Хэллоуин дома: 5 отличных хорроров, вышедших в 2020 году
«Спутник» (Россия)
Отечественный ответ Ридли Скотту и его ксеноморфу. 1983 год, два советских космонавта поют «Миллион алых роз», играют с летающей по кабинке матрешкой и готовятся к возвращению домой. Что-то идет не так: вид из иллюминатора загромождает какая-то тень, корабль совершает экстренную посадку на Землю, один член экипажа выживает, другому везет меньше.
Улетали в космос вдвоем, вернулись с пассажиром: в брюшной полости космонавта Вешнякова находят свернувшегося калачиком паразита (это не спойлер, дайте фильму 15 минут), который выбирается наружу только по ночам и с каждой такой экспедицией становится все опаснее. Без инопланетянина показатели здоровья Вешнякова резко падают, с ним — приходят в норму. По очень понятным причинам этих двоих держат в стеклянной камере под присмотром военных и врачей. Впрочем, справляются доктора так себе, поэтому играющий полковника КГБ Федор Бондарчук посылает за экспериментальным нейрофизиологом Татьяной — чтобы решить, как изъять это чудо-юдо и что с ним делать дальше.
Русский хоррор, как известно, животное редкое, хороший русский хоррор — почти вымерший вид. «Спутник» Егора Абраменко как раз из таких: крепко сбитый, в меру страшный, в меру кровавый, за спецэффекты в кои-то веки не стыдно, инопланетянин — премилый, конечности отрывает не хуже Чужого. Другие темы фильма: не верьте полковникам КГБ, не верьте врачам, не верьте космонавтам, не верьте СССР. Паразита жалко — лучше бы он приземлился в США.
«Амулет» (Великобритания)
Томаш сидит с автоматом в кабинке у шлагбаума в глухом лесу, где-то в ста километрах от него по-прустовски медленно разворачивается война. Через пару лет он живет в лондонском приюте для беженцев, чтобы никому не навредить, перед сном сам себе завязывает руки — на репите снится все то же, что в первом предложении. Жизнь меняется довольно быстро: Томаша находит добрая монахиня и отводит в дом красавицы Магды — живи и ешь сколько хочешь, взамен ремонтируй потолок, не заглядывай на чердак. Там живет Магдина столетняя мама, истошно рычит и подглядывает за новоприбывшим через дыры в стенах.
В случае с «Амулетом» Ромолы Гарай (это ее дебют) не боишься перебарщивать с бронзой: самый искусный и жуткий фильм года, не иначе. Обо всем, что будет происходить в картине дальше, можно говорить только сложным языком гностиков и прочих мистиков: в «Амулете» живет какая-то нездешняя, существующая без оглядки на все остальные хорроры мифология — мужчина-мать, бог-андрогин из индийских мифов, демон-моллюск. Если прибегать к аналогиям, то это как если бы Уильям Берроуз и психотропный пантеон его романов пришли в гости к «Психо» Хичкока; дальше лучше держать язык за зубами, чтобы не испортить сюрприз. P.S. не смотрите на рейтинг фильма на IMDb.
«Вивариум» (Ирландия)
Джемма и Том — учительница и завхоз, две небольшие, но приличные зарплаты — подумывают переехать в пригород. Прилизанный на манер гитлерюгенд, инопланетной внешности агент по недвижимости Мартин предлагает последовать за ним: только что построенная субурбия, несколько сотен идентичных, как в игре «Монополия», домиков.
Когда пара входит в дом, Мартин исчезает, а пригород превращается в лабиринт — куда ни свернешь, дорога приводит в то же место. Каждое утро под их порог подбрасывают коробку с безвкусным провиантом, через пару дней — картонку с младенцем и запиской «Вырастите — отпустим». Малыш растет не по дням, а по часам, похож на Мартина, пишет на языке Ктулху и вообще напоминает рептилоида.
Когда в марте сидеть дома не было никаких душевных сил из-за сами знаете чего, вышедший онлайн «Вивариум» Лоркана Финнегана обрел дополнительное измерение: Джемма и Том, как и мы, сидели взаперти, только вместо коронавируса им досаждал хоррорнутый мальчик. Как никто, понимаем, сопереживаем, поддерживаем.
«Сторожка» (Канада, США)
Если проигнорировать осатаневшего мальчика из «Омена» и обратиться к большой литературе, то самыми известными демонизированными детьми были набоковская Лолита и кровожадный Луи из романа «Желтые глаза» Жака Шессе. Всегда работающие вдвоем австрийцы Северин Фиала и Вероника Франц (отличный дебют «Спокойной ночи, мамочка»), конечно, куда ближе к литературной традиции: их мальчишки и девчонки не одержимы дьяволом, не шепчутся в уголке с Вельзевулом, а представляют собой ту самую банальность зла на минималках — впрочем, и этого достаточно, чтобы закошмарить своих родителей.
Сюжет такой: Ричард представляет своим детям Мие и Эйдану их будущую мачеху Грейс. Исключительная история знакомства: некогда Грейс принадлежала к деструктивному христианскому культу, была избрана заснять массовый суицид паствы на камеру, об истории прознал журналист Ричард и написал большое расследование — так и познакомились. С этим идущим на поправку человеком отец семейства и предлагает детям провести пару дней в загородном доме в канадской тундре, где никого больше нет. Здесь осторожно намекнем, что, держа в уме первый и второй абзац, решительно непонятно, кто кого доведет первым.
«Кто не спрятался» (США)
Во время войны во Вьетнаме схваченные вьетконговцы признавались, что натянутые между деревьями лески с гранатами, вырытые ямы с кольями и прочие ловушки заготавливают не столько для уничтожения, сколько для демонстрации знания леса, запугивания американцев тем, что, мол, мы знаем территорию, а вы нет. В этом смысле арендованный чужой дом — что-то очень похожее на вьетнамские джунгли, и вместе с тем — неприевшийся, еще не изученный троп для хоррора.
Режиссер-дебютант Дэйв Франко (тот самый, брат Джеймса) это понимает и выстраивает на этом простом приеме весь каркас сюжета. Итак, чтобы отпраздновать запуск стартапа, две молодые пары арендуют домик у скал. Сначала пропадает привезенный с собой пес, позже находятся потайные ходы и спрятанная в душевой кабинке микроскопическая камера, потом — и вовсе человек с чем-то тупым и тяжелым в руках. Схема дальнейшего выживания, опять же, как во Вьетнаме: кто-то знает джунгли, а кто-то нет.