К звездам: лучшие фильмы про космос
«Чужой» (Alien, 1979)
«В космосе никто не услышит твой крик» – слоган на постере «Чужого» лаконично формулирует главную мысль фильма, повествующего об отчаянной попытке выжить. Героиня Сигурни Уивер – уоррент-офицер Рипли, несущая службу на борту обреченного космического корабля, – не только выжила в столкновении с инопланетным чудищем, созданным шведским художником-сюрреалистом Гигером, но и положила начало новому направлению научно-фантастического кинематографа. Брызжущий ядовитой слюной ксеноморф вряд ли услышит ваш крик, а вот соседи – наверняка.
«Высшее общество» (High life, 2018)
Вас приговорили к смерти. Но предоставили выбор: или встать к стенке, или вместе с другими смертниками отправиться на задание по извлечению альтернативной энергии из черной дыры. Роберт Паттинсон выбрал второй вариант и полетел в космос, чтобы участвовать в загадочном проекте под руководством помешанной на сексе ученой в исполнении Жюльет Бинош. Вас ждут бесчеловечные эксперименты и душераздирающие сцены над заключенными, до конца своих дней запертых на корабле со зловещим названием The Box («Коробка»). Возможно, стоило согласиться на смертную казнь.
«Аполлон-13» (Apollo 13, 1995)
Том Хэнкс, Кевин Бэйкон и Эд Харрис наглядно демонстрируют, каким должен быть настоящий фильм о катастрофе в космосе: никаких направленных на Солнце ядерных ракет или подозрительных инопланетных яиц – только давящее ощущение безнадежности у членов экипажа, застрявших в космосе без шанса на спасение. Фильм снят по реальным событиям – по трагедии, постигнувшей космическую миссию «Аполлон-13» в 1970 году, и режиссер драмы Рон Ховард постоянно консультировался со специалистами NASA во время съемок.
«Гравитация» (Gravity, 2013)
Триллер Альфонсо Куарона достоин каждой из своих десяти номинаций на 86-й церемонии вручения премии «Оскар». Астронавт-новичок в исполнении Сандры Буллок впервые отправляется в космос, чтобы на пару со своим опытным коллегой (Джордж Клуни) обеспечивать нормальную работу космической станции. Фильм успешно чередует медитативные эпизоды, в которых, кажется, не происходит ничего, с моментами настолько напряженными, что впиваешься в кресло, – и заслуживает звание самой коммерчески успешной научно-фантастической ленты всех времен.
«Солярис» (Solaris, 2002)
Психологический триллер разворачивается среди звезд: герой Джорджа Клуни прибывает на отдаленную космическую станцию, большая часть экипажа которой покончила жизнь самоубийством. Вскоре он обнаруживает, что здесь творится что-то очень странное: в коридорах космического корабля появляются давно умершие люди, включая жену главного героя.
«Пандорум» (Pandorum, 2009)
Вы могли пропустить «Пандорум» – как пропустили его многие, послушав критиков, встретивших фильм весьма прохладно. И зря: вскоре у триллера появилась целая армия фанатов, оценивших талантливо нагнетаемую атмосферу ужаса. Внешняя угроза (мутанты-каннибалы) и соседствует с внутренним конфликтом героев, проснувшихся от анабиоза на гигантском опустевшем космическом корабле.
«Интерстеллар» (Interstellar, 2014)
В космоопере Кристофера Нолана две линии повествования. В одной из них Мэттью Макконахи и Энн Хэтэуэй пытаются найти человечеству новый дом – вместо умирающей Земли. В другой – Джессика Честейн и Майкл Кейн отчаянно ищут пути выживания человечества на родной планете. Как бы то ни было, «Интерстеллар» – один из немногих фильмов, у которого получается увлекательно говорить о реальных сложностях космических путешествий.
«Аниара» (Aniara, 2018)
Земля истощена – и человечество отправляется к новому дому: на Марс. Роскошные сверхбезопасные космические лайнеры способны исполнить любое пожелание своих пассажиров. Правда, в какой-то момент оказывается, что не такие уж они и безопасные – лайнер «Аниара» сбивается с курса и теряется в космосе. С каждым днем блуждания в ледяной пустоте пассажиры все больше теряют человеческий вид, а за ужасающим зрелищем наблюдает искусственный интеллект Мима.
«2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey, 1968)
«Космическую одиссею» называют лучшим фильмом Стэнли Кубрика, и на то есть веские причины: лента опережала свое время не только в названии, но и в содержании. В драме нашлось место и искусственному интеллекту с комплексом бога, и загадочным монолитам, влияющим на человечество, и опасной прогулке в открытом космосе – словом, всем сюжетным поворотам, в последующие десятилетия ставшим классикой жанра sci-fi.
«Гаттака» (Gattaca, 1997)
В недалеком будущем общество готово вознаградить любого путешествием в космос, но при одном условии: кандидат должен обладать безупречными генами. «Обычные», не отредактированные с помощью генной инженерии члены общества считаются людьми второго сорта – и пусть наверх им закрыт. До тех пор, пока герой Итана Хоука, родившийся с пороком сердца, не начинает опасную игру с системой ради воплощения своей мечты.
«Луна 2112» (Moon, 2009)
Темная сторона Луны превосходно годится для того, чтобы скрывать темную сторону капитализма. В дебютном фильме Данкана Джонса герой Сэма Рокуэлла проводит на Луне три года в полном одиночестве, контролируя добычу ценного минерала. Но в тот момент, когда герой начинает готовиться к возвращению на Землю, оказывается, что все это время он был здесь не один.
«Человек на Луне» (First Man, 2018)
Эта киноадаптация биографии Нила Армстронга доказывает, что «Ла-Ла Лэнд» не был вершиной карьеры для режиссера Дэмьена Шазелла. Это история не столько о первом человеке на Луне и космической гонке, сколько о мотивации и одержимости, граничащей с помешательством, – качестве, необходимом для успеха подобной миссии, и о жертвах, которые она требует.
«Империя наносит ответный удар» (The Empire strikes back, 1980)
Давайте будем честны: этот список был бы не полон без упоминания хотя бы одного эпизода «Звездных вoйн». «Империя наносит ответный удар» – один из самых влиятельных и впечатляющих фильмов знаменитой серии, установивший стандарты для развлекательной научной фантастики 1980-х. Посмотрите – и вы забудете про Джа-Джа Бинкса. Хотя бы на пару часов.