«Блокбастер» со скандалом: о чем новый фильм Романа Волобуева

На «Кинотавре» показали второй фильм Романа Волобуева – кинокритика, ставшего режиссером. Премьера получилась громкой: автор со сцены заявил, что убирает свое имя из титров из-за разногласий с продюсерами.
«Блокбастер» со скандалом: о чем новый фильм Романа Волобуева
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Писать рецензии на фильмы Романа Волобуева, по-хорошему, должны не критики, а режиссеры: уж им-то есть, что ему сказать. У первых все равно ничего не выйдет. Хвалишь – значит, прибавил к увиденному на экране все, что когда-то любил читать у критика №1. Ругаешь – значит, выдаешь собственные страхи (каждый второй хочет стать если не режиссером, то сценаристом) или, что еще хуже, зависть. Писать об условном Финчере (Волобуев на пресс-конференции подчеркнул, что считает «Блокбастер» собственным «Чужим-3») гораздо легче – ты заранее знаешь, что никогда не дотянешься до тех же звезд. С Волобуевым все иначе: это критик, который смог сломать четвертую стену и оказаться внутри кино; его историю невозможно не примерять на себя. «Мои амбиции, очевидно, больше моего таланта», – говорит он на пресс-конференции в Сочи. А как тогда быть другим?

Так или иначе, благодаря «Блокбастеру» основной конкурс 28-го «Кинотавра» открылся скандалом. «То, что вы увидите – продюсерская, а не режиссерская сборка картины, поэтому сразу после фестиваля я уберу свое имя из титров», – сообщил со сцены Волобуев. Сразу после него микрофон взял Илья Стюарт – продюсер не только «Блокбастера», но и волобуевского дебюта «Холодный фронт», знаменитого «Ученика» Серебренникова и приехавших на «Кинотавр» комедийных – и многообещающих – «Мифов». Он просто пожелал всем приятного просмотра.

Таким он и вышел. Мелодия из «В мире животных», которой открывается фильм, сразу сообщает интенцию авторов: зрителя ждет познавательная и смешная экскурсия по московским джунглям. Похожим образом аудиторию своего режиссерского дебюта предупреждала актриса из «Ангела-А» Ри Расмуссен, которую Волобуев, кажется, не может не любить: ее фильм назывался «Человеческий зооопарк». И, пожалуй, Волобуев сегодня ближе всех к тому, чтобы называться русским Люком Бессоном: он единственный из молодых режиссеров, кто умеет любоваться женщинами в кадре без male gaze и не боится без банальностей признаваться им в любви. «Сегодня каждый уважающий себя мужчина должен быть феминистом», – говорит он на пресс-конференции. Кому-то может показаться, что Волобуев делает это на случай, если еще не все симпатии на его стороне. Но только не тем, кто видел фильм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит только посмотреть на главных героинь. Одна из них – мечтавшая стать боксером девочка из глубинки (Светлана Устинова), которая переехала в Москву и вроде бы добилась своего. Но на самом деле вынуждена работать на телевидении, терпеть домогательства соведущего (Михаил Ефремов), что-то делать с изменами бойфренда и избегать встреч с шаурмой после шести вечера. А вторая – наивная и немного вульгарная бухгалтер из города Электроугли (Анна Чиповская), изящно сочетающая простоту с воровством: приключения начинаются с того, что она грабит центр выдачи микрокредитов. Волею случая героини оказываются в одной машине и пускаются в удивительное путешествие – по маршруту то ли «Достучаться до небес», то ли «Беги без оглядки», то ли «Настоящей любви», то ли «Тельмы и Луизы», но с поправкой на состояние российских дорог. По следам героинь идет карикатурный бандит, изъясняющийся на латыни, – кажется, будто это завуалированнный «привет» первому «Брату». И зловещий маньяк в очках, словно выписанный из «Старикам здесь не место». И парочка бывших ухажеров. И единственный на весь фильм приличный мужчина – провинциальный следователь (Евгений Цыганов), сопровождающий дорожное приключение закадровыми комментариями типа: «Ну а куда ей бежать? Ночь. Мрак. Россия».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После фильма Волобуев отказался давать интервью вообще всем журналистам, хотя сложно представить издание, которое не предоставило бы ему трибуну. Возможно, так автору хотелось избежать непотизма и заставить всех судить его фильм непредвзято. Впрочем, в самом фильме накопленный социальный капитал он транжирит, как в казино: в кадре появляются Светлана Ходченкова («на сорок секунд» – сообщают игривые титры), Юлия Снигирь, Мария Шалаева и многие другие звезды. Каждая так или иначе получает от автора букет: «Блокбастер» – фильм о женщинах, перестающих играть по правилам, написанным мужчинами. Все эти женщины, правда, невероятно красивы, отчего возникает вопрос: а можно ли не играть по правилам тем, кому повезло меньше?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Продюсерская» версия отличается от «режиссерской» на 12 минут. Авторскую редакцию с большой вероятностью никто и никогда не увидит: в ней нет спецэффектов и озвучки, и сам Волобуев еще не решил, насколько ее сокращать. Именно поэтому скандал на сцене показался многим пиар-ходом: на продюсера была переложена вся ответственность, а вот исправил Илья Стюарт чужой фильм или погубил – вопрос, который останется без ответа. Стань «Блокбастер» на 12 минут длиннее, в нем бы, вероятно, удалось проговорить важные для режиссера вещи. И сгустить атмосферу сказочного пространства, включающего в себя не только Москву (снимать ее красиво и с любовью умеют многие), но и страну вокруг нее. Но едва ли в расширенном фильме изменился бы характер шуток – просто их стало бы больше. А эти шутки работают не всегда. «Блокбастер» похож на выступление стендапера, в котором рискованные остроты для своих чередуются с надежными гэгами и для всех и сразу. А между ними на пол со звоном падают неловкие паузы, во время которых от зрителя с пытливым взглядом чего-то ждут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это фильм-путешествие, и ему досталась размытая и ухабистая дорога, но на «Кинотавре» он добрался до цели. Зрители заливались смехом, аплодировали остроумным наблюдениям об их собственном мире животных и искренне радовались успеху не всем знакомых, но всем каким-то образом близких режиссера и актрис. Фильм задал фестивалю правильный вектор. Те, кто вовлечен в кинопроизводство, заговорили о диалектике режиссерского и продюсерского подходов. А те, кто смотрит на кинопроцесс со стороны, лишний раз убедились, как важно дерзать. И все сошлись на мысли, что здорово быть молодыми.

Как эту же историю услышат за пределами тусовки, в далеких и маленьких городах – один из самых интересных и важных вопросов этого года. Кинокомпания «Вольга» отвечает на него с оптимизмом: директор по закупкам Сергей Некрасов на пресс-конференции заявил, что число копий фильма после реакции «Кинотавра» вырастет.

Все ли, что случается в Сочи, остается в Сочи, российский зритель узнает 13 июля.