью-Йорк нанял честного подрядчика Эдриана Тумса, чтобы разгрести завалы очередной супергеройской заварушки. Бизнесмен вложил в дело все деньги, пообещал работникам стабильный оклад, а потом узнал, что его контракт перешел к, так сказать, структурам Тони Старка – самого виновника разрушений. Тогда Тумс решил, что порочной системе нужно дать бой. Будь режиссером «Человека-паука» Андрей Звягинцев, он бы сказал, что его вдохновила история Марвина Химейера.

Стервятника-Тумса – фантастический подарок всем киноманам – играет Майкл Китон, и это уже третья пара его крыльев, которые так нравятся нам: до этого были Бэтмен и Бердмен. А итальянскую тетушку, приютившую у себя Паркера, изображает трепетная Мариса Томей – актриса, по которой обязан был сходить с ума любой, кому сегодня больше 25 лет. Благодаря этим двоим домой возвращается не только Человек-паук, но и зритель: мы снова оказываемся в пространстве чистого наива, где уместны любые глупости, потому что впереди все равно еще целая жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что до подростков, то для них на заднем фоне маячат три хорошие ролевые модели. Это Роберт Дауни-младший, доказавший, что сильные люди могут восставать из пепла и требовать за это 50 миллионов долларов в каждом фильме. Это режиссер и актер Джон Фавро в роли Мистера Хэппи, начинавший как комик из «Друзей», затем ставший одним из главных архитекторов вселенной Marvel, а в итоге сбежавший с чемоданом денег снимать кино своей мечты – простого и веселого «Шефа на колесах». И, наконец, это Крис Эванс в роли Капитана Америки, всем своим видом повторяющий старую мантру из мотивационной книги то ли Шварценеггера, то ли Сталлоне: «Тот, кто управляет своим телом, управляет и своей судьбой». Том Холланд, кстати, тоже в отличной форме – потому что не обязательно быть супергероем и даже капитаном школьной команды по футболу, чтобы качать по утрам пресс.

И да, наверное, тут нужно добавить что-то про спецэффекты и битвы, но мы не уверены, что заметили их в новом «Человеке-Пауке». Они там вообще были?

К счастью, этот фильм совсем о другом.