Ранние претенденты на «Оскар-2021». У кого есть шансы выиграть?
Может показаться, будто время остановилось, однако вручение премии «Оскар» по-прежнему запланировано на апрель. В этом году в правилах Американской киноакадемии произошел ряд важных изменений: из-за пандемии почти остановился кинопрокат, и большинство крупных релизов отложили на 2021 год, — в этих условиях академики решили рассматривать к конкурсу картины, вышедшие только онлайн (только в том случае, если они планировались к кино-театральному релизу).
Кроме того, до конца февраля были продлены сроки для фильмов-конкурсантов (раньше к конкурсу допускались только картины, вышедшие в срок с 1 января по 31 декабря), поскольку из-за ковида многие кинокомпании не успевали выпустить проекты.
Значит ли все это, что онлайн-стриминг наконец зауважают наряду с традиционными конкурентами, или же впереди гневная реакция пуристов, блюдущих чистоту киноискусства, пока неясно. Придется подождать развития событий, а пока вот вам фильмы, привлекшие наше внимание уже сейчас.
«Девушка, подающая надежды» / Promising Young Woman
Фильму Эмеральд Феннел о девушке, которая мстит за изнасилование подруги, удается произвести впечатление, не показавшись эксплуатационным и не боясь осветить всю неприглядность своей темы, что мало какому триллеру под силу. Благодаря волнующему саундтреку и актерскому составу (не считая блистательной Кэри Миллиган, в фильме снялись голливудские славные парни Адам Броди и Бо Бернем, здесь неожиданно выступающие в образах злодеев), «Девушка, подающая надежды» так и рычит от женской ярости – едва ли не похлеще, чем прославленный «Джокер» с Хоакином Фениксом. Вопрос в том, будет ли этот рев услышан или его пропустят мимо ушей, словно белый шум.
«Малколм и Мэри» / Malcolm and Marie
Создатель вышедшей на HBO «Эйфории» Сэм Левинсон снова объединяется с Зендаей, чтобы подарить нам драму о паре, чья вечерняя ссора не утихает далеко за полночь. Многообещающий режиссер Малколм (Джон Дэвид Вашингтон) и его девушка – актриса Мэри (Зендая) – возвращаются с премьеры его нового фильма, наконец-то снискавшего восторги критиков, а именно, «белой женщины из LA Times», и завязывают грандиозную перепалку, затягивающуюся на всю ночь. «Малколм и Мэри», снятые на черно-белой пленке в умопомрачительном доме в калифорнийском городке Кармел, – чрезвычайно эстетически приятная картина, которая заставляет задаться вопросом, имеет ли эстетика в кино значение. Поднятая фильмом тема о роли кинокритиков и вопрос, возможно ли определить подлинные намерения режиссеров, уже вызвали горячую полемику среди этих самых рецензентов. Будущее покажет, привлекут ли «Малколм и Мэри» внимание киноакадемии и будет ли оно позитивным или негативным, но уже сейчас можно сказать, что лента вызвала немалую шумиху.
«Минари» / Minari
В этом снятом на корейском языке фильме от кинокомпании A24, повествующем о семье иммигрантов в первом поколении, переехавшей из Кореи на арканзасскую ферму, главную роль исполнил Стивен Ён («Пылающий», «Окча»). Режиссер Ли Айзек Чун, соткавший гобелен современной жизни в сельской Америке, задается вопросами, что значит быть чужаком и что в действительности значит слово «дом». Несмотря на допотопные правила «Золотого глобуса», согласно которым номинанты на премию должны быть показаны в кинозалах, у «Минари» все шансы пойти по стопам режиссера «Паразитов» Пона Чжуна-Хо и заполучить сразу несколько «Оскаров», да не простых, а «основных», включая награды за лучшую режиссуру и лучший фильм, которые в прошлом году завоевал корейский земляк Чуна. Посмотрим, поспособствует ли драма признанию иноязычных актеров на международной киноарене (с актерами «Паразитов» обошлись весьма пренебрежительно), но многие уже пророчат Ёну премию за лучшую мужскую роль.
«Земля кочевников» / Nomadland
Фрэнсис Макдорманд, в 2017 году затмившую всё и вся своей ошеломительной актерской работой в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури», на сей раз превозносят за роль в этом фильме режиссерки Хлои Чжао. «Земля кочевников» – прекрасный, глубоко человечный взгляд в сердце Америки, без предубеждений показывающий, что у каждого свой путь. Макдорманд играет Ферн – женщину, потерявшую жилье в Неваде и кочующую по стране в доме на колесах в поисках работы и чувства локтя. Ввиду чрезвычайного имущественного неравенства и растущей экономической нестабильности, под бременем которых сгибается Америка, этому фильму, в котором снялись настоящие странники, чьим судьбам посвящен его документальный роман-первоисточник, удалось чутко запечатлеть эпоху социальной неопределенности. «Земля кочевников», показывающая, что иногда лучше спать в машине под открытым небом, чем задыхаться в тесных рамках жизни в каком-нибудь благополучном пригороде, поражает прежде всего своей открытостью и непредвзятостью.
«Фрагменты женщины» / Pieces of a Woman
Главную роль в этой драме о закончившихся трагедией домашних родах, после которых убитые горем герои пытаются заново собрать по кусочкам свою жизнь, играет блистательная Ванесса Кирби. Как и тяжелый фильм Кеннета Лонергана «Манчестер у моря», лента напоминает нам, что, как бы жестоко это ни звучало, жизнь продолжает идти своим чередом даже после самых неописуемых трагедий. Сюжет фильма, адаптированного Корнелем Мундруцо по его же одноименной одноактной пьесе, почти целиком ограничивается несколькими местами действия, отчего возникает ощущение театральной постановки. Его краеугольный камень – чудесная и изнурительная сцена родов, снятая одним кадром: все двадцать четыре минуты, пока время вокруг то ускоряется, то замирает, мы проводим с Кирби, не в силах отвести взгляд.
«Одна ночь в Майами» / One Night in Miami
«Одна ночь в Майами» – это беллетризированное повествование о действительно имевшей место ночной беседе между Мухаммедом Али, Малкольмом Иксом, Сэмом Куком и Джимом Брауном за закрытыми дверями гостиничного номера после того, как Али победил Сонни Листона в бою за звание чемпиона мира в 1964 году. Фильм Реджины Кинг по сценарию Кемпа Пауэрса, адаптированному по его же пьесе, напоминает вербальный боксерский матч между четырьмя мужчинами, обсуждающими активизм, искусство, политику и тяжелый долг чернокожих знаменитостей – восстать против несправедливости. Сюжет Пауэрса показывает этих выдающихся людей с менее известной стороны, развенчивает некоторые мифы и позволяет увидеть их истинные характеры. Превосходно снятая неспешная драма проводит удручающую параллель между шестидесятыми, когда подняло голову движение за гражданские права, и нашими поляризованными временами.
«Ма Рейни: Мать блюза» / Ma Rainey's Black Bottom
Знаменательно, что в своем последнем фильме – киноадаптации культовой пьесы Огаста Уилсона, экранизированной драматургом Джорджем С. Вольфом, – Чедвик Боузман сыграл свою лучшую роль. Действие этой биографической картины о «Матери блюза» Ма Рейни – одной из первых профессиональных афроамериканских исполнительниц блюза, принадлежащей к первому поколению певцов, записывавших свою музыку, – разворачивается душным летним днем в комнате звукозаписи в Чикаго двадцатых, когда напряжение между Ма и членами ее группы перерастает в конфликт. Благодаря страстной игре Виолы Дэвис, Колмана Доминго и Глинна Тёрмена поставленная Вольфом актуальная история о творческих правах и расовом неравенстве оживает на глазах.
«Манк» / Mank
Первый полнометражный фильм Дэвида Финчера с 2014 года, когда он снял «Исчезнувшую», представляет собой метабайопик по сценарию его покойного отца Джека Финчера. Ироничная черно-белая драма посвящена Герману Дж. Манкевичу – одаренному голливудскому сценаристу, который в начале сороковых якобы написал «Гражданина Кейна» и вынужден был бороться с Орсоном Уэллсом за упоминание своего имени в титрах (к сожалению, эта версия событий не совсем правдива). Нельзя не отметить потрясающую операторскую работу Эрика Мессершмитта, а также игру Гэри Олдмена, исполнившего главную роль сценариста-алкоголика, и засветившихся на вторых ролях Аманды Сайфред, Лили Коллинз и Чарльза Дэнса. Хотя у «Манка», пожалуй, больше шансов на «Оскар», чем у предыдущих полнометражек Финчера (пока что статуэтки неизменно уходили у него из-под носа), фильм, премьера которого состоялась в декабре, не оправдал радужных надежд съемочной команды на успех у зрителей. Как бы там ни было, тема картины – старый Голливуд – несомненно, заслужит благосклонность киноакадемии.
«Пятеро одной крови» / Da 5 Bloods
Вьетнамская война глазами афроамериканских солдат – очередной шедевр Спайка Ли, заслуженного мастера распутывать клубки межрасовых отношений в США. Ли чередует военную хронику с кадрами гарлемских трущоб, демонстрирует бедность, от которой страдали чернокожие в те годы, и цитирует Мухаммеда Али и Мартина Лютера Кинга-младшего, осуждавших войну во Вьетнаме. Хотя премьера фильма состоялась еще в июне 2020-го, а значит, с момента его выхода до церемонии вручения премии «Оскар» пройдет почти год, теперь, когда Америку захлестнула волна протестов BLM, а расовый вопрос, как обычно, вернулся на повестку дня в сезон выборов, посыл «Пятерых...» стал только злободневней.
«Суд над чикагской семеркой» / The Trial of the Chicago 7
«Суд над чикагской семеркой» – это написанное и снятое Аароном Соркиным исследование печально известных событий 1968 года, когда протесты против войны во Вьетнаме, приуроченные к Национальному съезду Демократической партии, закончились судом, и группе протестующих было предъявлено обвинение в подстрекательстве к беспорядкам. В до абсурда звездный актерский состав вошли Саша Барон Коэн, Джозеф Гордон-Левитт, Майкл Китон, Джереми Стронг, Эдди Редмэйн и Марк Райлэнс – и многие из них вправе претендовать на заветную статуэтку за лучшую роль второго плана. Главным претендентом, по всей видимости, стоит назвать Сашу Барона Коэна, который в этом году не только снялся в сиквеле «Бората», но и заслужил похвалы критиков двумя глубоко политическими ролями. Фильм, переехавший на «Нетфликс» по вине пандемии, надеялся стать политической гранатой, которой надлежало взорвать Америку накануне выборов. Однако круто замешанные драмы больше не гарантируют фавора киноакадемии, и, учитывая, что американская политика стремительно становится диковиннее вымысла, «Суд» уже сейчас может показаться устаревшим.
«Иуда и черный мессия» / Judas and the Black Messiah
Дэниел Калуя воссоединяется с бывшим партнером по «Прочь» и звездой «Атланты» Лакитом Стэнфилдом в наэлектризованной истории общественного деятеля и председателя Иллинойсского отделения «Черных пантер» Фреда Хэмптона и внедрившегося в организацию информатора Уильяма О’Нила. Спродюсировал фильм режиссер «Черной пантеры» и «Крида» Райан Куглер, и, судя по трейлеру, мы увидим восхождение Хэмптона к власти в партии, предательство О’Нила и убийство Хэмптона руками ФБР и чикагской полиции. Сейчас, когда по миру прокатились исторические протесты BLM, спровоцированные убийством Джона Флойда, «Иуда и черный мессия» выглядит как наболевший этюд об активизме и может принести Дэниелу Калуе, так и не получившему «Оскар» за выдающуюся роль в хите «Прочь», долгожданное признание.