Как начать понимать современное искусство: объясняем на примере работ арт-группы «Курил Что» (рассказывает сам автор)
Арт-группа «Курил Что», основал которую художник и лидер объединения Николай Ставрогин (творческий псевдоним: это имя главного героя произведения «Бесы» Достоевского), — это относительно новая команда на просторах русскоязычного уличного искусства, создающая коллажи и графику на важные сегодня темы. Их работы известны по всему миру — от Рима и Амстердама до Хельсинки и Южно-Сахалинска, а простые образы и формы заставляют задуматься о глубоком смысле увиденного.
Редакция Правила жизни попросила Николая Ставрогина, автора фломастерных работ, которые он создает на бумажных полотнах А4, рассказать о своем творчестве. Художник согласился расшифровать смысл некоторых из них — и таким образом помочь читателям Правила жизни немного лучше понять современное искусство.
1. «Дама с единорогом»
«Ремейк известной картины "Дама с единорогом" Рафаэля Санти. У Рафаэля нарисована целомудренная, благородная, обеспеченная дама, явно продолжающая традиции своей семьи. Она, скучающая, сидит у окна, на фоне озерного пейзажа. На ремейке появляется важная деталь — пластиковый стул, на котором сидит дама. Стул, присущий современности, как символ пластикового ширпотреба. Он выдает нашу даму. Плюс она нарисована маркерами, максимально современным инструментом. Стул ставит под сомнение ее происхождение и благородность — вполне возможно, что она в прокатном костюме сидит на фоне фотообоев или пресс-волла в фотостудии».
2. «Художник с кисточкой»
«Самоирония над профессией художника. Курил Что нарисовал свой мини-автопортрет, взяв за основу значок из эмодзи-клавиатуры. У большинства людей есть устоявшаяся ассоциация с образом художника — человек в берете с палитрой на пальце и кисточкой».
3. «Иосиф Кобзон»
«Работа сделана 30.08.2018 — в день, когда появилась новость о смерти Иосифа Кобзона. Был Кобзон в парике и с микрофоном, Кобзон умер, остался только парик и микрофон. Музыка Кобзона еще долго будет преследовать нас на всех маршрутах и во всех маршрутках нашей великой страны».
4. «Красный Пистон»
«Портрет Красного Пистона из группы "Поехали". Работа из серии портретов ныне живущих деятелей культуры, чье творчество как бальзам на душу для Курила Что».
5. «Шило»
«Портрет Шила из группы "Кровосток". Работа из серии портретов ныне живущих деятелей культуры, чье творчество как бальзам на душу для Курила Что. Со школьного возраста художник с молоком матери впитал тексты группы "Кровосток".
6. «Петроградский район»
«Спиленные тополя на Петроградке. В Питере в центре города, особенно в Петроградском районе, очень много тополей, они высокие и неустойчивые. Чтобы они не падали, их регулярно спиливают, и из них во все стороны вырастают тоненькие молоденькие веточки. Это очень типичный для города весенний пейзаж — когда из этих спиленных черных старых тополей торчат острые, стремящиеся вверх ветки».
7. «Виды земли с самолета»
«Это нетипичная работа для художника, потому что выглядит как абстракция, а у него нет практически абстрактных работ. Узоры, которые бывает видно на земле из иллюминатора самолета, вдохновили художника на серию работ. Это формы полей, водоемов, мелиорационных систем и прочее».
8. «Фудзи»
«Курил Что — фанат Японии, изучает японскую культуру, искусство, занимается айкидо и кендо. Эта работа из серии, посвященной Японии, которую художник сделал после прочтения книги Ямамото Цунэтомо "Хагакурэ" (1716 год), — это такой свод правил самурая, практическое и духовное руководство воина. Сама работа — это ремейк картины "Фудзи" одного из самых известных художников Японии Кацусики Хокусая».
9. Gender Surprise
«Ирония над неожиданными гендерными фокусами и перевоплощениями».