«Кролик ДжоДжо» Тайки Вайтити — комедия о мальчике и его воображаемом друге Гитлере. Рассказываем, почему она достойна «Оскара»
1945-й год, Вторая мировая война подходит к концу, но десятилетний немецкий мальчишка по прозвищу ДжоДжо (Роман Гриффин Дэвис, актер-открытие масштаба Джейкоба Тремблея) об этом не знает. Отчаявшиеся фашисты готовят к обороне городов детей, а ДжоДжо и рад приключениям — тем более что тренировки с гранатами в фильме изображаются, словно отдых в летнем лагере из «Королевства полной луны» Уэса Андерсона. Мальчишек ждут веселые инструкторы (Сэм Рокуэлл, Ребел Уилсон, Альфи Аллен из «Игры престолов»), яркие значки и шевроны, форма как у взрослых и конкурсы один интереснее другого — например, свернуть шею зайцу. У ДжоДжо на это духу не хватит, отчего его и прозовут Кроликом ДжоДжо. Но настойчивый воображаемый друг мальчика — не Карлсон, а эксцентричный Адольф Гитлер — утешит героя: быть кроликом неплохо, ведь кролик умеет выживать и всегда контратакует в самый неожиданный момент.
Тайка Вайтити снял кино именно об этом — о парадоксах выживания и надежде на контратаку. Куда исчез папа ДжоДжо, неизвестно: мама (потрясающая Скарлетт Йоханссон, достойная «Оскара» хотя бы в одной из двух своих номинаций, но, вероятно, обреченная проиграть в обеих) уверяет, что он герой войны, но соседи подозревают его в дезертирстве. А Гитлер, который то выпрыгивает в окно, то лакомится запеченным единорогом, — не единственный призрак в доме героя. В чулане наверху прячется какая-то девочка (Томасин Маккензи из «Не оставляя следов» и «Пропавших девушек» — двух хитов фестиваля «Санденс») — кажется, еврейка. А по подъездам шныряет человек-крокодил из Гестапо (Стивен Мерчант), похожий на сыщика в «Бременских музыкантах».
В прошлом сентябре «Кролик ДжоДжо» взял приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто — вслед за «Зеленой книгой», «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури» и «Ла-Ла Лендом». Однако сразу после премьеры критики встретили его довольно прохладно. Многим показалось, что комедия Вайтити — поверхностная бравада; ребяческое желание шутить на темы, на которые другие не шутят. При этом не шутят вовсе не из страха, а потому что нет резона. «Сегодня смеяться над Гитлером и его последователями и легко, и бессмысленно — потому что они не представляют угрозы; Вайтити пинает дохлого зверя», — подытожит претензии критиков еженедельник The New Yorker. И добавит: «Кролик ДжоДжо» — «самая несмешная в мире комедия, снятая в погоне за успехом». А еще многие сравнят фильм с киномюзиклом «Продюсеры» от Мэла Брукса, где по сюжету американские шоумены пытались сделать заведомо провальный спектакль про Гитлера, чтобы списать кое-какие личные расходы. Но он оказался настолько плохим, что стал хитом.
С «Кроликом ДжоДжо» все наоборот: фильм не стал популярным (65 миллионов долларов сборов — худший результат победителя Торонто со времен «Комнаты» с Бри Ларсон), но и некачественным его не назвать. Он очень хороший — просто на нем сложно и горько смеяться, поэтому комедийные усилия Вайтити уходят впустую. Но тем страшнее и глубже та драма, которую несет этот фильм. В первую очередь переживания зрителя будут связаны с героиней Скарлетт Йоханссон, тихо сопротивляющейся власти Гитлера. Затем — с персонажем Томасин Маккензи, еврейкой, которая гасит в себе импульс мести. И только потом, по остаточному принципу, — с самим ДжоДжо и другими убежденными нацистами вроде героя Сэма Рокуэлла. Сопереживать мальчику и мужчине труднее всего — но фильм, кажется, посвящен именно им.
Слоган «Кролика ДжоДжо» — «Anti-Hate Satire». Адресатами этой сатиры в рецензиях принято считать Дональда Трампа и его сторонников. Во-первых, иметь дело с Гитлером в 21-м веке и правда глупо. А во-вторых, Вайтити давно посмеивается над действующим президентом США. Чего стоит хотя бы вирусный твит 2017-го года с «призывом поддержать расизм» — своеобразный прототип «Кролика ДжоДжо».
Но эта сатира — лишь верхний слой фильма, потому что в победу смеха над злом он не верит: до 1933-го года на Гитлера в Германии тоже выходило немало карикатур, но они его не остановили. Не верит фильм, кажется, и в собственный рецепт примирения чужаков и понимания иного. Да, между немецким мальчиком и еврейской девочкой возникнет симпатия, но как тут не вспомнить документальный фильм 1986-м года «Нас так любили» (We Were So Beloved). Его снял Манфред Кирххаймер — еврей, сбежавший в США из Германии еще в 1936-м году. Эта картина — страшная история превращения добрых и вежливых соседей если не в злых врагов, то в безучастных свидетелей преступлений.
Поэтому настоящая цель сатиры «Кролика ДжоДжо» — не хейтеры, а те, кто допускает мысль, что он лучше хейтеров. Фильм предлагает, казалось бы, невообразимое и неприличное — понять тех, кто соглашается быть частью зла. Когда актер Сэм Рокуэлл в 2018-м году получал «Золотой глобус» за роль исправившегося расиста и гомофоба в «Трех билбордах», он сказал, что это фильм о сострадании, которого так не хватает в наши дни. Видимо, это же желание понять и защитить изгоев привело его в «Кролика ДжоДжо».
Поэтому объект сатиры фильма — не современные расисты и националисты (которые его все равно не увидят), а люди вроде тех, что состоят в Киноакадемии США и придут на церемонию «Оскар». Либеральные, образованные, знающие себе цену и уверенные в своей правоте. И если они вручат «Кролику ДжоДжо» приз за лучший адаптированный сценарий (а в его основе лежит книга Кристины Лёненс Caging Skies), то это станет их маленькой победой над самим собой. А поскольку фильм учит, что в людей надо верить, то ставим на это — «Оскару» быть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: