«Неприятности не вечны»: как спецэпизод сериала «Эйфория» поможет дожить до 2021 года
Как ни удивительно, но в случае спецэпизода «Эйфории», который вышел за пару недель до католического Рождества, вовсе не обязательно припоминать, чем там закончился первый сезон одного из самых значимых сериалов 2019 года. Более того, его могут посмотреть даже те, кто вообще не в курсе истории Ру и Джулс — обо всем можно догадаться по контексту (поэтому, видимо, в начале нет типичной для ТВ нарезки из прошлых эпизодов, которая помогает вспомнить, что там было в предыдущих сериях). И вообще часовая серия под символичным названием «Неприятности не навсегда» может легко восприниматься как полноценный среднеметражный фильм (редкий нынче хронометраж), самодостаточный, замкнутый и самобытный.
Впрочем, начнем все же с телевизионного контекста. Такие серии называют в телевизионной терминологии бутылочными эпизодами. Любопытна этимология этого понятия: в 1960-х годах один из шоураннеров того времени Лесли Стивенс так остроумно назвал подобные эпизоды потому, что в случае такого дешевого и быстрого продакшена «серия словно сама вылетает из бутылки, как джинн». Хотя Merriam Webster, первый из всех словарей приведший этот термин, указывает иное происхождение данного словосочетания: сопродюсер современной реинкарнации сериала «Звездный путь» Роберт Х. Джастмен, описывая те эпизоды, где действие происходит не на новой планете, исследуемой экипажем, а не выходит за пределы корабля, сказал, что таким образом сценаристы «закупоривают сюжет».
Спецсерия «Эйфории» удовлетворяет обоим авторским определениям (а кроме того, крайне концептуально продолжает сюжет первого сезона — но об этом позже). Действие здесь заперто всего в трех локациях: в спальне Ру и Джулс (благодаря этому авторы смогли оголить героиню Хантер Шаффер без лишней сексуализации, в бытовой обстановке), в дайнере и в автомобиле. Почти весь эпизод состоит из диалога персонажа Зендеи и Али (Колман Доминго), ее друга по сообществу анонимных наркоманов. Героев искусственно запирают в камерной обстановке — очевидно, потому, что так межсезонный эпизод было снять куда проще, чем городить много действия. С другой стороны, именно там они раскрываются по полной, поневоле выходят из своих коконов наружу и расправляют крылья.
Вообще промежуток между прошлым и будущим (как мы знаем из песни, написанной для фильма «Земля Санникова», именно он называется жизнь) зачастую оказывается куда интереснее, чем само прошлое и будущее. Этот «просак» часто забывают исследовать, скажем, в байопиках. Из российских режиссеров в междувременье умеет пребывать разве что Алексей Учитель, за что его часто попрекают (см. «Дневник его жены», «Космос как предчувствие», «Матильда», «Цой»). Возможно, некоторые обвинят «Неприятности не навсегда» в излишней бессодержательности — сплошная болтология, один случай frontal nudity для галочки и невнятная якобы лиричная концовка. Злодеи-создатели сняли допматериалы для несуществующих ныне DVD и выдают это за откровение. Но имеющий глаза да увидит, что за Ру, бесконечно надломленной, смятенной, живущей между грандиозными изменениями, которые произошли с ней ранее и которые для нее сейчас готовят авторы во втором сезоне, как раз любопытнее всего понаблюдать, пока она словно зависла в воздухе, взятая за шкирку, и в максимальном приближении, которое дарит нам камерное место действия. Мы словно сидим с двумя героями за столом в дайнере, вслушиваемся в каждую фразу, вглядываемся в тонкие движения их лиц.
Итак, взглянем на этот зпизод в отрыве от глобального сюжета (благо серия никак не дополняет то, что произошло в первом сезоне). Некая Ру, явная наркоманка в завязке, сожительствует с транссексуальной девушкой по имени Джулс, у них все вроде хорошо, но в комнате разлит саспенс — что-то все-таки не так. Протагонистка встречается поздней ночью со своим «спонсором» Али (Колман Доминго) — так в «Анонимных наркоманах» называют добровольного помощника и покровителя, который помогает новобранцу в трудные периоды борьбы со своей подавляемой зависимостью. Следует сложный разговор о том, как жить дальше, что происходит в мире, не дающий ответов на вопросы, но все же в этом проникновенном диалоге случается чудо взаимопонимания.
Тяжело, но необходимо сравнить эту серию с величайшим эпизодом сериала Луи Си Кея «Хорас и Пит», третьим, который начинается с нескончаемого, но гипнотизирующего монолога бывшей жены протагониста, а продолжается ее диалогом с самим главным героем — по эмоциональной мощи это было сравнимо с ударом в лицо, замедленным при этом до сорока минут. Тяжело, потому что «Эйфория» зарекомендовала себя как сериал исключительно зумерский — в плане соблюдения нового этического кодекса, со всем непоказным diversity и откровенностью в размышлениях о природе юношеской зависимости и современной любви, — а вот во всем творчестве Си Кея после его разоблачения как харассера и властного абьюзера-онаниста все сегодня ищут грязную пропаганду. Сравнение такое использовать опасно — как бы не кенсельнуться.
Но все же любопытно, что если в аскетичном театрализованном многосерийном фильме Луи тот эпизод был предельно замкнутым в себе, словно персонажей поместили в ярко освещенный софитами террариум, то «Неприятности не вечны» воспринимаются как глоток свежайшего воздуха. Утренняя элегия в светлых солнечных тонах, ночная драма, расцвеченная неоном, — «Эйфория» была и остается самым визуально экспрессивным сериалом современности. Кроме того, центральный диалог постоянно разбавляется мелкими, но важными инцидентами: разговором Али по телефону на парковке перед рестораном, встречей с официанткой-резонеркой, наконец, поездкой домой на машине. Потерянное лицо Зендеи медленно масштабируется под закадровую «Аве Мария» — поразительно высокодуховная концовка.
Важнейшим в понимании намерений шоураннера «Эйфории» Сэма Левинсона, который решился выпустить в праздничный период сразу две серии своего категорически депрессивного сериала, является, конечно, диалог Ру и Али. Бьющая наотмашь искренность зарифмована в этой сцене с неловкой скрытностью Ру — очевидно, она не до конца завязала со своей зависимостью, раз прячет где-то у себя в комнате заветные таблетки. Даже более того, она, очевидно, под кайфом, хотя пытается доказать собеседнику, что это не так. Неизбежная безысходность разлита над столом, над остывшими панкейками. Но и трезвость Али, сомневающегося мусульманина, не дает ему возможности почувствовать себя уверенно в этом безумном мире. Горько-сладкая режиссерская интонация помогает нам понять всю лицемерность новой искренности: как бы мы ни хотели раскрыться для всех по максимуму, мы неизбежно будем еще сильнее скрывать нашу темную сторону.
Наконец, любое произведение, вышедшее в этом темном декабре, приобретает новые контексты и подтексты. Неслучайно один спецэпизод «Эйфории» выходит перед Новым годом, а второй, который будет посвящен Джулс и в котором, по слухам, упомянут и коронавирус, — 25 января. «Неприятности не вечны» — это пожелание нам всем, может, и не сидящим на психотропных медикаментах, но все же обеспокоенным не меньше, чем Ру. Эта яркая серия дарит надежду, но еще и намекает, что выйти из глобальной депрессии будет непросто — всем нам в 2021-м пригодится разговор с понимающим другом и наставником, который поможет нам оправиться от жуткого морока воспоминаний о тяжелейшем периоде в жизни всего мира.