Умер Эд Бенгат — легендарный дизайнер и автор начертания логотипа Правила жизни (и не только). Рассказываем его историю
Умер Эд Бенгат — легендарный дизайнер и автор начертания логотипа Правила жизни (и не только).Рассказываем его историю
15 октября на 93-м году жизни скончался американский дизайнер Эд Бенгат. Он автор начертания логотипа Правила жизни, логотипов Playboy, The New York Times и многих других изданий, сотрудничал с большими брендами от Tiffany до Estée Lauder и Ford, а еще создал знаменитый шрифт ITC Benguiat, который использовался в оформлении обложек культовых романов Стивена Кинга и на заставке сериала «Очень странные дела». Рассказываем, как джазовый перкуссионист из нью-йоркского Бруклина стал одним из самых востребованных графических дизайнеров.
Ранняя биография
Эд Бенгат родился 27 октября 1927 года в Бруклине. Его отец был художником, оформлявшим витрины престижного магазина Bloomingdale’s, так что юный Эдвард с раннего детства имел в распоряжении различные канцелярские предметы и наборы для рисования, а также имел представление о том, как создаются вывески, открытки и рекламные буклеты.
Никакого специального художественного образования Бенгат не получал и окончил обычную школу. Началась Вторая мировая война, но Бенгат был еще слишком юн, чтобы служить в армии. Поэтому он пошел на хитрость — подделал свидетельство о рождении и поступил на военную службу. После службы в авиакорпусе он вернулся в Нью-Йорк и погрузился с головой в свою главную страсть — музыку. Эд был перкуссионистом и играл под псевдонимом Эдди Бенарт в джаз-бэндах знаменитых музыкантов того времени — Стэна Китона и Вуди Германа, а также регулярно выступал с концертами на 52-й улице Манхэттена, центра уличной и музыкальной жизни Нью-Йорка в 40–50-е годы прошлого столетия. Выступал довольно успешно — так, что журнал Metronome magazine поместил его на третью строчку лучших джазовых барабанщиков.
Alamy/Legion Media
Но Бенгат довольно быстро понял, что, будучи участником джаз-бэнда, не прокормит свою семью. «Однажды я посетил союз музыкантов, чтобы внести взносы, и увидел всех этих стариков, которые играют на бар-мицвах и греческих свадьбах. Я понял, что такая судьба ждет и меня, поэтому я решил стать иллюстратором».
Воспользовавшись законом G.I. Bill, дававшим льготы для вернувшихся с фронтов участников Второй мировой войны, Бенгат пошел учиться в школу рекламного искусства. С рисованием в классическом понимании у него не ладилось, поэтому он сосредоточился в большей степени на верстке, дизайне, типографике и каллиграфии, став учеником каллиграфа Пола Стандарта.
Карьеру в мире дизайна Бенгат начал с работы ретушера декольте в журнале о кино — в то время в киноиндустрии действовал Кодекс Хейса, боровшийся с непристойностью в фильмах, в частности с демонстрацией «сладострастных частей» человеческого тела. Впоследствии Бенгат работал дизайнером и арт-директором в ряде крупных и малых издательств, студий и рекламных агентств.
В 1960-е он познакомился и начал сотрудничать с одним из пионеров фотонабора и создателем упрощенной английской орфографии Эдвардом Рондталером — он работал директором типографии и дизайна в основанном Рондталером типографском доме Photo-Lettering, где печатались многие известные журналы.
Бенгат сыграл важную роль в работе The International Typeface Corporation (ITC), первой независимой компании по лицензированию шрифтовых дизайнов, созданной Рондталером, Аароном Бернсом и еще одним пионером в области типографики Хербом Любалиным. Одной из первых работ Бенгата в ITC был редизайн шрифта Souvenir, созданного в 1914 году Моррисом Фуллером Бентоном. Бенгат добавил версии ITC Souvenir дополнительный объем и курсив, и в итоге новый шрифт стал популярнее оригинала и бестселлером ITC (который дизайнеры либо ненавидят, либо обожают).
Бенгат плотно работал с Любалиным над шрифтами Tiffany, Benguiat, Benguiat Gothic, Korinna, Panache, Barcelona, Avant Garde Condensed и сотен других.
Логотипы и сотрудничество с брендами
«Что такое графический дизайн? Это когда ты ставишь элементы в нужном порядке, чтобы они были приятны глазу», — говорил Бенгат. Дизайнер не был сторонником изменений ради изменений, поэтому когда его попросили переделать логотип самой важной американской газеты The New York Times, он отказался менять его полностью. «Если мы его полностью изменим, никто его не узнает», — ответил Бенгат и лишь обновил старый логотип, который, по его мнению, был и без того хорош (например, Бенгат убрал точку в конце логотипа, оптимизировал межбуквенный интервал и утончил некоторые буквы).
В 1950-е годы Бенгат работал одним из руководителей арт-отдела Правила жизни и переработал логотип журнала, который можно увидеть на шапках издания и по сей день.
К Бенгату часто обращались за логотипами, которые удавались ему очень хорошо. Так, именно он создал логотип автомобильного бренда Ford, приближенный к тому, который мы видим на машинах этой марки сейчас, — аккуратно написанное слово в синем овале. Как и в случае с логотипом The New York Times, Бенгат не стал создавать совсем новый вариант, а вместо этого отредактировал и привел в порядок старый. Помимо доработанного овала Эд доработал начертание букв: созданный в рамках этой работы шрифт он назвал Johnnie — в честь своего сына Джонатана.
В 1974 году Бенгат создал еще один легендарный логотип — начертание названия известного американского ювелирного бренда Tiffany & Co., который стал визитной карточкой марки наряду с фирменным оттенком голубого Tiffany Blue. Строго говоря, Эд создал не столько сам логотип, сколько кастомизированный шрифт ITC Tiffany.
Помимо этого Бенгат работал над логотипами косметического гиганта Estée Lauder, крупнейшей в мире телекоммуникационной компании и одного из крупнейших медиаконгломератов AT&T, брендов компании Coca-Cola и многих других.
ITC Benguiat
«Мой любимый шрифт — тот, который почему-то никто не использует и не любит; он называется Panache: очень обычный, без засечек, с толстым и тонким начертанием. А меньше всего я люблю Comic Sans — совершенно уродливый и неудобный шрифт, используемый в Snoopy, который, кажется, как раз всем очень нравится», — говорил Бенгат, и его, думаем, поймут многие дизайнеры.
На протяжении своей карьеры Эд создал около 600 шрифтов — более или менее лаконичных, более или менее популярных или коммерческих. Часть из них были выпущены на CD-диске Ed Benguiat Font Collection. Но если бы нужно было выбрать один, который останется в веках, то им бы, безусловно, стал ITC Benguiat.
Шрифт, который после серии книг Choose Your Own Adventure у многих ассоциируется со Стивеном Кингом (и который действительно по сей день часто используют для оформления обложек «короля ужасов»), однако же, был любим и многими другими. Не будет преувеличением сказать, что ITC Benguiat был главным шрифтом 1980-х. Его использовала, например, группа The Smiths для обложки альбома Strangeways, here we come’ в 1987 году. Его же использовали для начертания оригинальных названий нескольких фильмов франшизы «Звездный путь» (Star Trek, Star Trek Generations и Star Trek: First Contact).
Параллельно Бенгат успевал создавать оригинальный дизайн названий голливудских кинокартин. Он создал ставший легендарным дизайн названия франшизы «Планета обезьян» (выходит с 1968 года), а также ленты «Джеки Браун» 1997 года, номинированной на «Оскар» и «Золотой глобус».
Stranger Things / кино
Все тот же шрифт ITC Benguiat вы видите на заставке популярного сериала Netflix «Очень странные дела». Визуальное оформление и вообще картинка в этом сериале стали не последней причиной его популярности (подробнее о таинственной вселенной гипертрофированных 1980-х из «Очень странных дел» мы рассказывали тут).
Использованный для начертания Stranger Things шрифт ITC Benguiat был создан Бенгатом в 1977 году и выпущен компанией International Typeface Corporation (ITC). Оригинальная версия содержала в себе множество нестандартных лигатур и альтернативные формы для некоторых букв, сейчас же в это семейство шрифтов входят три начертания по два варианта ширины каждый с дополнительным курсивом.
«Одним из источников нашего вдохновения стал шрифт ITC Benguiat и дизайн обложек книг Стивена Кинга. Мы отправили 12 разных ретро-обложек компании Imaginary Forces, которая разрабатывала логотип сериала, — мы хотели, чтобы они были в стиле этих книг. Когда мы были детьми, мы очень любили Кинга. Поэтому мы хотели, чтобы сериал вызывал чувство трепета, таинственности и мистики каждый раз, когда вы включаете новую серию», — рассказывают Vulture братья Мэтт и Росс Дафферы, создатели сериала. Со своей стороны, в Imaginary Forces прокомментировали финальный дизайн так: «Начертание названия Stranger Things задает тон всему сериалу. Оно наполняет вас чувством беспокойства, музыка вторит анимации шрифта, следуя следом за скользящими буквами».
Сам же создатель легендарного ITC Benguiat прокомментировал заставку «Очень странных дел» так: «Надпись мерцает, движется вперед и назад — это очень хорошо. На это комфортно и приятно смотреть. И в то же время это выглядит захватывающе. Довольно уместное решение, если можно так выразиться. Вообще ощущение от визуального оформления названия можно сравнить с ощущением от еды: если что-то вкусно или хорошо пахнет, вам трудно объяснить, почему именно».
Alamy/Legion Media
В 1990 году Бенгат получил золотую медаль нью-йоркского Type Directors Club и престижную премию Фредрика В. Гуди. Тогда же, в девяностых, он занялся преподаванием и стал профессором Школы визуальных искусств в Нью-Йорке, где в 1995 году ему присудили титул «Преподаватель года». «Многие думают, что если у них есть Mac, то они могут нарисовать любой логотип или создать шрифт. Но сначала вы должны научиться рисовать. Компьютер за тебя этого не сделает», — говорил дизайнер.
Эд Бенгат был одним из самых известных графических дизайнеров в истории. В 2000 году он был включен в зал славы Art Directors Hall of Fame.