Каким получился El Camino — фильм по «Во все тяжкие» о судьбе Джесси Пинкмана
Внимание! В рецензии есть небольшие спойлеры, которые никак не испортят удовольствие от просмотра фильма.
Опустела без него земля. Уолтер Уайт мертв. Об этом Винс Гиллиган, шоураннер, возможно, лучшего сериала XXI века «Во все тяжкие», зачем-то рассказал еще до выхода двухчасового спешла El Camino, который спустя шесть лет должен был закрыть все вопросы о том, что же на самом деле произошло в финальной серии пятого сезона.
Конечно, воспринимать El Camino как отдельный полнометражный фильм невозможно — он совершенно непонятен в отрыве от оригинального сериала (поэтому лучше сначала пересмотреть его целиком, это хороший повод). Но это и не бонусный материал на коллекционном Blu-Ray для фанатов, которым неймется узнать, чем же все на самом деле кончилось. Иначе говоря, El Camino имеет самостоятельную художественную ценность, это все еще масштабное и выразительное кино за авторством прославленного шоураннера Винса Гиллигана, но это и элемент сериала, лишь один из эпизодов, являющийся любовным постскриптумом и последней пометкой на полях старой записной книжки.
В заглавии подразумевается и знаменитый американский автомобиль Chevrolet El Camino, который появляется в фильме, и перевод названия этой модели с испанского — «путь, дорога», которую нужно пройти Джесси Пинкману, осиротевшему без Уолтера Уайта, чтобы стать наконец свободным человеком: свободным от наркотиков, воспоминаний о подельнике (лысый Брайан Крэнстон, кстати, все же появится в аккуратном необязательном флешбэке), о любимой, которую он потерял (Кристен Риттер со времен «Во все тяжкие» успела сыграть в марвеловском сериале «Джессика Джонс»). Кстати, свободным и от всех заработанных денег, потому что свобода, как Джесси быстро выяснит, стоит дорого и дается лишь тем, кто готов покориться судьбе.
Когда-то глуповатый Пинкман, из всех слов английского языка предпочитавший только bitch, желал легко подзаработать, но центральная идея «Во все тяжкие» как раз в том, что просто так в жизни ничего не дается. Для винтовара Уолтера Уайта это был ответ лицемерному обществу, из-за которого он прозябал в нищете, и еще попытка обеспечить будущее для семьи, которая останется без кормильца. И в сериале мы следили в основном за его линией. Гиллиган в El Camino показывает неожиданный разрез той же истории — но со стороны несчастного миньона главного героя, не отягощенного ни сложной моралью, ни близкими людьми.
Оказалось, что все сложится плачевно даже для такого маргинала, который вроде бы мог уйти с огромными деньгами, наваренными на наркоте, безо всяких проблем. Если вкратце, то El Camino лишний раз подтверждает — жизнь трахнет каждого. Поэтому и вечно молодой и дерзкий Пинкман постарел, стал молчалив, суров и чуть более рассудителен.
Как и «Во все тяжкие», El Camino убедительно показывает самое непроглядное американское захолустье и его обитателей — так блестяще это удается, пожалуй, только Гиллигану и еще нескольким авторам, которыми он вдохновлялся, типа братьев Коэн. Как и сериал, в El Camino жизнь white trash, белого отребья, идет своим чередом. Это была основная целевая аудитория того незамысловатого продукта, который производили Пинкман и Уолтер Уайт в промышленных масштабах. Одни делают, другие потребляют, вот и вся разница между ними. Поэтому сцена в гараже, где неприятные косматые мужчины, знакомые нам по прошлым сезонам, сидят и нюхают с зеркальца, кажется в El Camino самой сильной. «Кокаин и мормоны — это его фишка», — кричит один другому. Затем туда входит Пинкман, чтобы расправиться со своим прошлым в адреналиновой вестерновой перестрелке, во время которой становится трудно дышать.
Одно лишь замечание можно сделать El Camino, который позиционируется каналом AMC и Netflix как полнометражный фильм. Винс Гиллиган все же в полный метр пока не умеет, он телевизионщик до мозга костей, поэтому режиссер, не особо задумываясь, клеит подряд три сорокаминутные серии, обрезая у них клиффхэнгеры. Таким образом навряд ли получается настоящее кино. Но и отвлечься от трех новых эпизодов «Во все тяжкие» никак не выходит — все же, как выяснилось, мы по этому сериалу слишком соскучились: здесь тот же филигранный ритм, что и был раньше, но все же поживее, чем в приквеле «Лучше звоните Солу», который славится бескомпромиссной обстоятельностью. Но зато Гиллиган все так же суров, не делает за нас выводов, не читает героям нотаций, не накручивает библейского или иного символизма. Без лишних проволочек Пинкман отправляется в свое непримечательное будущее, которое мы, надеюсь, никогда не увидим и которое он, видит бог, выстрадал и заслужил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: