Солдат Мулан: какой получилась новая экшен-версия диснеевского мультфильма о китайской девушке-воине

Фильм с возрастным ограничением 12+ из легкомысленной истории с песнями и танцами превратился в манифест girl power с масштабными батальными сценами и азиатскими боевыми искусствами (и, слава богу, без песен). Кинокритик Алиса Таёжная посмотрела «Мулан» и убедилась, что Голливуд активно осваивает фемповестку, но остается верным традиционным ценностям.
Солдат Мулан: какой получилась новая экшен-версия диснеевского мультфильма о китайской девушке-воине
Фотографии: Alamy/Legion Media

10 сентября в российский прокат выходит диснеевский фильм «Мулан» — история превращения китайской девочки из бедной семьи в доблестного воина императорской армии, интерпретация известного мультфильма 1990-х. Из-за пандемии релиз перенесли почти на полгода, «Мулан» — один из первых больших релизов индустрии и попытка вернуть в кинотеатры семьи и подростков, а также первый проект такого масштаба, который получает смешанный кинотеатрально-цифровой релиз (те, кто не собирается в кино, могут посмотреть фильм на платформе Disney+).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще до премьеры фильм вызвал массовую критику и призывы к бойкоту в Китае из-за того, что исполнительница главной роли Лю Ифэй высказалась в поддержку гонконгской полиции, которая разгоняет демонстрантов (в Гонконге несколько месяцев продолжаются протесты против закона о нацбезопасности и переноса выборов). Еще один повод для критики появился уже после выхода картины — первые зрители заметили в титрах благодарность властям китайской провинции Синьцзян, где в «лагерях перевоспитания» содержатся сотни тысяч уйгурских мусульман, подвергающихся гонениям и дискриминации.

Какой будет прокатная судьба фильма в Китае — вопрос открытый, а пока расскажем, каким получился фильм — без оглядки на политику.

Хорошие девочки отправляются в рай, а плохие — куда хотят

«Мулан» в своей ДНК — история дочерней непокорности: и здесь «Дисней» не переобувается и ничего не додумывает. В оригинальном сюжете старшая дочь из небогатой китайской семьи бросает вызов родителям и правилам деревни, где на войну отправляются исключительно мужчины. Мулан с детства проявляет ловкость, смекалку и активность, которая очень поощряется у мужчин, но настораживает в девушках. Строгая суховатая мать с самого начала придумала для старшей дочери матримониальный сценарий: покладистость младшей приносит ей куда больше спокойствия и уверенности в будущем. Любящий отец (один из немногих живых отцов в диснеевском мире) до поры до времени спускает все на тормозах, но и у него сдает терпение: в момент полового созревания и первого сватовства он ультимативно требует, чтобы Мулан принесла почет семье, как хорошая жена и послушная дочка. Родительские внушения о том, что послушание равно добродетели, заставляют Мулан чувствовать себя паршивой овцой дома и в родной деревне, где на нее, кажется, все повесили ярлык «брачный неликвид».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы быть открытой приключениям, Мулан, как большинство сказочных героинь, должна примерить «мужское платье» — обличье полноценного человека, в котором ее будут ценить за доблесть и ум, а не за соответствие требованиям «украшать коллектив». В сутолоке новой войны Мулан в отцовских доспехах сбегает на поле брани: ездить верхом, обращаться с копьем, носить тяжести и вести рукопашный бой она умеет и так — и ей нетрудно сойти за хрупкого юного новобранца.

В анимационной версии 1998 года Мулан поет о неподобающих женщинам мечтах увидеть мир и пережить приключения, оглушительно проваливает чаепитие со свахой и в компании нелепого дракона-выскочки добирается до императорской армии. В новой версии комичного дракона заменили на безмолвную покровительницу птицу Феникс, а от песен отказались совсем, добавив утилитарные диалоги — чтобы игрушечная история с плясками и чудесами превратилась в полновесный подростковый экшен.

За обновление «Мулан» отвечает режиссер Ники Каро — в ее послужном списке суперхит о женской заботе против милитаризма «Жена смотрителя зоопарка» и подростковая история приключений «Оседлавший кита». «Мулан» — своеобразный сплав того и другого. С одной стороны, антимилитаристская история, где женщины гасят конфликт и проявляют мудрость. С другой — роман взросления наперекор патриархальным правилам, где мальчикам-наследникам позволено то, что девочкам запрещено. Так что в своем режиссерском выборе Каро не кривит душой: женщины за многие годы работы интересовали ее куда больше мужчин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женская солидарность

Сайд-кик (side-kick) — второстепенный персонаж-помощник (как Коврик у Аладдина или Подсвечник с Часами в «Красавице и чудовище), гротескно-комедийное создание, которое отмачивает нелепые номера и вовремя приходит на помощь, — в новой версии "Мулан" не фигурирует. Вместо него — вторая сильная женская фигура, колдунья Сянь Лан (китайская суперзвезда Гун Ли), способная перевоплощаться в хищную птицу и вселяться в других людей, открывая кочевникам ворота дворцов и городов. Мужские персонажи в "Мулан" неинтересны в принципе (и это большая проблема современного "Диснея": усиливая женских персонажей, студия забывает про мужчин): император гордо расхаживает по дворцу, предводитель кочевников скалится, солдаты императорской армии отпускают типичные армейские шуточки. По обе стороны конфликта мужчины недооценивают женщин. Как Мулан приходится прятать свое женское тело в мужском обмундировании, так Сянь Лан вынуждена выслушивать от предводителя кочевников, что он подобрал ее на дороге и сделал человеком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При встрече колдуньи и Мулан раскрывается, что обе они — аутсайдерши, отвергнутые своими. За смелые мечты и сверхспособности ближний круг выплюнул их на обочину: сильную женщину со своими желаниями проще всего обвинить в колдовстве и подвергнуть остракизму, чем признать за ней свободу выбора. Участие Мулан в войне карается смертной казнью, как и колдовство Сянь Лан. Понимание и чуткость Мулан внезапно находит не в военной среде, а от загнанной женщины из противоположного лагеря, такой же рабы положения вещей. Союзница во вражеском крыле с такими же жизненными уроками — режиссерский выбор Ники Каро: в чем-то женщину может понять только другая более опытная женщина, а не нарисованный дракон.

Жизненный путь как поле боя

В традиционной культуре войны и мира за общение с внешним миром отвечают исключительно мужчины. Именно поэтому хромающий отец Мулан, ветеран прошлых войн, соглашается идти в армию снова — в его семье нет сыновей, и он не может выполнить требование императора отправить на войну сына от своей семьи. Потребности в новых солдатах в милитаристском государстве не иссякнут никогда: мужчин рожают, чтобы они умирали. Женщины не просто сидят у очага и заняты обедом и детьми — они физически не покидают пределов закрытых поселений-крепостей. Летающая по крышам Мулан плохо справляется с мощной жизненной энергией ци — именно это становится ее жизненной задачей. Укрощение ци дастся ей сложнее, чем кулинарные уроки мамы и сестры — женщин, которые привыкли довольствоваться малым: тем, что они видят перед глазами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несложный линейный сценарий «Мулан» развивает традиционную конфуцианскую философию о том, что каждому человеку даровано его предназначение, которое нельзя обмануть, а путь к успеху — почти никогда не удача, а быстрый ум, упорный труд и преодоление себя. Анимационная версия легкомысленно относилась к воспитанию тела: упражнениям и боевым навыкам Мулан (ее играет прыткая и одновременно спокойная как удав Лю Ифэй) уделено много внимания — получается очень прагматичный универсальный солдат. Мулан терпит, укрощает себя, учится рассчитывать силы, но делает это не в уединении, а в коллективном теле войны, всегда готовая к атаке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самодисциплина и поступательное движение наверх через работу над собой — когда ступеньки не перепрыгивают, а мучительно проходят одну за другой — почвенническое послание из любой народной поговорки, неважно, западной или восточной. Новое диснеевское кино о постепенности и сдержанности оказывается созвучно темпам пандемии и охватившему мир консерватизму с фокусом на синхронные коллективные действия и возделывание собственного сада.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В сухом остатке, как и прежде, положительным героям полагается беречь близких, трудиться и судить людей по делам, а не по словам и их внешнему облику. И эта безопасная территория народной мудрости, где даже самая смелая женщина в лучшем случае может вписаться в историю наравне с мужчиной, но никак не изменить её, — лучшее доказательство того, что путь наперекор — роскошь не только для девочки из китайской деревни, но и для всей современной поп-культуры. Нарушая одни правила, надо продолжать соблюдать другие — иначе тебя просто не возьмут играть дальше. Это понимают и «Дисней», и Ники Каро, и самоизолированные девочки по всему миру, охваченные вопросом, как жить дальше.