«Дело Ричарда Джуэлла»: крепкая драма Клинта Иствуда про теракт на Олимпиаде в Атланте, где герой становится подозреваемым
Дородный простодушный Ричард Джуэлл всегда мечтал работать в правоохранительных органах. Потому что, несмотря на мягкий характер и лишний вес, Джуэлл — человек с обостренным чувством справедливости. Во время Олимпиады в Атланте в 1996 году он устраивается охранником в павильон коммуникаций компании AT&T, расположенный в одном из городских объектов — парке Столетия Олимпийских игр. И однажды во время вечерних гуляний Джуэлл обнаруживает подозрительный рюкзак под одной из лавочек и вызывает полицию. Спустя несколько минут полицейские находят там бомбу, а еще через мгновение в парке раздается взрыв.
В ходе расследования выжившего и обошедшегося без единой царапины Джуэлла сначала чтят как героя: ему и полицейским удалось отвести толпу от взрывного устройства до происшествия. Но как только в дело включается пресса и ассоциативное мышление в головах сотрудниках ФБР, то безобидный охранник моментально становится подозреваемым. Дело в том, что в практике американских спецслужб было немало случаев, когда сам террорист сообщал полиции о теракте, и федералы готовы поверить без каких-либо фактов, что и Джуэлл совершил нечто похожее.
Почти 90-летний Клинт Иствуд последние 20 лет снимает фильмы о простых «маленьких» людях, настоящих героях или антигероях американской нации. «Дело Ричарда Джуэлла» — еще одно высказывание в этом жанре, на сей раз — о природе настоящего человеческого героизма и так называемых «судебных разбирательствах в СМИ» — термине, который появился в словарях в том числе и после дела Джуэлла в конце 1990-х. Когда пресса благодаря своей общественной силе может запятнать через публикации репутацию любого человека. Учитывая все современные проблемы с fake news, история простого героя из Атланты вполне актуальна и сейчас.
Иствуд, несмотря на почтенный кинематографический возраст, бодр духом и опять находит правильные, мудрые слова по теме, которые вкладывает в головы зрителей во время просмотра. Что отсутствие доказательств — это не повод для подозрений человека. Что прессе давно чужда сила факта как своего главного оружия. Что в любом более-менее подсвеченном лучами софитов общественном пространстве почти невозможно быть просто человеком с чистым сердцем и душой. Что отстаивать свои идеалы и персону надо не с меньшим рвением, чем помогать близким. Что, наконец, настоящий человеческий героизм не имеет ни оттенков, ни знаков «+/-», ни скрытых помыслов — это просто естественная черта всех хороших людей.
В пересказе это звучит слишком патетично и высокопарно, но сила позднего Иствуда как раз в том, что он эти возвышенные житейские мудрости умеет доносить до зрителя без толики пафоса и надменности. Он уже давно превратился в современном кино в этакого мудреца, который безошибочно расщепляет любую сложную проблему на атомы и находит решение. «Дело Ричарда Джуэлла» сделано примерно в той же интонации, что и почти все его поздние картины, — в этом смысле Иствуда можно сравнить с поздним Вуди Алленом, который тоже снимает примерно на одном дыхании свои последние ленты. Плохо ли это? Если вы ходите в кино ради сюрпризов, то возможно. Но для творчества Иствуда и Аллена уже давно подходит термин «предсказуемое удовольствие»: вы всегда знаете примерно, что ожидать от их фильмов, еще до похода в кино. И почти каждый раз довольными выходите из зала.
Второе неоспоримое достоинство «Дела Ричарда Джуэлла», вслед за мудростью Иствуда, – это невероятный актерский состав. Пол Уолтер Хаузер играет более стеснительную и кроткую версию самого себя из «Тони против всех», Сэм Рокуэлл — красиво ругающегося, но справедливого адвоката, Кэти Бейтс — трогательно ревущую маму. На другой стороне выделяются Джон Хэмм в любимом образе скользкого американца без определенных принципов и Оливия Уайлд, играющая журналистку-карьеристку Кэти Скраггс из местной газеты, которая ради эксклюзива готова переспать с кем надо.
Кстати, именно с воплощением образа Скраггс, реальной журналистки из Атланты, освещавшей это дело, связан главный скандал с фильмом. Историки этого происшествия, родные и коллеги Скраггс в один голос утверждают, что она никогда не занималась сексом ради эксклюзивов. Все это привело к тому, что Иствуда и автора сценария Билли Рэя («Капитан Филлипс») стали обвинять в прессе за намеренно подтасованные факты, непрофессионализм и даже харассмент. Сторонники же фильма защищают картину, говоря, что это «лишь одна минута из 129», но осадочек остался. Злые языки поговаривают, что из-за этого «Дело» не особенно мелькает в наградном сезоне.
Но кажется, что главная причина отсутствия на главные премии — художественные качества картины. «Дело Ричарда Джуэлла» — крепкая, искренняя, в некоторых моментах даже пронзительная, но не самая сильная работа Иствуда. Здесь нет откровенных провалов, как в некоторых его поздних лентах («Крученый мяч», «Потустороннее»), и вроде все на месте, но все-таки нет и блеска его лучших картин («Гран Торино», «Малышка на миллион», «Таинственная река»). Это, простите, просто еще один хороший фильм Иствуда. С другой стороны, в современном кинотеатральном мире, поделенном между супергероями и независимыми копеечными фильмами, есть острый голод вот на такие профессиональные человеческие американские драмы. И слава Богу, что Иствуду, как одному из главных достояний Америки, дают возможность продолжать в этом жанре снимать. Потому что, как ни крути, он в нем даже почти в 90 лет остается одним из лучших.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: