«Это настоящая детективная история»: как свитки Мертвого моря из музея в Вашингтоне оказались фальшивками

На прошлой неделе выяснилось, что ценнейший экспонат музея Библии в США, один из самых важных христианских артефактов — так называемые свитки Мертвого моря, которым приписывали возраст более 1800 лет, — были созданы в XX веке из древних кожаных башмаков. Как так вышло, разбирался Правила жизни.
«Это настоящая детективная история»: как свитки Мертвого моря из музея в Вашингтоне оказались фальшивками

13 марта музей Библии в Вашингтоне сообщил об окончании проверки на подлинность 16 фрагментов Кумранских рукописей из своей коллекции. По результатам многомесячной экспертизы все экспонаты оказались поддельными. Сделанное экспертами заключение ставит под вопрос происхождение остальных свитков, которые возникли на рынке культурных ценностей в 2002 году (около 70 фрагментов), но не подвергает сомнению подлинность основного корпуса рукописей из 100 тысяч фрагментов, хранящихся в Израильском музее в Иерусалиме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое свитки Мертвого моря?

Кумранские рукописи или свитки Мертвого моря впервые обнаружили более чем полвека назад в пещерах Кумрана в Израиле. В 1947 году первые семь свитков в глиняных кувшинах нашли пастухи-бедуины, решившие заглянуть в одну из труднодоступных пещер. Они продали их за 7 иорданских фунтов (около $28 тогда или более $300 в наше время) вифлеемскому антиквару Халилу Искандеру Шанину, известному как Кандо. Из них четыре древних манускрипта попали в США, где через два года их приобрел за $250 тысяч археолог и политик Игаэль Ядин. Позже он вернул рукописи в Израиль.

Эти рукописи датируются периодом с III века до н. э. по I век н. э. и в основном содержат тексты Ветхого Завета. Всего между 1947 и 1956 годами в одиннадцати пещерах нашли более 190 библейских свитков. Большая часть находится в Израиле, остальные древние рукописи разнообразными путями попадают в другие музеи мира и частные коллекции.

Около 40% кумранских рукописей — тексты Танаха в наиболее ранней из сохранившихся материальной форме. В них описывается сотворение мира и человека, заповеди и история еврейского народа. Приблизительно 30% содержания свитков — апокрифы, многие из которых до находки были известны лишь в переводе или неизвестны вообще. Еще 30% составляет литература иудейских сект.

Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бесспорно, свитки Мертвого моря — это самое важное открытие последнего столетия для библейской текстологии. Они углубили наши знания библейского текста на тысячу лет назад и открыли нам разнообразие и последовательность традиции еврейской Библии», — говорит Джеффри Клоха, главный куратор Музея Библии.

В сентябре 2011 года Израильский музей при содействии Google оцифровал пять свитков — Храмовый свиток, Большой свиток пророка Исайи, свиток Устава Общины, свиток Войны, комментарий к книге пророка Аввакума. Высококачественные снимки рукописей с переводом на английский язык может посмотреть каждый на сайте проекта.

«Новые» древние свитки или сомнительная коллекция сына вифлеемского антиквара

С 2002 по 2017 годы на мировом рынке древностей загадочным образом возникло около 70 фрагментов рукописей, якобы свитков Мертвого моря.

Многие специалисты скептически отнеслись к новоявленному обилию археологических сокровищ. Норвежские ученые из университета Агдера запустили проект The Lying Pen of Scribes («Лживое перо книжников»), где каждый может лично изучить детали истории «новых» свитков, подлинность которых еще не установлена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей Библии в Вашингтоне с 2009 по 2017 годы приобрел 16 фрагментов рукописей, которые поначалу признали кумранскими. Состоялось как минимум четыре сделки, причем семь фрагментов свитков были куплены напрямую у Уильяма Кандо — сына того самого антиквара, которому пастухи продали самые первые оригинальные свитки Мертвого моря. Если проследить историю покупок всех «новых» кумранских рукописей на сайте The Lying Pen of Scribes, то можно заметить, что подавляющее их большинство было приобретено у Уильяма Кандо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выяснилась правда о поддельных свитках

В 2018 году Музей Библии организовал экспертизу, по результатам которой оказалось, что пять из 16 фрагментов «обладают характеристиками, несовместимыми с древним происхождением». При этом основатели музея уже успели опубликовать в издательстве Brill книгу c фрагментами этих свитков.

Музей решил провести еще более тщательную проверку остальных рукописей и в феврале 2019 года пригласил для этого независимых экспертов Art Fraud Insights. Главным требованием приглашенных исследователей была полная прозрачность на всех этапах работы с последующей публикацией исследования вне зависимости от результата.

Результаты превзошли самые пессимистичные ожидания: все так называемые свитки Мертвого моря из коллекции вашингтонского музея оказались преднамеренной подделкой. По словам главного специалиста Art Fraud Insights Колетт Лолл, эти рукописи были созданы предположительно в XX веке специально с целью обмана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы стали жертвами искажения фактов или мошенничества», — подчеркнул директор музея Библии Гарри Харгрейв после обнародования доклада с экспертизой.

Интересно и то, что хотя фальшивые свитки Мертвого моря из американского музея были приобретены у четырех разных людей в разное время, результаты исследования показали, что подделки были изготовлены одним и тем же способом, что указывает на то, что у них может быть один источник. Кто это может быть, кому пришло в голову делать поддельные древние рукописи, стоит ли за этим один человек или группа лиц — на эти вопросы пока что нет ответов.

В настоящее время эксперты придерживаются версии, что продавцы фальшивок сами стали жертвами обмана, когда приобрели эти фрагменты у других дилеров или коллекционеров.

National Geographic попытался связаться с Кандо и тремя американцами, продавшими свитки музею Библии. Книготорговец Крэйг Лэмп, у которого четыре фрагмента купили в 2009 году, и коллекционер Эндрю Стимер (музей приобрел у него еще четыре фрагмента в 2014 году) не ответили на запросы журналистов. Уильям Кандо также отказался от официальных комментариев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллекционер Майкл Шарп, у которого в феврале 2010 года был куплен один экземпляр рукописи, выразил большое недоумение по этому поводу. «Что-то мне нехорошо. Я понятия не имею, как это произошло!», — заявил он.

Как создавались поддельные свитки и при чем тут древние башмаки

В первую очередь, команда исследователей обратила внимание на материал — он отличался от материала подлинных кумранских рукописей. Древние манускрипты обычно изготавливали из дубленного пергамента, свитки же из коллекции музея Библии были созданы из более грубой, толстой и неровной кожи.

Согласно заключению экспертов, сам материал изготовили из древних обрывков кожи, найденных в Иудейской пустыне. По одной из вероятных гипотез, это была кожа с ботинок или сандалий времен Римской империи.

В процессе создания подделки листы из обрывков кожи замачивались в смеси янтарного цвета — вероятнее всего, из клея животного происхождения, который упрочнил материал и сгладил его поверхность. Более того, эта процедура придала свитку характерную для подлинника липкость — за две тысячи лет коллаген в настоящих пергаментах распался и превратился в желатин, делая их клейкими.

Микроскопическое исследование показало, что на некоторых фрагментах чернила затекли в трещины на коже, образовавшиеся от времени, на других стекли по оборванным краям или нанесены поверх минеральной корки, что однозначно свидетельствует о том, что письмена были нанесены не на свежий подготовленный пергамент, а на клочки кожи, уже деформированной за 2000 лет воздействия внешней среды кожи. Помимо этого, чернила на поддельных свитках обладают подозрительным блеском, не характерным для оригиналов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это настоящая детективная история и очень интересная, — отмечает главный куратор Музея Библии. — Мы надеемся, что наш опыт пригодится другим исследователям и институциям: пусть вопросов стало только больше, мы считаем, что заложили крепкую основу для исследований других свитков».

Скандальная репутация

Появлению фальшивых свитков в коллекции вашингтонского музея Библии предшествовали и другие крупные скандалы.

Основатель этого музея — миллиардер, коллекционер и христианин Дэвид Грин, которому принадлежит сеть магазинов для хобби и развлечений Hobby Lobby. Он также известен как весьма настойчивый покупатель библейских артефактов и крупнейший спонсор христианских организаций в США.

«Мне все равно, занимаетесь вы бизнесом или нет, все принадлежит Богу... Как можно разделять это? Вроде того, что Бог там, в церкви, а я со своим приданным здесь. Невозможно верить во что-то только в воскресенье, ваши верования и убеждения распространяются и на остальные шесть дней», — цитирует Грина Forbes.

Незадолго до открытия музея Библии в 2017 году руководство Hobby Lobby обвинили в том, что компания приобрела 5500 похищенных иракских артефактов у диллеров в ОАЭ. Грин рассчитывал, что эти древние глиняные таблички будут находиться в коллекции музея. Бизнесмен проиграл дело, Hobby Lobby обязали выплатить штраф в $3 миллиона и вернуть Ираку их артефакты. Важно отметить, что глиняные таблички попали к Грину в результате конфликта между США и Ираком, где обостренная обстановка привела к разграблению музеев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один большой скандал произошел в 2019 году. В коллекции музея Библии оказались 11 фрагментов Оксиринхских папирусов, которые украл и продал Hobby Lobby оксфордский профессор Дирк Оббинк. Рукописи Оксиринха принадлежат Египетскому исследовательскому обществу в Оксфорде и включают в себя греческие и латинские документы, литературные произведения и раннехристианские тексты.

Значение подделок

После того, как исследование Art Fraud Insights пролило свет на поддельное происхождение свитков, стало сразу ясно, что теперь у экспертов по Кумранским рукописям будет куда больше работы. «Когда есть тот, кто верит, и тот, кто лжет, получается танец на очень близком расстоянии», — замечает Колетт Лолл, отметив, что в текущей ситуации превосходного знания древних материалов и технологий может оказаться недостаточно, так как для выяснения правды будет важно еще и глубокое понимание рынка.

Что очень важно, поддельные свитки ставят под вопрос происхождение всех семидесяти свитков, появившихся в 2000-х годах. «Когда один или два фрагмента оказываются фальшивками, все остальные свитки тоже вызывают сомнения, потому что большинство происходят из одних и тех же источников и в основном обладают сходными внешними чертами», — отмечает профессор и руководитель The Lying Pen of Scribes Орстейн Юстнес.

В этой истории много пробелов и недоговоренностей, но с каждым годом совпадения все нарастают. Вспомнить хотя бы Уильяма Кандо, который за последние годы продал большое количество свитков. Как он собрал свою коллекцию? С какими дилерами сотрудничал? Почему поддельные артефакты, которые он продал, изготовлены таким же способом, что и фальшивые рукописи других торговцев древностями? Ответы на эти вопросы покрыты вуалью неопределенности, и все это лишь подзадоривает воображение, двигающееся по путям логики.