«Жизнь с самим собой» — сериал о кризисе среднего возраста с Полом Раддом сразу в двух ролях
Майлз Эллиот (Пол Радд) — мужчина в самом расцвете сил, и все составляющие благополучия в его жизни присутствуют: симпатичный дом, милая жена, стабильная работа в рекламной компании. Правда, у них с женой до сих пор не получается завести детей, но они работают над этим: на процедуру ЭКО на общем счете отложены деньги, и вдобавок Майлз со дня на день должен нанести визит в центр репродукции, чтобы подтвердить свою фертильность. Его жена Кейт (Ашлинг Би) каждое утро пилит его на эту тему, но он никак не может собрать себя в кучу. Дело в том, что вся эта ширма благополучия скрывает руины, в которые давно превратилась жизнь Майлза.
А что с ним не так? — да всё. Работа опостылела, в семье кризис, воздушные шарики не радуют. И как назло под боком у Майлза суетится жизнерадостный коллега Дэн (Десмин Боргес) — он и работает с удовольствием, и карьера его идет в гору. Дэн, с его слов, в такой отличной форме, потому что недавно посетил тайский спа-салон: серия волшебных процедур – и ты как новенький! Не особо веря во все эти азиатские практики, нью-эйдж и чистку кармы за бешеные деньги, Майлз все же отправляется туда — во всяком случае, хуже уже не будет, думает он. Майлз даже не подозревает, какие приключения ждут его после посещения волшебного салона. Во время процедур что-то идет не так, и, возвратившись под вечер домой (а путь был долог и тернист), Майлз обнаруживает там собственного клона — Нового Майлза, который лучится улыбкой, больше не носит очки и пышет жизнелюбием. У него нет даже старинного шрама от аппендицита, как у «старого», поизносившегося Майлза, и в целом он похож на жизнерадостного идиота.
Со всем этим надо что-то делать, и Майлз вначале хочет избавиться от двойника, но ничего не выходит, и он принимает единственное логичное решение — использовать Нового с его нездоровым энтузиазмом для продвижения на работе. Американские критики, благосклонно принявшие сериал, сравнивают этот сюжет с волшебными превращениями, которые случаются в фильмах Чарли Кауфмана. А еще пишут, что тут «фильм "Большой" встречается с "Черным зеркалом". В "Большом" (1988) действительно очень похожий сюжет — Том Хэнкс играет ребенка в теле тридцатилетнего мужчины, который лучше любого взрослого разбирается в игрушках и поэтому придумывает блестящие творческие решения для фирмы, производящей игрушки. Новый Майлз тоже продвигает на работе "старого" Майлза успешную рекламную стратегию для крупного заказчика, которая идет "на ура" благодаря своему истошному оптимизму. Но это лишь один из микросюжетов сериала. А если перевести киношные сравнения на язык родных осин, то "Жизнь с самим собой" это сериал, где "Приключения Электроника" встречают "Осенний марафон". Пока со всех сторон положительный двойник зарабатывает Сыроежкину хорошие оценки, тот гуляет и бездельничает в гараже. А что происходит дальше? Правильно, ему это надоедает. Потому что нельзя просто так взять и выпасть из привычного жизненного цикла и перестать совершать над собой хоть какое-то усилие. И вдобавок, есть опасность, что "улучшенный" двойник заберет твою жизнь целиком. Мама хвалит Электроника — а Сыроежкину больно! Кейт ласково смотрит на Нового Майлза, весельчака и балагура, а "старому" остается лишь скрипеть зубами.
Тут мы как раз и выходим на разговор о пресловутой «лучшей версии себя», данной нам в представлении. Этот козел выглядит как мужик из рекламы, дует вместо колы зеленый чай, «заражает оптимизмом» коллег, точно знает, в какой момент лучше отвесить комплимент жене — в общем, бесит. Но главное – майлзов улучшенный клон в процессе существования наживает собственную грусть и свои проблемы. Он так рвется заместить во всем «старого» Майлза, потому что жизнь, которую тот считал тотальной неудачей, для клона как существа без прошлого — предмет мечтаний. Вот эта самая опостылевшая рутина, бесконечный мужской осенний марафон, где ты всем должен, а тебе никто. И при этом мало просто выполнять свои обязанности дома, на работе, в социуме вообще — нет, вдобавок, дружок, ты еще должен быть милым. Но эта самая рутина, похожая на клетку, откуда хочется сбежать – оказывается, она и держит тебя на плаву.
Вся эта хроника отчуждения и некоммуникабельности в сериале присутствует, но это все-таки не фильм Антониони, и сюжет отнюдь не сводится к экзистенциальным раздумьям. Тут есть ромком, детектив и комедия, с двумя Майлзами чего только не случается — приключения и погони, романтические свидания и слежка, похищения и бегство. История так ловко закрючкована, изобилует такими неожиданными сюжетными поворотами и флэшбеками, что восемь получасовых серий смотрятся на одном дыхании — и да, в конце каждой серии непременно присутствует старый добрый клифхэнгер. Но как бы искусен не был сценарий, главная удача сериала это все-таки Пол Радд. Понятно, что два по-настоящему разных Майлза в кадре это в большой степени заслуга гримеров. Но актер с таким азартом изображает Джекила и Хайда, себя и свою тень, двоечника и отличника, мужчину в раздрае и мужчину в порядке и снова в раздрае, что кажется, ему только дай, и он сыграет вам что угодно – да хоть Белоснежку и всех семерых гномов одновременно. Такой драматургически разноплановый материал большая удача для актера, и его днем с огнем сейчас не сыщешь на большом экране, где пятидесятилетний Радд все еще играет Человека-муравья.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: