50 лучших фильмов 2019 года — от «Брачной истории», «Джокера» до «Текста». Выбор Правила жизни
«Атлантика»
Гран-при жюри Каннского кинофестиваля 2019
Кандидат от Сенегала на премию «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм»
Мистическая сенегальская драма о моряках, отправившихся в современную Европу за золотым руном, но потерпевших бедствие — и вернувшихся к своим невестам мертвыми душами. Самый странный, убедительный и красивый фильм о том, о чем другие снимают безыскусно и декларативно, — о миграции, неравенстве и войне миров.
«Бдение» (The Vigil)
Редкий ужастик про иудаизм, но со знакомым каждому русскому сюжетом: действие происходит в наши дни в Нью-Йорке, молодой еврей соглашается провести ночь в доме с покойником, не зная, что тот одержим демонами со времен холокоста. Жуткий, захватывающий, кошерный «Вий».
«Боль и слава»
Каждый год кто-то великий должен снимать фильм о своем детстве и своей маме. В прошлом году это был Альфонсо Куарон с фильмом «Рома», а в этот раз с задачей блестяще справился Педро Альмодовар. Сыгравший его альтер эго Антонио Бандерас — один из лучших актеров года. Про Пенелопу Крус в роли мамы травмированного гения и говорить неловко: богиня.
«Борьба с моей семьей»
Спродюсированная Дуэйном «Скалой» Джонсоном и снятая комиком Стивеном Мерчантом драмеди про чудаковатую семью британских рестлеров из второго дивизиона, чьи дети — мальчик и девочка — получили шанс пробиться в Америке. Настоящий «Рокки» для девчонок с отличным юмором — и с Флоренс Пью в главной роли.
«Варда глазами Аньес»
Ровесница XX века, режиссер Аньес Варда сняла этот документальный автобиографический фильм перед самой смертью. Поэтому из капустника, на котором мудрая бабушка кинематографа бы дурачилась, а живая святая бы хихикала над собой, он превратился в завещание. Завещание, предназначенное для всех, кто любит людей, кино и время, в котором выпало жить, — и не боится выражать эти чувства вслух.
«Верность»
Самый откровенный и вдумчивый российский фильм года, исследующий сексуальную фрустрацию тридцатилетних. Спасибо стриминговым сервисам за то, что теперь такое кино снимают и у нас.
«Гив ми либерти»
Русско-американская сенсация: смешной и грустный фильм о том, как в Милуоки, Висконсин, столкнулись лбами и судьбами русские иммигранты и чернокожие инвалиды, заезжие гастролеры-авантюристы и трогательный стариковский ансамбль белорусских и еврейских песен. Пронзительное кино о том, что подлинная свобода сокрыта в служении другим.
«Джокер»
Фильм, который сделал для комиксов больше, чем финальные «Мстители»: теперь у жанра есть не только кассовый рекорд, но и «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. «Джокер» — «Таксист» и «Король комедии» наших дней; может быть, от этого с ним и не поладил Мартин Скорсезе. Но дальше кино будет делаться только так, и никак иначе. И привыкнуть к этому лучше сейчас.
«Два папы»
Джонатан Прайс (Его Воробейшество из «Игры престолов») и Энтони Хопкинс (даже не знаем, какой фильм выбрать) играют двух понтификов, Бенедикта и Франциска. И ведут между собой, возможно, самый захватывающий диалог в кинематографе XXI века. Эту беседу стоит услышать.
«Отчет о пытках» (The Report)
Образцовый американский политический триллер — история о том, как несколько упрямых идеалистов разоблачили садистов, отдававших приказы пытать врагов государства. Кино о гражданском идеализме, которое сложно смотреть без зависти: не в каждой стране такое снимут.
«Достать ножи»
Пародийный — и при этом захватывающий и абсолютно логичный — детектив в английских традициях, но с американской режиссурой. И с международным звездным ансамблем — Дэниелом Крейгом и Аной де Армас, Крисом Эвансом и Тони Колетт, Доном Джонсоном и Джейми Ли Кертис, Кристофером Пламмером и Майклом Шэнноном. Это как «8 женщин», только без песен.
«Дылда»
Главная гордость русского кино в этом году и пример авторской деликатности: заметно, что после «Тесноты» Кантемир Балагов продолжил искать свою интонацию, сомневаться в себе и чувствовать ответственность перед героями, истории которых он взялся рассказать. В данном случае эти герои — две удивительные русские девушки, забирающие и дающие жизнь в послевоенном Ленинграде 1945 года.
«Звездные войны. Скайуокер. Восход»
Когда утихнет гнев фанатов, осознавших, что они не были соавторами этой саги (как не стали полноправными акционерами и поклонники «Игры престолов»), все согласятся: перед нами эталонный мономиф. Универсальная сказка, на которую будут равняться рассказчики во все времена.
«Ирландец»
Долгострой Netflix и Мартина Скорсезе, который выглядит тем слабее, чем громче режиссер критиковал в этом году своих конкурентов. Но это все равно эпохальная вещь — и пышные похороны жанра, которые Скорсезе сам же и породил. Не «Крестный отец», а Тайная вечеря глазами Иуды. Фильм со всеми славными парнями (Де Ниро, Пеши, Пачино, Кейтель), после которого кино о славных парнях можно уже не снимать.
«Правда»
В российском прокате с 6 февраля 2020 года
Европейский дебют автора «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээда напоминает Вавилонскую башню: режиссер мыслит по-японски, актрисы Жюльет Бинош и Катрин Денев говорят по-французски, актер Итан Хоук молчит по-английски. Но именно таким и должно быть кино о семье, в которой все друг друга любят — но никто никого не слышит. Отдельная радость — то, что параллельно с драмой о тайнах и обидах здесь в прямом смысле снимается комедия о кинематографе: все герои — актеры и сценаристы, занятые блокбастером про космос.
«К звездам»
А вот и сам семейный блокбастер про космос: невнятная в финале, но бесконечно красивая драма про примирение земного сына с небесным отцом. В ролях астронавтов — Брэд Питт и Томми Ли Джонс.
«Коко-ди Коко-да»
Гениальный скандинавский ужастик с концепцией, которую ни в коем случае нельзя выдавать зрителю. Но не раскрыв ее, не объяснишь, почему эта жуткая история про пикник семейной пары в лесу оказалась такой мощной. Просто поверьте!
«Кролик Джоджо» (Jojo Rabbit)
Триумфатор фестиваля в Торонто и аутсайдер «Золотого глобуса» и «Оскара»: абсурдная и нежная комедия Тайки Вайтити про маленького нациста и воображаемого Гитлера, с которым он дружит. Да, именно так — с «нежностью» и «Гитлером» в одном предложении.
«Лапочка» (Honey Boy)
Фильм по сценарию Шайи Лабафа, в котором условного Шайю Лабафа (ребенка, выросшего на съемочной площадке, рано ставшего звездой и чуть было не погубившего свою жизнь из-за депрессии) играют сразу три звезды — маленький Ноа Джуп, юный Лукас Хеджес и собственно матерый Шайа Лабаф. Отличный роман взросления — и образец эффективной семейной психотерапии.
«Люс» (Luce)
Провокационный фильм с «Сандэнса»: триллер о чернокожем школьнике, воспитанном продвинутой белой семьей (в роли родителей — Наоми Уоттс и Тим Рот) и решившем проверить своих родителей, сверстников и учителей на прочность. Изображая жертву и терроризируя всех вокруг, подросток Люцифер указывает на неочевидные уязвимости в современной системе ценностей либерального мира. И ставит зрителя в этический тупик. Страшно!
«Маленькие женщины»
В российском прокате — с 30 января 2020 года
Новая адаптация классического романа благодаря режиссуре Греты Гервиг получилась не только злободневной (это кино о женщинах, которые борются за право быть сценаристами собственных жизней), но и возвышенной и теплой. Не фильм, а воздушный шар, на котором хочется улететь куда глаза глядят. Идеальное святочное кино — да еще и с Сиршей Ронан и Тимоти Шаламе, Мерил Стрип и Лорой Дерн, Эммой Уотсон и Флоренс Пью.
«Мальчик русский»
Александр Сокуров недавно сказал Владимиру Путину, что любой молодой русский человек мечтает о двух вещах — справедливости и красоте. В этой причудливой музыкальной военной драме ученик Сокурова Александр Золотухин в полной мере проиллюстрировал тезис мастера. Хрупкое и прекрасное кино о национальной душе.
«Маяк»
В российском прокате — с 16 января 2020 года
Самый авторский ужастик года: черно-белая история про двух смотрителей маяка, в которой смешалось все — легенда о Прометее и библейские строки о лестнице Иакова, хичкоковские «Птицы» и физиологические подробности из романов Клайва Баркера, морские гады Говарда Лавкрафта и тихий террор Эдгара Аллана По. А в какой-то момент герои Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона здесь и вовсе переводят свои отношения из плоскости «Как я провел этим летом» в плоскость «Зеленого слоника».
«Мертвые не умирают»
2019 год был годом, когда все мастера повторяли собственные заклинания, дававшие им власть над публикой в прежние годы: Кен Лоуч и Терренс Малик, Абделатиф Кешиш и братья Дарденн, Квентин Тарантино и Джим Джармуш. Фильм Джармуша был назначен открывать Каннский кинофестиваль неслучайно: чему, как не комедии про зомби — то есть ходячих мертвецов с мышечной памятью вместо головы, — иллюстрировать смерть автора? Получилось и смешно, и грустно.
«Мстители: Финал»
Окей, относиться к этой франшизе можно по-разному, но за дюжину лет Marvel Studios превратились из аутсайдеров, взявших кабальный кредит у банка, в главных манимейкеров Голливуда. Без историй и характеров, которыми восхищаются миллионы людей по всему миру, это бы не получилось.
«Обезьяны» (Monos)
Жуткая латиноамериканская драма о детях-убийцах, воспитанных колумбийским наркокартелем. «Повелитель мух» этого года. «Безродные твари», помноженные на сто.
«Мы»
Социальный ужастик от автора «Прочь» получился не таким же сконцентрированным на своих целях, как предыдущий фильм Джордана Пила, но по-настоящему страшным, изобретательным и визионерским. А какая здесь партия у Элизабет Мосс!
«Неограненные драгоценности» (Uncut Gems)
Современный «Венецианский купец» от братьев Сэфди: трагикомедия об азартном, скользком и суетливом ростовщике из Нью-Йорка, который задолжал сразу всем — бандитам и семье, кредиторам и любовницам, баскетболистам и рэперам. И пытается в течение суток со всеми рассчитаться. Бенефис Адама Сэндлера: после фестиваля в Торонто все говорили, что комик должен войти в «оскаровский» шорт-лист. Увы, сейчас его шансы тают.
«Платформа» (El Hoyo)
Испанский ужастик об узниках футуристической многоэтажной тюрьмы. На каждом из сотен уровней — два заключенных. В центре камер — колодец, по которому раз в день сверху спускается платформа с едой. Те, кто оказался наверху, лакомятся панакотой, а те, кто внизу, пожирают друг друга. И никто из участников эксперимента не знает, на каком этаже проснется спустя месяц.
«Прачечная»
Манифест ответственного капитализма, снятый ветераном гражданского кино Стивеном Содербергом и вышедший на Netflix — платформе, всерьез задумавшейся в этом году над формулировкой этики будущего для всех. Антонио Бандерас, Мерил Стрип и Гэри Олдмен с театральными интонациями рассказывают зрителю, как именно его дурят и унижают воротилы финансового мира. Слушать их — и следить за их руками — и смешно и страшно.
«Прощание» (Farewell)
Американский фильм с китайскими актерами, который этим летом обставил в прокате «Мстителей» (тут мы, конечно, имеем в виду не общие сборы, а так называемую наработку на копию — среднюю посещаемость показов) — потому что доказал, что кроме белой и афроамериканской аудитории в Америке есть еще целая вселенная, для которой никто не снимает. Но прелесть этого фильма в том, что его азиатский сюжет универсален. В самом деле, историю про семью, которая тайком прощается с умирающей бабушкой, превращая досрочные поминки в фальшивую свадьбу, можно было снять и в России. Нет, не так: нужно было снять в России.
«Хандра»
Никем не замеченная (скомканная премьера состоялась месяц назад на кинофестивале «Черные ночи» в Таллине) русская сенсация — наш собственный «Ла-Ла Ленд» о страхах и надеждах тридцатилетних. С лирической музыкой, красивыми лицами и трогательными историями, в которых каждый, кто еще молод, узнает себя.
«Самая прекрасная пара» (Das schönste Paar)
Страшный европейский фильм о супружеской паре — учителях из Германии, ставших жертвами сексуального нападения на курорте в Испании. После года терапии и борьбы с травмой герои внезапно встречают насильника в метро и понимают, что он их сосед.
«Свистуны»
В российском прокате — с 18 февраля 2020 года
Веселый и изящный румынский нуар, доказывающий, что исчерпавших себя тем и жанров не существует, есть лишь режиссерская лень. Постановщик Корнелиу Порумбойю не из зануд. И поэтому блестяще реанимирует давно исследованный киноформат детектива с роковой красавицей, печальным сыщиком, зловещей мафией, беспомощной полицией, теорией заговора и тайным языком.
«Синонимы»
Фестивальное кино так часто полагается на образы, что порой забывает про речь. Этот парадоксальный фильм об израильтянине, мечтающем стать французом, напоминает: в основе любой истории все же лежит язык.
«Смерть нам к лицу»
В российском прокате — с 23 января 2020 года
Снятый на айфон российский фильм о красивой и трогательной молодой паре, которая ведет YouTube-хронику собственной борьбы с раком. Потрясающие актерские работы, деликатная режиссура и предельно убедительный сценарий, в котором уживаются и трагизм, и комизм.
«Солнцестояние»
Парадоксальный ужастик про невероятные приключения травмированных американских студентов в скандинавской секте. Впрочем, на этом месте мог бы оказаться и мистический триллер «Грань времени» — они нам одинаково дороги.
«Сувенир» (The Souvenir)
«Зови меня своим именем» этого года: грустная элегия о мучительном взрослении и невозможной любви, снятая со всем уважением к классике европейского кино. В главной роли — дочка Тильды Суинтон!
«Текст»
Смелый, наглый, честный, страшный — в общем, настоящий фильм о России 2019 года. Как и в случае с «Верностью», за прорыв в драматургии следует благодарить стриминговые платформы. Все те пока немноголюдные, но уютные онлайн-кинотеатры, которые защитят взрослых зрителей не только от блокбастеров, но и от внутренней цензуры российских кинематографистов.
«Ford против Ferrari»
Мэтт Деймон и Кристиан Бэйл после этого фильма должны стать мужчинами года по версии любого журнала. В этой гоночной саге есть все: скорость и тяжесть, соперничество и дружба, бесконечное одиночество и командная работа, рев раскаленных моторов и тишина хладнокровной мысли, воля и судьба, юмор и драма. Идеальный байопик эпохи, когда байопики уже и не снимают.
Топ-10 лучших фильмов года
10. «Меня зовут Долемайт»
Феерическая комедия с Эдди Мерфи и Уэсли Снайпсом, которую можно считать «черной» версией «Однажды в Голливуде»: главные герои — афроамериканские шоумены, придумавшие на рубеже 1960-х и 1970-х киножанр blaxploitation.
9. «Простой карандаш»
Достойнейший русский фильм о хождении в народ и по мукам: главная героиня — жена арестанта, бросившая богемную жизнь в столице, чтобы преподавать живопись в поселковой школе рядом с его тюрьмой. Но идеализму прекраснодушной героини будут сопротивляться и дети, и учителя, и даже березки.
Смешной и мудрый фильм болгарина Стефана Командарева о том, как его страна и не развелась с прошлым, и не обвенчалась с будущим. В ночь, когда все вокруг растерянно и невесело отмечают 30-летие со дня падения Берлинской стены, несколько патрульных полицейских катаются по Софии, разговаривая на серьезные темы и попадая в смешные передряги. Страшно недооцененный фильм. Очень человечный.
7. «С любовью, Антоша»
Биографический документальный фильм об Антоне Ельчине, в котором поражает выбор интонации: это не традиционный чинный и слезоточивый некролог, а бунтарский роман воспитания, после которого, как бы пафосно это ни звучало, веришь, что Ельчин продолжает жить в других. Во всех, кто так же молод, открыт миру и одержим желанием творить ради других.
6. «Извините, мы вас не застали»
Фильм для воспитания чувств: так сострадать, как его героям, в ушедшем году было некому. Невезучая британская семья сражается с нищетой и безразличием мира — и терпит одно поражение за другим.
5. «Прекрасный день по соседству»
В российском прокате — с 6 февраля 2020 года
Добрый-предобрый фильм о том, как угрюмый журналист Правила жизни взялся написать портретный очерк Фреда Роджерса — ведущего кукольных телепередач для детей, на баснях которого выросло несколько поколений американцев. Циничный журналист подозревает национального героя в жульничестве, но тот, кажется, и правда святой. И даже готов усыновить этого рассерженного юнца. Потрясающее кино о труде понимания и доброты. И великая работа Тома Хэнкса.
4. «Паразиты»
Триумфатор Канн-2019 и самый понятный и легкий авторский фильм года: изящная, красивая быстрая, трогательная, страшная и многослойная история о социальном неравенстве, запахе бедности и цвете богатства. Две южнокорейские семьи — благополучная и нищая — сражаются за футуристический особняк. Начинается все смешно, а заканчивается очень грустно.
3. «Однажды в Голливуде»
Про этот фильм можно написать так: «Лучшее кино Квентина Тарантино за...» — а дальше подставить какое угодно количество лет. Десять. Шестнадцать. Двадцать пять. А может быть, и пятьдесят шесть — столько в этом году исполнилось режиссеру.
2. «Тайная жизнь»
Сокрушительный фильм Терренса Малика о цене святости и подлинном смысле свободы. Главные герои — супруги-австрийцы, отказавшиеся присягнуть Гитлеру и обрекшие себя на муки. Единственная причина, почему нам не хватает духу назвать этот фильм лучшим за год, — то обстоятельство, что с его героями, в отличие от пары из «Брачной истории», не может отождествить себя ни один зритель. Они слишком крутые и слишком святые. Сделанные из другого теста.
1. «Брачная история»
Есть фильмы, которые смотришь из зрительского зала, а есть фильмы, которые смотришь изнутри — даже если описанная в них история не про тебя. У Ноа Баумбаха, Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера получилось именно такое кино, в котором зритель приходит посидеть на похоронах чужих любви и брака, а в итоге сам оказывается в могиле.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: