Как Кирстен Данст излечилась от меланхолии — и доказала, что она блестящая комедийная актриса
Когда сериал «Настоящий детектив» сделал из актера второсортных комедий Мэтью Макконахи короля драмы и новую мегазвезду Голливуда, критики окрестили возрождение его увядавшей карьеры «макконессансом». То, что сейчас происходит благодаря телевидению с карьерой Кирстен Данст, можно с полным основанием назвать «кирстенниссансом»: актриса будто обрела второе дыхание, сменив амплуа романтической героини на образ заправской комедиантки.
Кирстен стала звездой слишком рано: ее честолюбивая мать Инес, бывшая стюардесса «Люфтганзы» и обладательница нешуточных творческих амбиций, одно время владела собственной художественной галереей, но в какой-то момент сделала ставку на дочь. Кирстен была очаровательным ребенком — белокурые локоны, ямочки на щеках и безмятежная улыбка, — и Инес распорядилась этим достоянием прагматично, твердой рукой подписав контракты сразу с двумя модельными агентствами. В возрасте 8 лет Кирстен Данст впервые попала на съемочную площадку — и сразу к мэтру: она снялась у Вуди Аллена в эпизоде «Нью-йоркских историй». А спустя три года, когда родители разошлись, Инес с детьми перебралась в Калифорнию. В возрасте 11 лет Кирстен, на тот момент уже жительница Лос-Анджелеса с начальным актерским багажом, прошла кастинг на роль Клодии в фильме «Интервью с вампиром» и оказалась в компании актеров, которые были главными секс-символами 1990-х годов: Брэда Питта, Тома Круза и Антонио Бандераса.
Впоследствии Данст, которая ошеломила критиков своим умением играть взрослую женщину под личиной ребенка, безо всякого восторга вспоминала свой первый экранный поцелуй с Брэдом Питтом — он же и первый поцелуй в жизни. «Понимаю, что о таком мечтали тогда все женщины, но мне было не по себе — вообще-то он был на 18 лет меня старше, а я тогда даже с мальчиками еще не встречалась». Кирстен верила в городскую легенду, что если взрослый поцелует ребенка, тот непременно заразится страшной инфекцией. Но как бы то ни было, отработала она на отлично — и не только не потерялась на фоне более опытных актеров, но и привлекла к себе всеобщее внимание, в столь юном возрасте явив себя миру в образе меланхоличной девы, путешествующей сквозь века и навсегда уставшей от жизни.
Следующую большую роль в таком же амплуа Кирстен сыграет в «Девственницах-самоубийцах» (1999) Софии Копполы – нежной балладе о хрупкости бытия, умирающей красоте и ангелоподобных девушках в цвету, решивших никогда не взрослеть. Кирстен по-прежнему была неподражаема в образе невинной девы с каким-то надломом и червоточиной внутри. Но, памятуя о не самом приятном опыте с Питтом, отказалась от роли в «Красоте по-американски», где для ее героини была прописана эротическая сцена с Кевином Спейси.
Зато в ее карьере случился первый блокбастер — кинокомикс «Человек-паук» (2002), сделавший Кирстен и Тоби Магуайра бешено популярными; по иронии судьбы именно Кирстен вместе с партнером получит приз MTV за лучший экранный поцелуй года. После успеха первого фильма актеры были обеспечены работой на годы вперед, и Кирстен Данст, по-прежнему жившей с матерью и младшим братом в пригороде Лос-Анджелеса, пришлось вживаться в образ кинозвезды и даже нацепить брекеты для создания образцовой голливудской улыбки. Впрочем, скоро она сказала себе, что истязать себя ради того, чтобы соответствовать придуманным стандартам, ни к чему, и рассталась с этим неудобным приспособлением, так и не обзаведясь идеальным прикусом.
После того как съемки последнего фильма франшизы о Человеке-пауке закончились, Кирстен Данст исчезла с радаров. Позже она расскажет, что, будучи профессионалом с юных лет, который просто не может себе позволить дать выход эмоциям и выпустить пар, в какой-то момент она столкнулась с выгоранием. Переживая глубокую депрессию, в 2008 году Данст прошла реабилитацию в клинике.
Ее карьера возродилась спустя три года, когда Кирстен сыграла в «Меланхолии» Ларса фон Триера женщину, пережившую кризис и бесстрашно ожидающую конца света, который принесет ей долгожданный покой. Циничный Триер потирал руки: в одном из интервью он обмолвился, что ему повезло, что у Кирстен уже были проблемы психологического характера, – зато ей ничего не пришлось объяснять. С Триером актрисе пришлось натерпеться всякого – чего стоит один вселенский позор на кинофестивале в Каннах, когда режиссер, закусив удила, понес такую околесицу, что ей пришлось краснеть перед публикой и журналистами. Он утверждал, что Кирстен так понравилось сниматься обнаженной, что он обещал снять ее в порнофильме, а потом заговорил о своей симпатии к Гитлеру. Впоследствии Кирстен простит эксцентричному творцу его дурацкие выходки и пережитый совместный позор и скажет, что он всего лишь хотел развлечь свою аудиторию, просто его занесло. Тогда Ларс фон Триер был объявлен Каннским фестивалем персоной нон-грата, а Кирстен получила приз за лучшую женскую роль.
«Меланхолия» будто излечила ее — Данст решила сменить амплуа с романтического на комедийное. Она снялась в «Холостячках» (2012) — отчаянной комедии о трех незамужних подружках, испортивших свадьбу той, которая первой пошла под венец.
Второй сезон сериала «Фарго» явил миру новую Кирстен Данст, так же свободно чувствующую себя в комедийных ролях битых жизнью теток, как раньше в роли томных меланхоличных дев. Телевидение позволило Данст как актрисе обрести второе дыхание, хоть поначалу она и сетовала, что в сериалах «слишком много режиссеров и мало дублей».
В своем новом сериале «Становясь богом в Центральной Флориде» Кирстен не только сыграла главную роль, но и выступила в качестве продюсера: как и ее коллеги, она понимает, что киноиндустрия пребывает в стагнации, а интересных ролей на ТВ сейчас больше.
Ее героиня Кристал Стаббс — из тех, кого жизнь заставила крутиться как уж на сковородке. Вначале ее наивный и восторженный муженек, сменивший собрания анонимных алкоголиков на финансовую пирамиду под названием «Основатели американской торговли», по уши увязает в псевдобизнесе, ставя под угрозу благополучие семьи. Каких только методов увещевания не использует Кристал, но ни уговорами, ни руганью, ни притворным потаканием ей не удается рассеять морок и снять порчу, которую навели на ее милого дурачка нахальные гуру «предпринимательства». В роли Трэвиса Стаббса снялся давний партнер Кирстен Данст по «Меланхолии» Александр Скарсгорд, будто уставший, подобно ей самой, без конца появляться на экране в роли томных романтических героев. С отрешенным взглядом и дурацкой улыбкой Трэвис преданно смотрит в рот вышестоящему менеджеру Коди (Теодор Пеллерен), пока тот бессовестно эксплуатирует простофилю, заставляя вербовать новых адептов торговой секты и разъезжать по пригородам вечерами после постылой работы в страховой компании. При виде того, как благосостояние ее семьи вылетает в трубу в честь пустых мечтаний Трэвиса, Кристал может только скрипеть зубами, пока в один кошмарный день муженек не съезжает с дороги в болото, где его сжирает аллигатор.
И вот Кристал — молодая вдова с младенцем на руках. Мало ей неоплаченной ипотеки, так вдобавок на хвосте у нее повис, как пиявка, супервайзер Коди, потерявший в лице Трэвиса лучшего вербовщика, а вместо денег на счету — лишь гора ненужных товаров от «Основателей американской торговли». Загвоздка в том, что эта организация работает как тоталитарная секта: ты не можешь просто загнать товар любым удобным тебе способом, а непременно обязан создать сеть нижестоящих распространителей — и тогда тебя повысят в звании и начислят бонусы. Придумал это безобразие некий Оби Гарбо Второй (Тед Ливайн), без устали компостирующий мозги своим адептам с помощью пафосных «мотивирующих» речей, записанных на аудиокассеты. Поначалу вся эта история выглядит энергичной черной комедией, но, как часто случается в этом жанре, скоро сквозь нее начинает проглядывать нешуточная экзистенциальная драма.
Достаточно ли тебя потрепала жизнь, чтобы, наплевав на совесть и здравый смысл, ты стал вербовщиком малых сих, следующих дурачков, подпирающих основание финансовой пирамиды? Их слабость, как и твоя, только в том, что польстились на эти мантры: «Будь сам себе начальником, поверь в успех — и тут же станешь миллионером». И вот уже Кристал, как заправская акула бизнеса, выковыривает пинцетом брекеты, потому что нет денег на стоматолога, и подкатывает с «деловым предложением» к милому соседу-рохле, вместе с которым на износ работает в аквапарке, потому что ипотека сама себя не заплатит. Кажется, что проблематика этой истории укоренена в девяностых с их верой в быстрое обогащение и обожествлением многочисленных богов предпринимательства и волков с Уолл-стрит. Но чем дальше движется сюжет, тем очевиднее становится, что это изощренно придуманная и не такая уж смешная сага о маленьком человеке, которого мир ловил — а вот поймал или нет, станет понятно лишь к финалу сезона. Но что совершенно понятно по эпизодам, уже вышедшим в эфир, что звезда сериала Кирстен Данст находится на пике творческой формы, и в этом материале ей действительно есть где развернуться — пожалуй, такой мы ее еще не видели.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: