«Энола Холмс» с Милли Бобби Браун — приключенческий детектив о сестре Шерлока Холмса. Рецензия

На стриминговом сервисе Netflix вышел фильм «Энола Холмс» — феминистская версия холмсианы, где великий сыщик отходит на второй план, а главной героиней становится его гениальная младшая сестра. Рассказываем, что из этого получилось.
Теги:
«Энола Холмс» с Милли Бобби Браун — приключенческий детектив о сестре Шерлока Холмса. Рецензия
Alex Bailey/ Netflix

Юная Энола (звезда «Очень странных дел» Милли Бобби Браун) растет в уединенном поместье Холмсов под присмотром эксцентричной матери Юдории (Хелена Бонэм-Картер). Если прочитать имя девочки наоборот, получится alone, что в ее случае означает даже не «одинокая», а скорее «самостоятельная». Отца Энола не помнит, старшие братья Майкрофт и Шерлок давно перебрались в Лондон, и в отсутствие мужчин мать и дочь предоставлены сами себе. К своим 16 годам Энола прочитала все книги в домашней библиотеке и научилась от матери маскировке, стрельбе из лука, борьбе джиу-джитсу и основам естественных наук, включая химию. Юдория не держит слуг, за исключением кухарки, и все свое время уделяет воспитанию дочери. Но однажды эта идиллия заканчивается: Юдория бесследно исчезает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тут-то для Энолы и настает момент заново познакомиться с прибывшими из Лондона братьями. Педантичный Майкрофт (Сэм Клафлин) приходит в ужас от ее манер — смышленая девочка выросла настоящим сорванцом, понятия не имеет, как носить корсет, делать книксен и держать себя в приличном обществе. Шерлок (Генри Кавилл) относится к таким вещам куда снисходительнее. Но опекуном сестры является не он, а Майкрофт, так что вольной жизни Энолы приходит конец. Майкрофт хочет поместить ее в пансион благородных девиц под надзор миссис Харрисон (Фиона Шоу с поджатыми губами великолепно изображает здесь чопорную английскую леди старой закалки). Тогда предприимчивая и отважная Энола сбегает из дома, переодевшись в мужской костюм, и пускается на поиски матери.

Правопреемники Артура Конан-Дойла еще до выхода фильма подали в суд на его создателей за искажение образа великого сыщика. Ответчиком в данном случае является и придумавшая Энолу американская писательница Нэнси Спрингер, работающая в жанрах sci-fi и young adult. Ее детективный цикл «Загадки Энолы Холмс» выходит с 2006 года и насчитывает уже шесть романов, но наследники писателя озаботились нарушением авторских прав только в преддверии выхода фильма. «Феминистская версия» историй о Шерлоке Холмсе далеко не новость — достаточно вспомнить популярный сериал «Элементарно» (2012–2015), в котором доктор Ватсон превратился в женщину в исполнении Люси Лью. Предположение о том, что Ватсон на самом деле был женщиной по имени Ирэн, в свое время высказал еще автор романов про Ниро Вульфа, популярный американский детективщик Рекс Стаут. В своем шуточном эссе он утверждал, что гениальный сыщик и его компаньон похожи на семейную пару, давно живущую вместе, но Ирэн по каким-то причинам шифруется и берет мужской псевдоним — намеки на это в изобилии присутствуют в оригинальных текстах Конан-Дойла. Существует также забавная вольная экранизация холмсианы «Мой нежно любимый детектив» о приключениях подруг Шерли Холмс и Джейн Ватсон, придуманная сатириками Григорием Гориным и Аркадием Хайтом и выпущенная в СССР в 1986 году, — кстати, музыку для фильма написал Владимир Дашкевич, автор популярного саундтрека к сериалу о Холмсе с Василием Ливановым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Netflix

Мысль о том, что детективную интригу женщина может распутать (и особенно запутать!) не хуже мужчины, тоже не является революционной. Сам сэр Артур Конан-Дойл сделал хитроумную Ирэн Адлер тем единственным противником, которому оказалось по силам переиграть Холмса. Способность женщин к дедукции и сочинению запутанных детективных историй и вовсе не подлежала никакому сомнению для Дойла. В конце концов, он был современником Агаты Кристи — кстати, в 1926 году в компании другой именитой писательницы детективных романов Дороти Сэйерс он принимал участие в поисках Агаты после ее таинственного исчезновения.

Итак, юная Энола Холмс, поставившая себе целью узнать причину таинственного исчезновения матери, обладает недюжинным умом и цепкостью настоящего сыщика и даже превосходит в сообразительности знаменитого старшего брата. Поначалу Шерлок (кстати, никакого Ватсона при нем нет и в помине) пытается выступать по отношению к ней в роли наставника, поучая девушку: «Ищи то, что есть, а не то, что хочешь найти, — только тогда ты узнаешь правду». Это парафраз знаменитого принципа Холмса: «Отбросьте все невозможное, а то, что останется, и будет истиной, какой бы странной она вам ни казалась». Шерлок снисходительно относится к способностям Энолы, пока не понимает, что она девчонка не промах и запросто может обставить его самого на его же поле — ему вполне хватает ума осознать эту истину, какой бы странной поначалу она ни казалась. А вот Майкрофт Холмс является в версии Нэнси Спрингер настоящим мизогином — ему нестерпима сама мысль о том, что женщина может выйти из тени, презрев свое подчиненное положение, и «испортить репутацию семьи». О собственной матери Юдории, женщине незаурядной и волевой, он отзывается с позиций мужского превосходства: «Она должна была лишь правильно воспитать Энолу и достойно постареть, а вместо этого пустилась в приключения!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Netflix

Опасные приключения ждут и сбежавшую от мужского контроля Энолу. В поезде на пути в Лондон она буквально спасает от смерти богатого наследника знатной фамилии виконта Тьюксбери (Луис Партридж) — подобно ей, мальчишка сбежал из дома, и по его следу семья отправила частного сыщика. Одна детективная история тут же накладывается в жизни Энолы на другую: поняв, что ее попутчик в опасности, отважная девушка решает ему помочь, и поначалу ею движут исключительно врожденная доброта и благородство — романтическая линия разовьется из этой истории потом! Девушка довольно быстро понимает, что идеальная в представлении Майкрофта женская участь — поиски жениха, замужество и покорность — не для нее. В жизни она должна сначала отыскать собственную дорогу. И лишь поняв, чем хочет заниматься в жизни она сама, а не окружающее ее общество, она сможет отдать свое сердце тому, кто этого достоин. Все эти немыслимые для викторианского канона установки юная эмансипе четко проговаривает с экрана, обращаясь непосредственно к зрителю. Этот прием был использован в сериале «Дрянь», большинство серий которого снял режиссер «Энолы» Гарри Брэдбир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Netflix

Несмотря на очевидный идейный посыл, направленный против гендерных стереотипов, фильм совершенно не похож на феминистскую агитку. Это немного детская, страшно милая и мастерски снятая история, в которой находится место боевым искусствам, кринолинам, политическим интригам в палате лордов и легкому подтруниванию над чопорной «доброй старой Англией». Слегка подкачала тут лишь детективная составляющая. Интригующие загадки в фильме аж две — это исчезновение Юдории и таинственные враги юного виконта. Но разгадывает их Энола в версии заслуженного британского сценариста Джека Торна («Отбросы», «Бесстыдники», «Это Англия») без ожидаемого от холмсианы блеска, полагаясь в основном на интуицию, а не на дедукцию — может, стоило пригласить в сценаристки женщину? Тем не менее звезда фильма Милли Бобби Браун, являющаяся также продюсером фильма, и режиссер Гарри Брэдбир планируют продолжить экранизировать цикл романов Спрингер про Энолу — возможно, в дальнейшем проект превратится в сериал.