T
Советское искусство на Западе: кому оно нужно и зачем
Интерес арт-сообщества к огромному пласту мирового искусства, обобщенно называемому советским, не снижается уже второй век кряду. В чем проблема термина «советское искусство», кто охотится за ним на аукционах и как начать коллекционировать произведения художников, имеющих отношение к Советскому Союзу? По просьбе Правила жизни разбиралась Анастасия Ландер.
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:60,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:-24,"y»:381,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:49}},{"id»:15,"properties»:{"x»:32,"y»:1012,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:125}},{"id»:17,"properties»:{"x»:-13,"y»:1573,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:176}},{"id»:19,"properties»:{"x»:40,"y»:2110,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:221}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:381,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:16,"properties»:{"duration»:631,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:18,"properties»:{"duration»:561,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:20,"properties»:{"duration»:537,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:25,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:27,"properties»:{"x»:2,"y»:727,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:26,"properties»:{"duration»:727,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
Владимир Немухин, декоративная тарелка «Туз», 1996
tsukanovartcollection.com
В июле 2020 года аукционный дом «Литфонд» выставил на торги комплект из четырех декоративных тарелок Villeroy & Boch периода 1990-х. На тарелках — карточные рисунки авторства Владимира Немухина, художника второй волны авангарда (середина 1950-х — конец 1980-х), сооснователя Лианозовской группы и организатора знаменитой Бульдозерной выставки (1974). Вместо провенанса тарелок на сайте выложен отрывок из издания «Фарфор шестидесятников. Каталог собрания» (Москва, «Бонфи», 2012). Из текста следует, что к созданию получившей известность серии приложил руку тогдашний посол Люксембурга в СССР. В 1970 году он, по словам автора, забрал из студии Немухина несколько эскизов и организовал производство серии из четырех тарелок на фабрике Villeroy & Boch. Серия получила невероятный успех, а составляющие ее тарелки то и дело возникают на аукционах и маркетплейсах по всему миру.
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-8}},{"id»:3,"properties»:{"x»:224,"y»:1586,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-8}},{"id»:26,"properties»:{"x»:305,"y»:2145,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-8}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:27,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:39}},{"id»:6,"properties»:{"x»:107,"y»:225,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:89}},{"id»:7,"properties»:{"x»:195,"y»:241,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:178}},{"id»:9,"properties»:{"x»:314,"y»:263,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:236}},{"id»:13,"properties»:{"x»:354,"y»:303,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:271}},{"id»:11,"properties»:{"x»:461,"y»:931,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:400}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:225,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:8,"properties»:{"duration»:89,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:10,"properties»:{"duration»:63,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:14,"properties»:{"duration»:40,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:12,"properties»:{"duration»:628,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:15,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:39}},{"id»:17,"properties»:{"x»:1,"y»:901,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:280}},{"id»:18,"properties»:{"x»:7,"y»:1065,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:400}}],"steps»:[{"id»:16,"properties»:{"duration»:901,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:19,"properties»:{"duration»:200,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:20,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:22,"properties»:{"x»:-4,"y»:191,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:23,"properties»:{"x»:-88,"y»:239,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-29}}],"steps»:[{"id»:21,"properties»:{"duration»:191,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Bounce.easeOut»,"automatic_duration»:true}},{"id»:24,"properties»:{"duration»:48,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
Коллекционер и меценат Игорь Цуканов подтвердил Правила жизни, что именно благодаря усилиям дипломатов работы шестидесятников оказались в свое время на Западе. Не было и речи о том, чтобы искусство художников-нонконформистов получило официальное признание в Союзе, где в музеи попадали работы реалистов, воспевавших счастливую жизнь и плодотворный труд в Стране Советов. Поэтому, задумавшись о собственной коллекции послевоенного искусства, Цуканов поставил амбициозную цель создать собрание музейного уровня, которое стало бы соперником как российских, так и западных институций.
«Моя цель состояла в том, чтобы сделать лучшую коллекцию [...] даже не вширь, а вглубь, отобрать главные имена, главный период и найти главные работы. [...] Я понимал, что работы не в музеях, а в частных коллекциях, и когда рыночная ситуация начнет меняться, а цены начнут расти — что и произошло в 2006 и в 2007, — то все эти работы из частных коллекций, которые находятся по всему миру, окажутся либо на аукционах, либо через дилеров окажутся у покупателей».
— Игорь Цуканов.
Значимость довоенного и послевоенного советского искусства сложно оспорить. Специалист по искусству конца XIX — середины XX века доктор Бернард Вере говорит, что после Первой русской художественной выставки в Берлине 1922 года стало ясно, что советские художники занимались чем-то феноменальным. Для западноевропейских ценителей искусства выставка впервые дала возможность увидеть, что происходило в СССР после Первой мировой и гражданской войн, и представила советский авангард во всем его беспрецедентном великолепии.
{"points»:[{"id»:10,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:12,"properties»:{"x»:-973,"y»:-20,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:11,"properties»:{"duration»:487,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:1,"y»:43,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:4,"properties»:{"x»:214,"y»:123,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:90}},{"id»:6,"properties»:{"x»:360,"y»:210,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:139}},{"id»:8,"properties»:{"x»:447,"y»:873,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:383}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:43,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:5,"properties»:{"duration»:90,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:7,"properties»:{"duration»:75,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:9,"properties»:{"duration»:663,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:13,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:15,"properties»:{"x»:-1,"y»:-1,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:14,"properties»:{"duration»:1,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
«Этот радикализм произвел мгновенный эффект на Баухаус и объединение "Де Стейл", и, на мой взгляд, его революционность совершенно очевидна и сегодня».
— Бернард Вере.
Известный британский дилер Джеймс Баттервик, в основном специализирующийся на российском и украинском искусстве 1890-х — 1930-х годов, много лет жил и учился в СССР и постперестроечной России. Баттервик продолжает династию арт-бизнесменов и, как и предыдущие комментаторы, рассказал Правила жизни, что Запад всегда был очарован загадочностью российского и советского искусства:
{"points»:[{"id»:19,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-15}},{"id»:21,"properties»:{"x»:-156,"y»:238,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:0.62,"scaleY»:0.62,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:22,"properties»:{"x»:-1513,"y»:235,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:0.6,"scaleY»:0.6,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:20,"properties»:{"duration»:238,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:23,"properties»:{"duration»:679,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:16,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:51}},{"id»:18,"properties»:{"x»:612,"y»:897,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:51}}],"steps»:[{"id»:17,"properties»:{"duration»:897,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
«Черчилль говорил о России, что это загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки. [...] Советская Россия долгое время была врагом Запада, затем Советский Союз распался, перестал быть врагом, и вот между нами снова напряжение. Все были [этими процессами] очарованы, особенно в Великобритании, где у людей крайне либеральное отношение к новым типам общественного устройства. По сути, русские признали, что система не сработала, и будем-ка строить капитализм, поэтому к России все были крайне расположены. Что до искусства, то самая значимая плеяда русских художников возникла в период с 1905 по 1925 год, и об этом все знали, но не имели [к этому искусству] доступа.»
— Джеймс Баттервик.
Баттервик признает важнейшую роль Георгия Костаки в популяризации советского авангарда — на первых выставках его коллекции в 1980-е Запад гораздо лучше узнал Гончарову и Ларионова, а не только уже гремевших Малевича, Шагала и Кандинского.
Вера Ермолаева, «Супрематистский дизайн фасада здания», 1920
Tristan Fewings / Getty Images
{"points»:[{"id»:18,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}},{"id»:20,"properties»:{"x»:-572,"y»:153,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}}],"steps»:[{"id»:19,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
Кто же покупает сегодня советское искусство и где?
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}},{"id»:6,"properties»:{"x»:-572,"y»:213,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}},{"id»:3,"properties»:{"x»:-590,"y»:148,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
«Легко узнать, кто покупает на аукционах, поэтому когда становится известно, что есть в мире один, два, три человека, которые занимаются очень активно [каким-то периодом], то к ним и приходят такие работы, потому что им дают первый звонок. Как только возникает уникальная [работа] с хорошим провенансом, например, из русского авангарда или "Бубнового валета", то первый звонок получает Петр Авен, потому что он самый известный коллекционер этого периода. Когда я начал покупать в аукционных домах и об этом узнали, то начали и мне предлагать, приносить вещи»
— Игорь Цуканов.
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}},{"id»:3,"properties»:{"x»:-569,"y»:181,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:15,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}},{"id»:17,"properties»:{"x»:-440,"y»:77,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}}],"steps»:[{"id»:16,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:21,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}},{"id»:23,"properties»:{"x»:-553,"y»:180,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-11}}],"steps»:[{"id»:22,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
При этом меценат отмечает, что по всему миру основные покупатели довоенного, послевоенного и современного русского искусства — это русские, называет среди самых крупных коллекционеров кардиохирурга Михаила Алшибая, обосновавшуюся в Монако чету Семенихиных, Шалву Бреуса, галеристов Владимира Овчаренко и Игоря Маркина, но упоминает и знаменитого американского советолога и специалиста по советской экономике Нортона Доджа (1927–2011).
Однако Уильям МакДугалл, основатель одноименного аукционного дома с исключительной специализацией на русском и советском искусстве, отмечает, что доля западных клиентов в его бизнесе весьма значительна.
{"points»:[{"id»:34,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:36,"properties»:{"x»:-12,"y»:355,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-30}}],"steps»:[{"id»:35,"properties»:{"duration»:355,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:28,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:30,"properties»:{"x»:-104,"y»:271,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-18}}],"steps»:[{"id»:29,"properties»:{"duration»:271,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:31,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:33,"properties»:{"x»:-4,"y»:357,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:32,"properties»:{"duration»:357,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
«Российское искусство, будучи в изоляции, развивалось по особому пути, и эта самость представляет особый интерес для западных коллекционеров. К примеру, авангард — это важное, оригинальное течение мирового искусства. Кто-то любит соцреализм как реакцию на абстрактное искусство. Нонконформизм же был уникальным ответом на международные процессы в искусстве той эпохи»
— Уильям МакДугалл.
Джеймс Баттервик (британский арт-дилер, галерист, коллекционер. — Правила жизни) говорит Правила жизни, что в его галерею в Мэйфэйре приходят не только русские, но и британские, немецкие, голландские, швейцарские и американские клиенты, хотя первых, безусловно, подавляющее большинство. По словам Баттервика, советский нонконформизм плохо известен на Западе и музейный спрос на него невелик, поскольку это искусство требует помещения в исторический контекст. Баттервик говорит, что широкой публике не очень интересна история СССР и репрессий, поэтому западные зрители не могут в полной мере оценить уникальность условий этого художественного процесса. Поэтому нонконформизм всегда пользуется стабильным, но не головокружительным спросом, плюс важно, создали ли отдельные художники себе громкое имя — как, например, Эрик Булатов и Илья Кабаков. При этом Баттервик отмечает, что доля русских клиентов снижается — по понятным политэкономическим причинам. Политика, по словам Баттервика, влияет и на регресс современного российского искусства.
{"points»:[{"id»:37,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-14}},{"id»:39,"properties»:{"x»:106,"y»:599,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-14}}],"steps»:[{"id»:38,"properties»:{"duration»:599,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:43,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:11}},{"id»:45,"properties»:{"x»:-33,"y»:570,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:11}}],"steps»:[{"id»:44,"properties»:{"duration»:570,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:40,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:5}},{"id»:42,"properties»:{"x»:10,"y»:271,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:5}}],"steps»:[{"id»:41,"properties»:{"duration»:271,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:46,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:15}},{"id»:48,"properties»:{"x»:33,"y»:499,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:15}}],"steps»:[{"id»:47,"properties»:{"duration»:499,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:49,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:5}},{"id»:51,"properties»:{"x»:15,"y»:386,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:5}}],"steps»:[{"id»:50,"properties»:{"duration»:386,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
«К сожалению, стало трендом покупать совершенно ужасные соцреалистические работы. [...] Спрос на авангардистскую графику и книги формируют сведущие и утонченные коллекционеры. Поэтому растущий спрос на соцреализм и советскую эстетику — это своего рода отклик на теперешний вектор движения России. [...] Мы всё ждем нового Кабакова или Булатова [...], однако интересно, что современное украинское искусство переживает расцвет, потому что у этих художников есть о чем протестовать и есть право на протест. В сентябре мы сделаем выставку одного блестящего художника, его зовут Иван Турецкий, он из Львова, эдакий современный футурист».
— Джеймс Баттервик.
Oleg Nikishin / Epsilon / Getty Images
Меценат и коллекционер Игорь Цуканов анализирует снижение покупательской способности русских коллекционеров с экономической точки зрения. По его словам, снижение спроса на советское и постсоветское искусство зависит не от того или иного периода искусства и не от популярности отдельных художников, но от общего настроения в стране и на рынках. Цуканов рассказал Правила жизни, что рыночные индексы постсоветского искусства в период с 2005 по 2008 год сильно похожи на индексы западного современного искусства, поскольку в мире наблюдался большой экономический рост.
{"points»:[{"id»:61,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-31}},{"id»:63,"properties»:{"x»:-301,"y»:237,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-31}},{"id»:64,"properties»:{"x»:-550,"y»:614,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-69}},{"id»:66,"properties»:{"x»:-655,"y»:1133,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-88}},{"id»:68,"properties»:{"x»:-665,"y»:1550,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-88}}],"steps»:[{"id»:62,"properties»:{"duration»:237,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:65,"properties»:{"duration»:377,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:67,"properties»:{"duration»:519,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:69,"properties»:{"duration»:417,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:58,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-19}},{"id»:60,"properties»:{"x»:-936,"y»:527,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-19}}],"steps»:[{"id»:59,"properties»:{"duration»:527,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:34,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-18}},{"id»:36,"properties»:{"x»:-12,"y»:355,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-30}}],"steps»:[{"id»:35,"properties»:{"duration»:355,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:55,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-18}},{"id»:57,"properties»:{"x»:1,"y»:559,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:237}}],"steps»:[{"id»:56,"properties»:{"duration»:559,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:52,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:54,"properties»:{"x»:-110,"y»:562,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:53,"properties»:{"duration»:562,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
«Это означает, что у людей появляется больше денег и что все вещи, дома, квартиры и акции, на которые тратят доходы состоятельные люди, начинают расти в цене. То же было с рынком искусства просто потому, что так устроена экономика: чем она быстрее растет, тем больше людей в странах растущей экономики тратят деньги на искусство. Это было всегда. Но самое интересное, что эти экономические законы долго не нарушались: в кризис 2008 года в течение двух лет индексы российского искусства падали в соответствии с тем, как падали западные индексы. Однако потом картинка принципиально изменилась. Начиная с 2011 года западные рынки начали расти достаточно агрессивно, а индексы российского искусства продолжали падать и падают до сих пор. Особенно сильно эти падения проявились после 2014 года в связи с понятными событиями, когда стало ясно, что это достаточно надолго. А после этого стартовало совершенно свободное падение, в то время как индексы западного искусства росли в совершенно другую сторону»
— Игорь Цуканов.
Если рынок падает и цены снижаются, то самое время покупать. Как начать коллекционировать советское и постсоветское искусство и есть ли шанс удачно войти в этот рынок?
Главное правило коллекционера — и в этом сходятся все комментаторы — изучить предмет коллекционирования. Для начала стоит определиться с периодом, и это в случае советского искусства, пожалуй, довольно неоднозначный вопрос. Игорь Цуканов, который не только коллекционирует, но и системно продвигает советское, постсоветское и российское искусство на Западе, предлагает свою систему ориентиров. По его словам, бытовавшая в русском искусствоведении классификация выделяла официальное советское искусство 1950, 1960, 1970, 1980 и 1990-х годов, а отдельным блоком стоял нонконформизм. Цуканов не согласен с таким делением и стремится ввести в обиход классификацию русского искусства XX века не только по довоенному и послевоенному периодам, но и по жанрам, созвучным тем, что приняты на Западе. Такой подход, по мнению Цуканова и его единомышленников, будет способствовать более органичному вписыванию русского искусства XX века в западный контекст.
Владимир Луппиан, «Революция как этап эволюции», 1924-1961
instagram.com/macdougallsauction/
МакДугалл и Цуканов в унисон рекомендуют на старте коллекционирования интенсивно ходить в музеи, коммерческие арт-галереи, которые представляют искусство и художников интересующего вас периода, читать справочную литературу, а также внимательно следить за аукционами, рыночными индексами и ценами — они доступны, например, на artnet. Цуканов предлагает такую логику построения коллекции:
«Начать коллекционировать нонконформизм несложно — там не такие дорогие работы. [...] Главное — не начать что-то сразу покупать, а лучше ничего не покупать в течение года. Если человек сразу начинает покупать, то опыт растет достаточно быстро, но купленное в начале коллекционирования зачастую потом кажется неинтересным. На старте важна функция исследователя. [...] Если нравится какой-то художник, надо понять, кто с этим художником работает, как вообще его купить — тут поможет гугл. Например, если нравится [Семен] Файбисович, то известно, что с ним работает [Владимир] Овчаренко, надо с ним связаться, он с удовольствием поможет. [...] Если же делать коллекцию из нескольких разных имен, то, конечно, надо сделать ресерч и понять, на какие имена вы будете ориентироваться. Их не может быть двадцать. Лучше начинать с пяти-шести и уже около этого костяка выстраивать какую-то историю».
— Игорь Цуканов.
Семен Файбисович, «Метаморфозы», 1983
tsukanovartcollection.com
Бернард Вере предостерегает коллекционеров от подделок — их огромное количество, особенно на рынке авангарда. Вере советует наладить отношения с галеристами, в частности с вышеупомянутым Джеймсом Баттервиком, который считается одним из лучших экспертов на международном рынке. Баттервик, в свою очередь, справедливо не скромничает и подтверждает значимость роли галеристов и арт-дилеров при создании коллекции:
«Мой совет начинающему коллекционеру — слушайте меня. В противном случае вы окажетесь в ситуации, в которой оказались тысячи именитых коллекционеров до вас: они приходят ко мне со своими чудесными работами авторства Малевича и Поповой, за которые они выкладывают по полмиллиона фунтов, а я говорю им, что эти чудесные работы не стоят и гроша. К сожалению, на этом рынке вам нужен компетентный дилер, потому что такие ситуации происходят еженедельно, и последний подобный случай был у меня три дня назад. Вам нужен дилер, потому что между хорошей и плохой картиной есть колоссальная разница, и объяснить ее, а также удостоверить подлинность, провенанс, состояние работы — задача дилера».
— Джеймс Баттервик.
С историей немухинских тарелок Villeroy & Boch вопрос остается открытым: подробного провенанса на сайте нет, а на запрос аукционный дом пока не ответил. Ничуть не сомневаясь в лоте, скажем, что исследование истории той или иной работы как минимум крайне захватывающее занятие, даже если денег на покупку нет и не предвидится. Безусловно, советы экспертов, приведенных выше, приложимы к любому периоду искусства и любому жанру коллекционирования. Другой вопрос, что искусство нашего сравнительно недавнего прошлого максимально дорого и близко именно нам, поэтому если есть возможности, интерес и желание, то коллекционировать, хранить и передавать его дальнейшим поколениям — наша этическая задача.
Оскар Рабин, «Неправда», 1975
tsukanovartcollection.com
Владимир Вейсберг, «Абстрактная композиция», 1983
tsukanovartcollection.com
Михаил Шварцман, «Крепость главы», 1978
tsukanovartcollection.com
{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}