«Академия Амбрелла»: как второй сезон самого популярного в России супергеройского сериала Netflix отвечает на вопросы первого
В 1989 году 43 женщины на планете Земля неожиданно рожают младенцев с суперспособностями — неожиданно потому, что они даже не были беременны. Семерых детишек берет под опеку эксцентричный миллиардер сэр Реджинальд Харгривз и муштрует в огромном мрачном особняке под присмотром чопорного дворецкого — говорящего шимпанзе Пого. Вместо имен токсичный папаша Харгривз присваивает детям номера, и какое-то подобие душевного тепла они получают лишь от приемной матери. Тонкая ирония авторов оригинального комикса заключается в том, что эта мать — андроид, а суперспособности семерых бедолаг больше похожи на неизжитые супертравмы. Простодушный здоровяк Лютер обладает мускулами гориллы и мозгами замороченного отличника, который всегда стремится поступать правильно, но физическая сила еще не делает из этого рохли героя. Лютера считает своим соперником задиристый братец Диего. Он умеет искусно метать ножи, но дело его жизни — наскакивать на Лютера с целью померяться силами. Их сестре Элисон достаточно сказать фразу: «До меня дошел слух, что...» — и сказанное станет правдой, но это не делает ее счастливей. Клаус разговаривает с призраками, среди которых его умерший брат Бен, и тяготится этой способностью как проклятием, предпочитая проводить время в алкогольном делирии. Есть еще малолетний гений Номер Пять — его способность перемещаться во времени и пространстве совсем не компенсирует гневливость и эмоциональную незрелость. Особняком в этой дисфункциональной семье держится депрессивная Ваня. Явных суперспособностей у нее не обнаружено, но папаша Харгривз всячески подавляет ее, обращаясь с ней как с бомбой замедленного действия, и это неспроста. Харгривз готовил детей к миссии по спасению мира от грядущего апокалипсиса — именно ее и придется отработать суперсемье из замуштрованных в детстве героев в финале первого сезона, когда взорвется Луна и начнет стремительно падать на Землю.
Всю эту катавасию придумал, не особенно заботясь о сюжетной логике, солист группы My Chemical Romance Джерард Уэй, и на его примечательной личности стоит остановиться подробнее. Уэй сочинял комиксы с детства, и его первая история «На крыльях ворона» была опубликована, когда парню было всего шестнадцать. Будучи студентом колледжа, Уэй работал стажером в DC Comics (всего лишь в отделе корреспонденции, но все же) и фанател от «Рокового патруля», который шотландский самородок Грант Моррисон перезапустил для издательства в 1989 году. Огромное влияние на формирование эксцентричного таланта Уэя оказало «британское вторжение», когда в начале 1980-х в DC Comics наняли блестящих британских авторов Алана Мура, Нила Геймана, Моррисона и других поднимать супергеройский жанр с колен. Осуществили это британцы весьма своеобразным способом, привнеся в комиксы безумную психоделию, философию и мифологию, а «Хранители» Мура просто-напросто деконструировали супергеройский жанр: как мы помним, никто из «мстителей в трико» из этого эпохального графического романа, кроме доктора Манхэттена, не обладает суперсилой. Зато тонкой душевной организацией эти девианты нагружены по самое не могу, будто герои литературы экзистенциализма. Да и сам уважительный термин «графический роман» стал применяться по отношению к комиксам примерно начиная с Мура. Но вернемся к нашему герою Джерарду Уэю: в 2001 году он снова был стажером – на сей раз на телеканале Cartoon Network, но атака 11 сентября стала для него таким эмоциональным потрясением, что он решил в корне переменить свою жизнь и «выйти из подвала» прямиком на рок-сцену. Уэй оставил амбиции сочинителя историй и обратился к музыке. И только сделав впечатляющую карьеру с My Chemical Romance, он снова вернулся в индустрию комиксов. Первые две книжки «Академии Амбрелла», сделанной под явным влиянием «Рокового патруля» и «Хранителей», были опубликованы в издательстве Dark Horse в 2007-2008 годах. В них безудержная фантазия Уэя бушевала вовсю, рождая фантастические психоделические образы: говорящие шимпанзе и космические кальмары, картина, которая съедает Париж, засасывая ее внутрь себя, ожившая Эйфелева башня и путешественники во времени, которым руководит существо с аквариумом на месте головы (его мы увидим во втором сезоне сериала). Что заботило Уэя меньше всего, так это логика и связность повествования. К его истории возникает масса вопросов (например, откуда взялись 43 ребенка с суперсилами и где тогда 36 остальных?), но в то же время в абсурдности и гротеске «Амбреллы» и заключено ее главное обаяние.
Создатели сериала Стив Блэкман и Джереми Слейтер в первом сезоне во многом спрямили сюжет комикса и выхолостили из него изрядную долю здорового безумия и абсурда, превратив шоу в комиксовое подобие популярного сериала того же «Нетфликса» «Призраки дома на холме» про ужас неизжитых детских травм. Весь первый сезон между бодрыми экшен-сценами их супергерои только и делали, что ныли и пытались склеить разбитую чашку, – спасение мира для них стало метафорой примирения друг с другом и возвращения в лоно искусственно созданной семьи – но другой у них ведь и не было! Триггером всех последующих событий послужило известие о смерти сэра Харгривза. Впервые за долгие годы собравшись вместе на его похоронах, отягощенные психотравмами носители суперсил начинают осмыслять свое прошлое, будто на сеансе у психоаналитика. Тем не менее сериал мог похвастаться и снайперскими попаданиями в цель. Изломанный торчок Клаус, по-видимому списанный излечившимся алкоголиком Уэем с натуры, в исполнении великолепного ирландца Роберта Шиэна (Нейтана из легендарных «Отбросов») стал подлинной звездой сериала и обзавелся преданным фандомом. Не отставал от него и юный Эйдан Галлахер – по сюжету его персонаж Номер Пятый совершит скачок в будущее, проведет долгие годы в постапокалиптическом мире наедине с женщиной-манекеном и вернется в семью стариком в обличье ребенка. Сыграть умудренного опытом человека в теле ребенка в коротких штанишках Галлахеру удалось так убедительно, что критики единодушно провозгласили: кажется, мы наблюдаем становление выдающегося актера. И наконец, образ меланхоличной Вани, девочки-изгоя в собственной семье или «пятого битла, который никому не нужен», в исполнении трогательной Эллен Пейдж относится к безусловным удачам экранизации.
Первый сезон сериала метафорически рассказывал с экрана о том, что недолюбленные в детстве будущие взрослые, будто тикающие бомбы замедленного действия, способны взорвать мир. Второй сезон сосредоточился на теме привязанностей: в нем несколько членов семейства Харгривз находят любовь, а безумная клубящаяся вокруг них реальность испытывает их чувства на прочность. Второй сезон будто обрел свежее дыхание: Харгривзы перестали ныть и кинулись в очередной раз спасать мир с удвоенной энергией и задором под искусно подобранный хулиганский саундтрек, и в сериале материализовались юмор, безумная эксцентрика и неодномерный взгляд на расползающийся под ногами мир, свойственные оригинальному комиксу.
Финальным взрывом из первого сезона Харгривзов забросило в 1960-е. Во втором сезоне Ваня очутилась на ферме печальной блондинки Сисси, воспитывающей сына-аутиста и изнывающей в браке с нелюбимым мужем с мачистскими замашками, да еще и влюбилась в нее. Лютер стал наемным бойцом в боях без правил. А его вечный соперник Диего загремел в психушку, где познакомился с великолепной буйнопомешанной Лайлой, вместе с которой готовит побег. Всеобщий любимчик Клаус вполне ожидаемо стал гуру хипповской секты – это так по-шестидесятнически и так по-клаусовски! А темнокожая Элисон молниеносно выскочила замуж за активиста черного движения за гражданские права и тоже вступила в борьбу. Но самое любопытное происходит во втором сезоне с Пятым — шастая во времени туда-сюда, он увидел новый апокалипсис! С него и начинается второй сезон, в котором вершится альтернативная история: президент Кеннеди, застреленный в Далласе в 1963 году, каким-то загадочным образом выживает и запускает маховик ядерной войны — пылающие города Америки штурмуют советские войска, как в фильме «Красный рассвет», и теперь супергеройская семейка должна во что бы то ни стало докопаться до первопричин произошедшего и предотвратить весь этот кошмар. Во втором сезоне расцветают и раскрываются по-новому не только Харгривзы, но и преследующие их злодеи – это уморительное трио шведов-убийц, будто сбежавших из сериала «Фарго», и главная дива сезона – кураторша Комиссии по контролю за временем, циничная прохиндейка, которая хочет подмять Комиссию под себя.
Казалось бы, у этой истории весьма предсказуемая канва – но не тут-то было: сюжет закрючкован так искусно, что предугадать его повороты невозможно, да еще снабжен таким циничным и отвязным юмором, какой водится только в лучших супергеройских историях. Он несется на всех парах с таким треском и блеском, что не оставляет ни шанса заскучать. Кстати, помните вопрос, куда подевались еще 36 детей с исключительными способностями? Второй сезон частично на него ответит – не так уж и неряшливо все скроено в безумной вселенной Джерарда Уэя.