20 лучших ролей Брэда Питта (в порядке возрастания восторга)
Прошлый год можно с полной уверенностью назвать годом Брэдиссанса. Хотя, по сути, Брэд Питт просто был Брэдом Питтом и делал то, что должен делать Брэд Питт, — и в «Однажды в Голливуде», и в «К звездам». Оглядываясь назад, как минимум на три десятилетия его карьеры, даже неудачные роли Питта язык не поворачивается назвать неудачными — просто потому, что на экране был этот красавчик. Однако в последнее время актер начал гораздо реже сниматься в кино и стал куда более придирчиво выбирать новые проекты. Благо образовавшийся вакуум легко заполнить его старыми ролями. Потому что — давайте начистоту — ну кому не нравится Брэд Питт?
20. «Троя» (2004 год)
Главная звезда «Трои» — голый зад Брэда Питта, но об этом как-нибудь потом и в другой раз. Без своей главной звезды «Троя» — раздутый эпос про мечи и сандалии, который высасывает все благородное из «Илиады», превращая в мусор. Повествование немного спасает Ахиллес — пухлогубый, грубый, увешанный ожерельями из ракушек. Кажется, Питт никогда не выглядел лучше, чем в Трое, с его взъерошенными светлыми волосами и прессом, больше похожим на стиральную доску, обильно смазанную маслом. Среди бесчисленных вопиющих пересмотров классической мифологии главным упущением (на наш взгляд) стало отсутствие ключевой сцены: чтобы избежать вoйны, Ахиллес прятался и притворялся женщиной. Это лишило нас удивительного образа: Питта — древнегреческой дрэг-квин. В итоге, если отбросить неудачи и вымыслы (тоже неудачные), нужно признать, что, по сути, только Питт мог воплотить легенду о золотом полубоге Греции, сделав его одновременно мужественным и нежным. Это величие кинозвезды, доступное только актерам голливудского пантеона.
19. «Тельма и Луиза» (1991 год)
Можно считать, что именно эта роль стала поворотным моментом в карьере Питта — хотя его имени даже нет на промопостере и в начальных титрах, а сам актер в течение семи экранных минут играет сексуального мошенника по имени Джей Ди, который очаровывает Джину Дэвис и крадет ее сбережения после совместно проведенной ночи. Классический Питт. Это выступление в короткой программе закрепило за Питтом статус голливудского секс-символа и впоследствии помогло получить гораздо более крупные и серьезные роли. Многие ошибочно полагают, что «Интервью с вампиром» и «Там, где течет река» дали старт ракете под названием Брэд Питт, но не заблуждайтесь — именно «Тельма и Луиза» были тем самым Байконуром.
18. «Игра на понижение» (2015 год)
Питт играет Бена Риккерта, бывшего трейдера с Уолл-стрит, который предсказывает грядущий финансовый кризис 2008 года. Как описал его персонажа режиссер Адам Маккей, Питт предстает перед нами на 10 кг тяжелее, с «прической Кена Бернса» и даже с биркой на галстуке, чтобы выглядело, будто он только что был куплен в аэропорту. Фильм получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, Питт выступил не только в качестве актера, но и в роли продюсера.
17. «Большой куш» (2000 год)
Это была эпоха, когда Брэд снимал рубашку — и либо надирал кому-то задницу, либо задницу надирали ему. Где-то между «Большим кушем» и «Бойцовским клубом» для Питта наступил переломный период. И именно «Большой куш» остается для многих одной из самых любимых ролей Питта, боксера, всегда готового начать драку или дать сдачи, в стильном и безумном фильме Гая Ричи. Если будете смотреть его в оригинальном дубляже, обязательно включите субтитры, иначе никак не понять, что, черт возьми, он говорит. То ли у него лучший, то ли худший акцент в фильме. В любом случае, это незабываемо.
16. «Интервью с вампиром» (1994 год)
«Интервью с вампиром» далеко не лучший фильм Брэда Питта: его недавно укушенный вампир Луи де Пуант дю Лак в каждой сцене то ли смущается, то ли борется с запором. Место в списке он заслужил по одной-единственной причине, зато она размером с готический замок: каким-то образом Питт умудрился сохранить хорошую мину, имея в напарниках Тома Круза. Тот, я уверен, на самом деле думал, что он бешеный вампир Лестат де Лионкур, и во время съемок питался исключительно кровью болотных существ и метался по испанской Луизиане, как суперскоростной енот. Я имею в виду... как, черт возьми, Питту удавалось держать себя в руках, когда Том, черт побери, Круз обеими руками выжимал крысиные кишки в винную чашу?
15. «Настоящая любовь» (1993 год)
Общее экранное время Брэда Питта в «Настоящей любви» составляет всего несколько минут (вы можете посмотреть большинство из них в этом трейлере), и тем не менее его роль укурка Флойда остается одним из самых запоминающихся моментов в кино. Легенда гласит, что Питт буквально напрашивался на эпизодическую роль в фильме Тони Скотта (автор сценария Квентин Тарантино, фильм вышел через год после «Бешеных псов»), очевидно ощущая сильную связь с персонажем: двадцати с чем-то лет, валяется на диване и смотрит телевизор в компании пива и огромного бонга. Забавный и блаженный, герой Питта абсолютно аутентичен (его реплики в большинстве своем — плод импровизации) и из-за этого вызывает абсолютно искренний смех. Особенно во время его последней встречи с бандой вооруженных гангстеров, которым Флойд, как любой приличный хозяин, предлагает дунуть. Но его лучший момент — разговор с улыбающимся бандитом Джеймсом Гандольфини, в котором последнее слово остается за Флойдом, укуренным до невозможности, но при этом сохраняющим ясность сознания: «Не парь меня, чувак. Я, б****, убью тебя, чувак».
14. «Ограбление казино» (2012 год)
Еще одна увлекательная история американского криминального предпринимательства. Редкому актеру доставалась роль настолько стильная, как наемный убийца Джеки Куган. Пока этот персонаж в исполнении Питта едет в город, где его ждет новый заказ, звучит песня Джонни Кэша The Man Comes Around. И хотя Куган, возможно, не решает, в соответствии с текстом композиции, кого освобождать, а кого винить, он тем не менее предстает определенной библейской силой, которой поручено уравнивать ставки преступного мира. Что он и делает, убирая двух глупых и низкопробных головорезов, и тем самым меняет расстановку сил в мафии. С зачесанными назад волосами и аккуратно подстриженной козлиной бородкой, герой Питта потрясающе сдержан, и только тонкие жесты и мимолетные выражения лица выдают ношу сожаления, которая давит на его плечи, как пробег давит на спидометр его автомобиля.
13. «К звездам» (2019 год)
Астронавту Питта Рою Макбрайду поручена космическая миссия с целью передать сообщение давно потерянному отцу-исследователю (Томми Ли Джонсу), и ему невероятно сложно прощаться. Он мастер своего нарратива, все его тревожные мысли перед опасным полетом мы слышим из его уст. Питт здесь — умиротворенное чудо, убирающее свои обычные экранные костыли (живая улыбка и игривое чувство юмора), чтобы обнажить страх, душевную боль и растерянность, сопровождающие Макбрайда в его путешествии к звездам. Его выдержка перед лицом большой опасности чаще всего показана на крупных планах, которые позволяют актеру передать всю глубину кризисов, с которыми нужно справиться его герою. Эти планы будто смакуют его скорбный взгляд и крепкий, но при этом тяжеловесный язык тела, раздвигая масштаб одной личности до космических размеров. Одна из его лучших работ. На сегодня.
12. «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008 год)
Немногие секс-символы согласятся стать на экране прадедами, пусть и состаренными с помощью спецэффектов. Но Брэд Питт не обычный секс-символ. Фабула «Загадочной истории Бенджамина Баттона» взята из рассказа Ф. Скотта Фицджеральда и крайне проста: Бенджамин Баттон стареет в обратном порядке, что означает, что он родился старым и умер молодым. Это медленный, вдумчивый фильм, глубоко человечный, но не слишком сентиментальный рассказ о мучительных отношениях между любовью и временем. Питт как актер не теряется ни в спецэффектах, ни в гриме — он мягкий и серьезный, оптимистичный и романтичный, он буквально вывозит эту картину на своих сгорбленных цифрой плечах. Он знает это, и он ни разу не спотыкается.
11. «Древо жизни» (2010 год)
«Древо жизни» Терренса Малика — один из самых спорных, но одновременно один из моих самых любимых фильмов. Сложная тема, которую рассматривает режиссер, — время в его космическом смысле, показанное через микрокосм семьи из пригорода Техаса примерно 1950-х годов. Питт играет роль мистера О’Брайена, строгого поборника дисциплины с бесконечно завышенными ожиданиями, который учит своих трех сыновей отождествлять любовь со страхом. Прическа ежиком, брюки на защипах и выверенная строгость в сумме иллюстрируют собирательный образ не только отцовской, но и американской мужественности середины столетия. «Древо жизни» — это чувственный шедевр с амбициозным видением, в основе которого будто наэлектризованный герой Питта воплощает возвышенную, мучительную, требовательную любовь, которая на десятилетия вперед определит и травмы и победы его троих сыновей.
10. «Однажды в Голливуде» (2019 год)
«Два одиночества»: потерянный в карьерном пути Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) и его двойник-каскадер Клифф Бут (Брэд Питт), от которого отвернулась удача, в фильме Квентина Тарантино, воспевающем Калифорнию 1969 года и радикально меняющем пару реальных исторических событий. Абсолютно правильный, покорный, лояльный и проницательный, Бут, возможно, ко всему прочему, убил или не убивал свою жену. В этой роли Питт выкручивает свое очарование до абсурдного максимума, и выглядит это абсолютно захватывающе. Он будто излучает солнечный свет, как и Лос-Анджелес, в котором он живет, но в то же время, как и в самом городе, в герое Питта есть тяга к насилию. Каждая сцена — будь то кормление собаки, починка антенны на крыше без рубашки, манипуляция кланом Чарльза Мэнсона и особенно сцена, где он в состоянии измененного галлюциногенами сознания выгуливает ту самую собаку, — демонстрирует лучшую форму актерского мастерства (а таких примеров в фильме немало), полную легкой самоуверенности и невероятного остроумия.
9. «Бойцовский клуб» (1999 год)
Рискуем нарушить первое правило «Бойцовского клуба», но все же скажем, что в первом десятилетии главных ролей Питта именно эта роль — его Эверест. Опьяняющий коктейль из эрудированной мудрости, мужского стиля, гиперсексуальности и зашкаливающей атлетичности (никто и никогда не сможет забыть его пресс из ДВЕНАДЦАТИ кубиков). Его Тайлер Дерден — невероятно крутой и феноменально красивый оппонент слабого и эгоистичного Эдварда Нортона, и вся их совместная одиссея подпитывается именно мегаваттной харизмой Питта. Она помогает поверить сначала в нонконформистский дух Дердена, а затем и принять его чисто анархистское мышление. Неожиданный поворот фильма может заставить взглянуть на Дердена в ином свете, но этот поворот никак не влияет на его цельный образ необузданного мятежного мачо. Драка с Нортоном на стоянке, демонстрация эффекта, который щелочь оказывает на человеческую кожу, командование армией недовольных белых парней, Дерден Питта — черное сердце сатиры о тонких гранях между освобождением и анархией, свободой и фашизмом. И сатира эта даже со временем не утратила своей актуальности.
8. «После прочтения сжечь» (2008 год)
Шокирующая шпионская комедия братьев Коэнов, пронизанная вполне реальным экзистенциальным страхом. Веселый тренер Чэд (Питт с мелированными кончиками волос и застывшей на лице полуулыбкой) с коллегой Линдой (Фрэнсис МакДорманд) случайно находят сверхсекретный компакт-диск, за которым гоняются разнообразные сильные мира сего. Знаменитая сцена победного танца (Питт облачен в обтягивающее спортивное поло на молнии, шорты и перчатки с обрезанными пальцами, в ушах наушники) остается пусть и слишком коротким, но абсолютно незабываемым моментом в карьере Брэда. Близкий к безумию идиотизм Чэда усиливается его непоколебимой верой в то, что он больше, чем простой идиот. Едва ли в фильме есть сцена смешнее диалога в автомобиле между героями Питта и Джона Малковича (он играет правительственного агента), в которой Чэд пытается мужественно щуриться и говорить серьезным сдержанным тоном, что только подчеркивает его полную неопытность и близкое к детскому непонимание реальной жизни.
7. «Семь» (1995 год)
«Интервью с вампиром» и «Легенды осени», конечно, укрепили репутацию Питта как одного из основных игроков на поле главных ролей, но только в «Семи» 1995 года у него получилось полностью захватить не только женскую аудиторию, но и мужскую. Большую часть фильма пылкий детектив Питта в паре с ветераном полиции Моргана Фримена колесят по дождливому городу, настолько же мрачному и жуткому, как одержимый семью смертными грехами серийный убийца, за которым они охотятся. Детектив Миллз — дерзкий человек с добрым сердцем и проблемами с самоконтролем, что в конечном итоге и делает его будто специально созданным для главной роли в разворачивающейся трагедии. Сцена стадий принятия неизбежного, которую Питт разыгрывает на пустыре, одна из лучших на заре его карьеры. Она резонирует особенно остро благодаря правильному развитию повествования: сцены Питта с Фрименом и его же — с Гвинет Пэлтроу (по сюжету жена Миллза, в реальной жизни любовь Брэда Питта на тот момент) максимально одушевляют персонаж Брэда. Это потрясающая актерская игра, полная юного накала, чувствительности и безрассудства.
6. «Одиннадцать друзей Оушена» (2001 год)
«Одиннадцать друзей Оушена» были одним из крупнейших кассовых хитов с 2001 года, и легко понять почему: в нем снялись сразу четыре знаковые кинозвезды эпохи, Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс и Брэд Питт. С Клуни в роли ловкого, опытного мошенника и Дэймона в роли новичка, получившего свой первый крупный заказ, у условно второстепенного персонажа Питта, Расти Райана, было гораздо больше актерской свободы. Питт наделяет Расти характерными чертами «манящей, но опасной угрозы», которые выкрутит на полную в «Однажды в Голливуде». Как и в некоторых других фильмах, здесь Питт вполне оправданно полагается на свою способность быть очаровательным и красивым, но, эй, даже если бы все могли это сделать, он все равно был бы тем парнем из рекламы Pringles.
5. «Там, где течет река» (1992 год)
Два часа этой драмы периода великой депрессии, вероятно, содержат больше сцен рыбной ловли нахлыстом, чем все кинопроизведения, вместе взятые. Так что нет, фильм, снятый Робертом Редфордом, не главный экшен-проект в карьере Питта. Тем не менее он один из самых трогательных, и, пересматривая его сейчас, легко понять, почему Питт остается одним из крупнейших имен в Голливуде спустя 25 лет после выхода этой кинокартины. Основанный на мемуарах Нормана Маклина, фильм следит за взрослением писателя из Монтаны (Крейга Шеффера) и его брата Пола, которого и сыграл Питт. Оба сыновья преподобного, Норман — строгий, прилежный старший брат, а Пол — очаровательный, трагичный и жестокий жулик и пьяница. Их связывает любовь к рыбалке и все еще нетронутой красоте американского Запада. Запомните: если вы решили посмотреть фильм, одна из главных сцен в котором повествует о ловле крупной форели, есть вероятность, что финал оставит вас в недоумении.
4. «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007 год)
Возможно, в XXI веке еще не был снят фильм более прекрасный, чем этот (благодарность несравненному оператору Роджеру Дикинсу). Возможно, среди ролей Питта нет более завораживающей, чем эта. Форд Кэйси Аффлека одержим героем Питта Джеймсом, Форд идеализирует его, доводя образ до абсурда, призрака, материализующегося и исчезающего без предупреждения. Джеймс грабит поезда и бросает жалобные взгляды на обширные равнины, в обоих случаях он — мифическая знаменитость американского Запада. Этот сложный образ Питт воплощает, балансируя на грани между героем, судьба которого вполне могла бы стать детской сказкой, и обычным человеком, склонным колебаться между безграничным счастьем и неконтролируемой безжалостностью. С одной стороны, Джесси Джеймс — призма, сквозь которую фильм исследует всех легендарных преступников и, учитывая увлечение СМИ Джеймсом, наши сложные отношения со «звездами» разных сфер. С другой, Питт — одинаково мечтательный и пугающий — убедительно рассказывает нам куда менее гламурную и куда более легко классифицируемую правду, скрывающуюся за этой сказкой на ночь.
3. «Бесславные ублюдки» (2009 год)
Несмотря на то что вольный пересказ реальных исторических событий редко приветствуется широкой публикой, приятно представить себе альтернативную вселенную, в которой лейтенант Альдо Рейн, родом из штата Теннесси, безжалостно вырезал нацистов во время Второй мировой вoйны. Неопрятный разъяренный лейтенант из «Бесславных ублюдков» — один из лучших персонажей Квентина Тарантино. Здесь стоит дополнительно сказать, что персонажа Рейна Тарантино писал именно под Брэда Питта. Фильм имел огромный успех как у критиков, так и у зрителей, получил в общей сложности восемь номинаций на премию «Оскар». И хотя роли Питта в этом списке не оказалось, наследие его неповторимого южного акцента, методов ведения разведки и боя со свастикой пережило все сезоны кинонаград. Возможно, именно Альдо в конечном итоге может остаться самой знаменитой ролью Питта всех времен.
2. «12 обезьян» (1995 год)
За эту роль Питт получил свою первую номинацию на «Оскар» и свою первую статуэтку «Золотой глобус», и это легко объяснимо: его Джеффри Гойнс, со всеми манерными тиками и искрометной избыточностью, в каком-то смысле тащит на себе все повествование. Вдохновленная экспериментальным короткометражным фильмом Криса Маркера La Jetée 1962 года, призрачная сага Терри Гиллиама отправляет путешественника во времени Брюса Уиллиса из опустошенного смертельным вирусом 2035 года в 1996-й. Именно там (тогда?) он должен найти первопричину апокалипсиса, и герой Уиллиса подозревает, что в этом замешан опасный чудик Гойнс, которого Уиллис встречает в психиатрической лечебнице. С диким, но проницательным взглядом, беспокойными жестами кистей рук и даже самих пальцев, Питт похож на мультипликационного персонажа, сошедшего с экрана в гонзо-реальность. Бесспорно гениальная актерская игра, и хотя иногда она кажется немного двумерной (из-за необходимости до поры до времени маскировать истинную природу Гойнса), это как раз компенсирует недостаток глубины чистой, необузданной энергии, что полностью соответствует карнавальному духу фильма.
1. «Человек, который изменил все» (2011 год)
Фильм о кучке старых белых парней, просиживающих штаны в конференц-залах за обсуждением бейсбольной статистики, не обязательно звучит как удачный выбор фильма на вечер. Тем более это не тянет на роль калибра премии или даже просто номинации на премию «Оскар». Тем не менее благодаря сценарию от Аарона Соркина и по-настоящему эмоциональной игре Брэда Питта «Человек, который изменил все» стал явлением гораздо большим, чем обычное «кино про спорт». Он пересказывает реальную историю Билли Бина, генерального менеджера бейсбольной команды Oakland As, который в сезоне 2002 года использовал саберметрику, чтобы собрать непобедимую команду. Это принесло Питту очередную номинацию на «Оскар». И если пересмотреть финальную душераздирающую сцену, в которой Билли весь в слезах слушает песню своей дочери, становится абсолютно неясным, почему в той самой номинации он проиграл Жану Дюжардену (фильм «Артист»). В случае с актером Брэдом Питтом часто кажется, будто он играет роль Брэда Питта, но в в этом фильме он по-настоящему растворяется в роли отца, который пытается справиться со всем своим внутренним дерьмом. Перечислив все его знаковые роли — сумасшедших, сексуальных, забавных, активных, приятно оставить главной роль папы, который пытается спасти свои отношения с дочерью.