Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества
«Годы» (2019)
Сразу после выхода на BBC One мини-сериал, поставленный Расселлом Т. Дэвисом, стал хитом и фаворитом критиков. На протяжении шести серий здесь рассказывается история обширного семейства Лайонсов. Обыденный, казалось бы, сюжет, если бы не время действия: сначала мы видим Лайонсов в наши дни, но уже через несколько минут при помощи пары непринужденных монтажных склеек уносимся на несколько лет вперед. Таких скачков здесь будет несколько, а в целом сюжет охватывает несколько десятилетий, предлагая кропотливый и скрупулезный футурологический анализ того, что ждет человечество, учитывая, где оно сейчас находится. В сети уже можно найти несколько текстов, исследующих предложенные в сериале новейшие изобретения и вероятность описанного развития событий. С точки зрения жанра «Годы» — это не антиутопия (жанр куда более метафорический, в чем можно убедиться на примере, скажем, «Рассказа служанки»), а дистопия — вариант будущего, которое от нашего мира отличают всего несколько значительных элементов. Любопытно, что этот жанр, некогда популярный, сейчас действительно обретает новую жизнь — в ближайшем будущем разворачивается, например, новый сезон насквозь реалистического сериала «Любовники». Фокус в том, что подобного рода фантазии часто помогают лучше понять происходящее в нашем сегодня. Мы решили вспомнить еще несколько примеров таких фантазий.
«Грань» (2008–2013)
Сериал Дж. Дж. Абрамса, незаслуженно оставшийся в тени шедшего параллельно «Остаться в живых», первоначально позиционировался как вольное посвящение «Секретным материалам», однако в результате вырос в нечто совершенно иное. Согласно завязке, в Америке начинают творится очень странные, явно потусторонние дела, которые берется расследовать агент ФБР Оливия Данэм. По ходу расследования она объединяет усилия с сумасшедшим ученым Уолтером Бишопом и его сыном Питером. Постепенно они устанавливают связь с параллельной вселенной (почти такой же, как наша), а в финальном сезоне и вовсе переносятся в 2036 год. Как и в «Годах», в «Грани» есть едва заметный сдвиг реальности и предложен один из вариантов вероятного развития событий в нашей вселенной. В то же время постепенно сериал превращается в развернутый разговор о проблемах отцов и детей, так что у зрителя оказывается затронут не только ум, но и сердце.
«1983» (2018)
Шествие Netflix по планете, как известно, позволяет нам знакомиться с телепродукцией стран, которых мы в производстве сериалов мирового качества и не подозревали. В данном случае речь идет о польском сериале, спродюсированном заслуженным режиссером Агнешкой Холланд («Полное затмение» с Леонардо ДиКаприо в роли Артюра Рембо). Суть авторской фантазии здесь в том, что в начале восьмидесятых движение «Солидарность» перестаралось с противостоянием режиму, устроило несколько терактов — и Польша так и осталась коммунистической. Основное же действие разворачивается в двухтысячных годах. Начав расследовать самоубийство подростка, инспектор народной полиции Анатоль натыкается на гораздо более глубинные политические процессы, о которых даже не подозревал. Российскому зрителю наверняка согреет сердце тот факт, что одну из ролей здесь сыграла Михалина Ольшанска, знакомая по заглавной роли в фильме «Матильда».
«Америка» (1987)
Кино, как известно, не только важнейшее, но и самое идеологизированное из искусств. Так, во время последних залпов холодной войны на свет появилось произведение поистине поразительное — даже по нынешним временам. Итак, в 1987 году Советский Союз поднатужился и при помощи сверхсовременного оружия завоевал-таки США. Основное действие разворачивается спустя десять лет после начала оккупации. Полковник Денисов (Сэм Нил) и генерал Саманов (Армин Мюллер-Шталь) пытаются вести марионеточное правительство к победе мирового коммунизма. Из лагеря тем временем выходит на свободу бывший президент в исполнении Криса Кристофферсона, который хоть человек и пожилой, но все же поднимает народ на бунт. Несмотря на то что сериал технически безвозвратно устарел, смотреть на все происходящее невероятно увлекательно. Во-первых, с точки зрения точности воспроизведения советского быта, а во-вторых, чтобы увидеть невероятный страх тогдашних американцев, вызванный тем, что СССР будет стоять вечно.
«В поле зрения» (2011–2016)
Для того чтобы не допустить повторения событий 11 сентября, правительство заказывает машину, анализирующую данные видеонаблюдения, телефонные разговоры и прочие личные данные, чтобы предсказывать террористические атаки. Разработчик машины по имени Гарольд Финч обнаруживает, что машину можно использовать и для предотвращения рядовых преступлений. Воспользоваться этим открытием ему не удается вследствие нападения, однако после того, как его объявляют мертвым, он нанимает экс-спецназовца Джона Риза (Джеймс Кэвизел) для неофициального обеспечения правопорядка. Придуманный Джонатаном Ноланом (брат Кристофера, автор сценария почти всех его фильмов и создатель «Мира Дикого Запада») сериал формально вовсе проходит по рангу детектива, но по ходу действия выстраивает гипотетическую картину будущего, подчиненного искусственному интеллекту. Впрочем, не такую уж гипотетическую — зрители «В поле зрения» наверняка совсем не удивились скандалу с Эдвардом Сноуденом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: