«Шальная императрица»: каким получился мини-сериал «Екатерина Великая» с Хелен Миррен (спойлер: пикантным)

3 октября в онлайн-сервисе Amediateka одновременно появились все четыре серии мини-сериала HBO и Sky Atlantic «Екатерина Великая», в котором русскую императрицу сыграла Хелен Миррен. Несмотря на очевидные достоинства проекта, без клюквы все же не обошлось.
«Шальная императрица»: каким получился мини-сериал «Екатерина Великая» с Хелен Миррен (спойлер: пикантным)
HBO

При всем уважении к блестящей британской актрисе русского происхождения, воплотившей на экране образы уже трех английских королев, нашего зрителя в новом историческом эпике наверняка прежде всего заинтересует степень достоверности исторических событий и персонажей. Или, иными словами, не является ли это зрелище очередной «клюквой» с медведями в кокошниках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В каком-то смысле да — сюжет базируется на целом корпусе баек, преданий и легенд, существующих вокруг связи венценосной правительницы с одним из ее фаворитов светлейшим князем Потемкиным-Таврическим (стоит сразу оговорить, что Джейсон Кларк в этой роли необычайно убедителен). Любопытно, что основные съемки на натуре проходили в Латвии, а матчастью новый сериал обеспечивала производственная компания Baltic Film Services — именно ей мы обязаны сериалом «Чернобыль», который с точки зрения фактуры большинство зрителей и критиков оценили как работу тонкой выделки и редкой достоверности. В то же время в послужном списке BFS и те самые нетфликсовские «Последние цари», грешащие огромным количеством ляпов вроде кадра, где на Красной площади в 1905 году уже красуется ленинский Мавзолей. Сценарий «Екатерины Великой» написал британский драматург Найджел Уильямс, уже сочинивший для Миррен в 2005 году мини-сериал про Елизавету, королеву-девственницу, и совсем недавно добавивший в сериал «Имя Розы» сюжетные линии, которых не было в романе Умберто Эко.

HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рассказ начинается с исторического момента, когда уже облеченная властью Екатерина, возведенная на трон заговором высшего дворянства, посещает в тюрьме Шлиссельбурга таинственного «узника номер один» — это несчастный Иван VI, в младенческом возрасте продержавшийся на российском престоле год, после чего проведший всю оставшуюся жизнь в одиночном заключении. Вскоре после этого Иван Антонович был умерщвлен в результате заговора Мировича, желавшего произвести на российском троне очередную династическую рокировку — случилось это спустя два года после восшествия Екатерины на престол, и на тот момент ей было 35 лет. Таким образом, 74-летней Миррен приходится играть свою героиню в разном возрасте — от зрелости до смерти, и справляется она с этим блестяще. А в кадре появляется интересный фон: во время званого обеда Екатерина демонстрирует гостям чудесную диковину — обеденный стол с подъемным механизмом, с помощью которого блюда доставлялись с кухни, расположенной этажом ниже. Этот механический кунштюк принадлежит убранству павильона Эрмитаж в Царском Селе — сам павильон, его интерьер, а также аллея перед Екатерининским дворцом тоже присутствуют в кадре. Но в основном резиденцию Екатерины изображает другое историческое строение, никогда ею не бывшее, — одно из последних творений Растрелли, Рундальский дворец был выстроен им для Бирона в Курляндии, а после ее присоединения к Российской империи в 1795 году был выкуплен Екатериной и подарен брату ее последнего фаворита Платона Зубова. И что с того, что в этом дворце происходили совсем другие исторические события, а вовсе не те, что показаны в сериале, — этот ныне находящийся на территории Латвии дворец прекрасен и всяко лучше выглядит в исторических съемках, чем нарисованная на компьютере декорация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но оставим дворцы и интерьеры и обратимся к историческим анекдотам. В начале истории мы застаем фаворита Екатерины Григория Орлова (Ричард Роксбург) в сокрушении из-за остывающих между ними чувств. Это, впрочем, совершенно не мешает ему пользовать в кадре некую безымянную девицу, одновременно обсуждая дворцовые интриги с братом Алексеем (Кевин МакНалли), — ну как тут не вспомнить легендарную российскую рекламу контрацептивов с ударной фразой: «К вам граф Орлов с визитом!»

А между тем опостылевшему Орлову уже наступает на пятки его тезка, видный и горячий мужчина Григорий Потемкин. И вот тут-то драматург Уильямс и не упускает момента вставить в повествование сцену драки Потемкина с братьями Орловыми в бильярдной, когда они, навалившись вдвоем, выкидывают его из окна, — существует несколько исторических версий того, каким образом светлейший лишился глаза, и это одна из них. По ходу действия этот невидящий потемкинский глаз (в разных живописаниях Потемкина в кино он то правый, то левый) снова становится живым, сверкающим и яростным — но и особо не возразишь, ведь светлейшего не было принято изображать с этим дефектом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO

Важнейшие моменты русской истории вроде пленения Пугачева даны в сериале впроброс. За исключением покорения Крыма будущим князем Таврическим — ему посвящена изрядная часть третьей серии, и крымский проект здесь дипломатично трактуется англичанами как неотступная навязчивая идея Потемкина. Между кланом Орловых и Потемкиным периодически встревает мудрейший дипломат и воспитатель престолонаследника Никита Иванович Панин (Рори Киннер), а в любовных делах Екатерина слушает исключительно советов здравомыслящей графини Брюс (Джина МакКи).

Но основное время и недюжинные старания драматургов отданы все-таки лав-стори Екатерины и Потемкина, которая носит все черты фривольности своего времени (преданно любя друг друга, оба заводят многочисленных любовников и любовниц), ухитряясь при этом оставаться звеняще романтичной. Впервые Екатерина выделяет Потемкина из толпы на костюмированном балу, куда всем мужчинам велено явиться переодетыми в женское платье (исторический факт! такие забавы были в ходу еще при Елизавете Петровне), — он роскошно смотрится в декольте с широченными плечами и разукрашенной Орловыми физиономией. Но стоит красавцу мужчине отправиться на переговоры с турками, как неугомонная императрица берет в постель пригожего корнета Васильчикова (Сэм Палладио), и это тоже исторический факт, имеющий датировку: 1772–1774 годы. И обыгран он британским сценаристом с изрядным юмором: выдворенный из теплой царской постели юноша встречает на лестнице Потемкина. «Вы спускаетесь, а я — поднимаюсь!» — говорит будущий фаворит отставленному.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO

Хорош в сериале и нервный Павел (Джозеф Куинн) — страдающий от пренебрежения матери и мечущийся по дворцовым покоям с выпученными глазами бедолага, который после ее смерти подпишет документ, отныне исключающий для женщин возможность наследовать престол.

Если доверить разбор исторических неточностей сериала профессиональному знатоку екатерининского периода русской истории, он наверняка накопает в английском сценарии куда больше ошибок или намеренных искажений — вроде того, что Потемкин, по свидетельству современников, не сквернословил при людях ниже себя рангом, а Екатерину хватил удар при гораздо более неприглядных обстоятельствах, чем это показано в сериале. И каким бы обезумевшим от несправедливости ни был Павел, узнавший, что Екатерина прочит корону в обход его законного права его сыну, он вряд ли переступил бы через тело умирающей матери — но сгущать краски тоже святое право драматургов. Однако в целом нужно отдать сериалу должное: британские актеры, кажется, просто не умеют играть плохо, и пусть даже на материале русской истории вышла очередная развесистая клюква — зато это первоклассная, свежайшая клюква первого отжима.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: