Что смотреть на Уральской биеннале современного искусства: выбор Правила жизни
За последние девять лет, что проходит Уральская биеннале современного искусства, Екатеринбург превратился в региональный культурный центр, который еще чуть-чуть — и будет конкурировать со столицей. Кураторы проделали большую работу по исследованию индустриального и культурного наследия Урала и доказали, что искусство способно вселить новую жизнь в заброшенные здания и действующие заводы.
В этом году основной проект биеннале развернулся на двух площадках: Уральском оптико-механическом заводе и в кинотеатре «Колизей». Специальные проекты проходят еще на нескольких площадках, в том числе в «Ельцин Центре».
Темой юбилейного года стало «бессмертие», куратором всей выставки — Шаоюй Вэн из нью-йоркского музея Соломона Гуггенхайма и редактор художественного журнала о современном Китае Leap Magazine. После продолжительного путешествия по России Вэн предложила изучить тему через взаимоотношение человека и технологий и через отношение к смерти в разных культурах. Вместе с куратором редакция Правила жизни выбрала самые интересные художественные объекты и площадки проекта.
Екатеринбург, основной проект
Площадка: Уральский оптико-механический завод (УОМЗ)
Что смотреть:
Питер Уоткинс, «Военная игра» (The War Game)
Фильм, Великобритания, 1965
Британский режиссер Питер Уоткинс снял псевдодокументальный фильм о последствиях советского ядерного удара по Великобритании. Кадры с истекающими кровью детьми и сожженной человеческой плотью шокировали аудиторию, и в итоге картину сняли с эфира и показали по телевизору только в 1985 году. Тем не менее «Военная игра» проехалась по нескольким международным фестивалям и в 1966 году получила специальный приз Венецианского кинофестиваля, а год спустя — «Оскар» как лучший полнометражный документальный фильм. Уоткинс намеренно снял фильм как выпуск новостей Би-би-си, критикуя бомбардировку Хиросимы и Нагасаки и то, как это освещалось в СМИ: тогда по новостям транслировали множество кадров с гигантским ядерным облаком и разрушенными зданиями, но умалчивали о мучительной смерти сотен тысяч человек.
Мария Сафронова, «Паника». Из серии «Офис»
Фигуративная живопись — не самый популярный жанр современного искусства, поэтому не заметить картины российской художницы Марии Сафроновой невозможно. На картине «Паника» Сафронова изображает антиутопию, в которой на цифровые технологии возложено слишком много надежд. Зависшие компьютеры приводят людей в такое отчаяние, словно это сцена из античной трагедии, перенесенная в современный мир. Так художница показывает уязвимость, казалось бы, совершенной системы, которая осуществляет контроль не только над работой, но и над эмоциями людей.
Джеймс Т. Хун, «Три суждения об опиумной войне»
Многоэкранная видеоинсталляция, эскизы и репродукции картин, игрушечные солдатики, 2015
Два экрана, установленных напротив друг друга, транслируют два совершенно разных видеоряда об одном и том же историческом событии — опиумных войнах XIX века. В фильме звучат цитаты участников событий, которые художник собрал в китайских и британских архивах. В то время как китайцы бунтовали против жестокости британских войск, их европейские оппоненты оправдывали колонизацию отсталостью азиатского народа. По мнению Хуна, войны не только положили начало индустриализации и модернизации Китая, но и безвозвратно уничтожили древние традиции. Художник считает, что эта проблема существует и сегодня: традиционные общества погибают во имя прогресса, пока Запад насаждает свою культуру как единственно истинную.
Карлос Аморалес, «Черное облако»
Одна из наиболее «инстаграмных» инсталляций относится к авторству известного мексиканского художника Карлоса Аморалеса. Она состоит из тысяч бумажных черных бабочек и мотыльков, неподвижно сидящих на стенах и потолке заводского помещения. Вдохновением для «Черного облака» стала миграция бабочек-монархов из Канады в Мексику, за которой Аморалес наблюдал каждый год в родном Мехико.
Площадка: кинотеатр «Колизей»
Что смотреть:
«Агентство сингулярных исследований», Dream Life
Проект Dream Life рассказывает о вымышленном научно-исследовательском проекте в области омолаживания организма при помощи управления сном, который инициировали советские биологи и инженеры в 1920-е годы. В процедурном кабинете зрители могут восстановить силы, отдохнув на заряженных социальной энергией базальтовых валунах-ретрансляторах, приобщиться к проповедуемым Dream Life ценностям общественной гармонии и личного счастья, а также войти в контакт с постоянно растущим кругом приверженцев проекта.
Екатеринбург, специальные проекты
Площадка: Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО
Арт-объект: «После нас»
Что подменяет современную реальность? Смартфоны, интернет или нейросети? Куратор Владимир Селезнев, лауреат престижных российских арт-премий — имени Курехина и «Инновация», — предложил художникам актуальную тему для рассуждений — взаимоотношения человека и цифровых технологий, которые все больше проникают в реальную жизнь. Переизбыток информации, как и избыточное производство товаров, побуждает современных художников создавать работы из уже существующих объектов. Художник Игорь Самолет создал предмет искусства буквально из собственной жизни: скриншоты его переписки, запросы в интернете и мусор из его комнаты стали ироничной инсталляцией под длинным названием «Не уверен, что вам это нужно, но вы должны знать, что я принимаю ванну в хвойном концентрате».
Площадка: «Ельцин Центр»
Арт-объект: «Урал Мари. Смерти нет»
Уральские марийцы — финно-угорский народ, чья история восходит к XVI веку, когда несогласные с властью Ивана Грозного уходили на Урал. Даже спустя столетия марийцы не приняли православие и по сей день следуют своим верованиям. Среди духовных практик — обращение к духам и богам на марийском языке, мелкие заговоры перед выходом на работу и просьбы о помощи в критических ситуациях. После перестройки и появления в марийских поселениях телевещания традиционных колдунов заменили экстрасенсы. Марийцы верят в связь с умершими близкими — те приходят во снах, чтобы пожаловаться о запущенной могиле, предупредить об опасности или позвать с собой.
Исследовательский проект Натальи Конрадовой, Александра Сорина и Федора Телкова знакомит с бытом и религией марийцев, подчеркивая основную тему: отношение к смерти. На выставке представлены фотографии, костюмы и короткие видео с биографиями и воспоминаниями людей, собранные после многочисленных экспедиций в Свердловскую область и Пермский край.
Тюмень, специальные проекты
Площадка: Музейный комплекс имени И. Я. Словцова
Арт-объект: «Все не то, чем кажется»
В этом году специальный проект Уральской биеннале во второй раз проходит в Сибири. Выставочное пространство, которое должно было открыть свои двери для посетителей двадцать лет назад, больше напоминает университетский корпус или торговый центр образца нулевых, но приехать сюда стоит ради работ молодых художников из Тюмени, Нижнего Тагила и других регионов России. Темой выставки стали мифы — семейные или исторические, они повествуют о сказочных героях детства, туманном советском прошлом или загадочной виртуальной реальности.
Тюменские художники Александра Мельникова и Сергей Кирьянов мифологизируют историю собственной семьи. Тяжело переживая смерть близкого человека и пытаясь сохранить память о нем, художники выходили на долгие прогулки на природу и собирали артефакты, которые напоминали им о бесконечном круговороте жизни и смерти. Основной элемент инсталляции — широко распространенная в Тюмени пампасная трава, которая для художников представляется простейшей формой жизни. Попадая на человека или животное, ее семя незаметно переносится на дальние расстояния. Так она осваивает новые земли и континенты, обеспечивая себе вечное существование.