Как начать слушать пост-классическую музыку: плейлист от композитора Дмитрия Селипанова
Jóhann Jóhannsson — Flight from the City (2016)
Своеобразное «добро пожаловать в мир пост-классики». Медитативный, масштабный и весомый взгляд на мир с высоты птичьего полета. Повторяющаяся фраза у фортепиано, постепенно обрастающая новыми тембрами и набирающая масштаб, вводит сознание в спираль. Эта музыка поможет остановиться и подумать — или просто помолчать вместе.
Hildur Guðnadóttir – Fólk fær andlit (2020)
Хильдур ворвалась в мир киномузыки с сериалом «Чернобыль» и произвела настоящий переворот музыкой к фильму «Джокер» с Хоакином Фениксом. В этом треке мы не услышим зловещих виолончелей, зато тут есть вполне полифоничный калейдоскоп вокальных наслоений и одна басовая нота на протяжении всей композиции. Если бы в средние века писали пост-классику, она бы точно звучала вот так. Поэтично, отстраненно, возвышенно.
Aphex Twin – Avril 14th (2001)
Культовый электронщик, наверное, не подозревал, что очень скоро все начнут писать фортепианные миниатюры с мягким тембром и поскрипыванием молоточков. Он этот жанр предвосхитил. Тем самым, в очередной раз, подтверждая свой статус композитора. Его IDM-треки стали для меня открытием из-за несвойственной жанру глубины и выстроенности. А эта композиция — круче 99% фортепианной музыки «неоклассиков».
Ryuichi Sakamoto — Andata (2017)
Один из моих любимых треков в этой подборке. Какой могла бы быть барочная тема, пробивающаяся к нам сквозь века? Как ее услышать из сегодняшнего дня? Орган и электроника — это, конечно, метафора. На самом деле, это ностальгия об ушедших временах, об утраченной красоте, но с дистанцией опыта и осознанием пройденного пути.
Дмитрий Селипанов — Someday (2020)
Это мой взгляд на жанр. Someday — мой второй релиз и первый трек, записанный на знаменитой Abbey Road Studio 1 в Лондоне. Для меня эта музыка — символ надежды. Каждый из нас стремится обрести гармонию в этом противоречивом мире. В Someday я постарался создать пространство, в котором мы все хотели бы однажды оказаться. Где история каждого важна и лишена борьбы, где каждый может быть самим собой.
Ólafur Arnalds – Saman (2018)
Исландец Олафур, вероятно, самый популярный артист жанра пост-классика. Как выдающийся музыкальный продюсер, Арнальдс создал авторское сочетание хрупких струнных с электроникой, а его приглушенный тембр фортепиано стал эталонным (и теперь уже даже банальным). Однако в этом треке нет ни фирменных барабанов, ни синтезаторов, ни даже струнных. Зато есть повествование, отсылающее к каким-то далеким историям из книг, домашнему уюту и покою. Прекрасно прожитый и записанный трек.
Max Richter – On The Nature Of Daylight (2004)
Одна из самых известных композиций пост-классики, ставшая саундтреком к «Прибытию» Дэни Вильнева. Цикличное движение здесь закодировано на всех уровнях — в гармонии, мелодических голосах, в динамике и форме. Вместе с тем композиция «растет» и с каждым новым витком становится все более драматичной. Для меня это очень личная музыка, искренняя и пронзительная.
Chilly Gonzales – Dot (2004)
Один из треков, принесших Чилли широкую известность. В этом треке я ощущаю несколько иной взгляд на фортепианную миниатюру — лишенный меланхолии и эмбиента, свойственных пост-классике. Это городская мини-история с нотами любопытства и открытым финалом. Что необычно для жанра — эту мелодию легко запомнить и напеть.
Jóhann Jóhannsson – A Song for Europa (2016)
Йоханна уже нет с нами, но его музыка навсегда изменила жанр пост-классики. Сдержанная, вдумчивая, никогда не расходующая ноты просто так. В этом треке Йоханнссон создает какое-то особое время, альтернативную историю. Запись детского голоса с одной из сигнальных станций эпохи «холодной войны» становится метрономом для бесконечно восходящего хорала струнного оркестра. На мой взгляд, один из редких для жанра примеров духовности и однозначно еще один любимый трек в подборке.
Oren Lavie — Did You Really Say No (2019)
Не вполне пост-классика, конечно, но ее влияние ощущается здесь с самого начала. А еще – влияние французской песни, мюзикла и театра. Вот только если слово «классика» я бы здесь умолчал, то приставку «пост» я бы все-таки оставил. Если это и мюзикл, то, вероятно, так и не наступившей эпохи.
Nils Frahm — Says (2013)
Если кто-то хочет отследить прямое влияние минимализма на пост-классику, то вам сюда. Пианист и композитор Нильс Фрам погружает нас в круговорот пульсирующих аналоговых синтезаторов и далекого фортепиано в море реверберации, заставляя время остановиться, а слушателя впасть в абсолютно медитативное состояние. Как выяснилось опытным путем — отличный саундтрек для вечерней пробежки под дождем.